Корпоративные коммуникации
Эта категория в классификаторе АКОС представлена как «коммуникации, направленные на формирование положительного имиджа компании в бизнес-среде, в том числе отношения со СМИ, корпоративную социальную ответственность, корпоративные благотворительные программы». Такой спектр услуг тоже достаточно полно характеризует то, чем должно заниматься PR-агентство. Посмотрим, существуют ли агентства с таким функционалом на практике.
Московское агентство PR-partner выделяет у себя всего три услуги: «работа со СМИ», «работа с сотрудниками» и «работа с партнерами»8. За исключением благотворительных акций, услуги данного агентства полностью отражают пункт «корпоративные коммуникации», заявленный в классификаторе АКОС. И заметим, что услуги максимально четко сформулированы – нет ничего лишнего.
Довольно большое количество агентств, в том числе и региональных, специализирующихся именно на PR-услугах, четко ограничивают сферу своей деятельности. В перечне услуг таких агентств все реже встречаются направления, напрямую не связанные с PR (коммуникации в Интернете, BTL и так далее).
В ходе исследования мы выяснили, что пункты «благотворительные акции» или «социальные кампании» в перечне услуг агентств встречаются очень редко. Одна из компаний, выделяющих такие функции, − сетевое агентство Imprint Media Group9 − предлагает своим заказчикам комплекс услуг «social relations», включающий разработку социальных проектов, а также программ по корпоративной социальной ответственности.
На основании просмотренного материала можно выдвинуть гипотезу о том, что у PR-агентств начала появляться специализация, и они стали четче обозначать собственные функции. Так, например, нижегородское агентство Press-Attaсhe10 оказывает услуги по работе со СМИ и занимается разработкой PR-стратегии. На сайте не описывается ни создание сайта, ни его продвижение, ни изготовление визиток и тому подобные детали, более свойственные агентствам другой специализации. Возможно, комплексная услуга «PR-стратегия» включает в себя все эти пункты, но агентство не детализирует их в перечне своих услуг.
Говоря о термине «корпоративные коммуникации», стоит отметить, что чаще всего под ним подразумевают действия, направленные на организацию внутренних коммуникаций компании, т.е. внутрикорпоративный PR. Отличным примером служит нижегородская компания PROMEDIA11, которая специализируется на корпоративном развитии и в перечне своих услуг указывает организацию корпоративов, ведение газеты, тимбилдинг и другие услуги, которые можно отнести к внутреннему PR.
У столичных агентств более четкое понимание «корпоративных коммуникаций», совпадающее с предложенным в классификаторе АКОС. Напимер, агентство ART and SMART public media communication group в своих услугах обозначает «продуктовый и корпоративный PR» и сразу поясняет разницу между одним и другим: «У каждой компании свои потребности: у одних есть необходимость в продвижении конкретного продукта или услуги, другие же нацелены на формирование стойкого положительного восприятия корпоративного бренда. Также и PR бывает продуктовым или корпоративным»12.
Пятигорское агентство XG Creative Group, как и описанное выше московское агентство, разделяет понятия «PR продукта» и «PR компании». На сайте агентства в услугах значится «имидж компании» и «имидж товара». Важно, что именно агентство подразумевает под имиджем компании: логотип, фирменную деловую документацию (фирменный шаблон бланка приказа, фирменный шаблон факса и т.д.), офис-стиль (таблички на двери служб, табличка на входной двери и т.д.), сувенирную продукцию, печатную продукцию, стратегическую корпоративную идентификацию. Все эти мелкие визуальные детали, указанные в перечне услуг, говорят о том, что имидж компании воспринимается исключительно с внешней стороны и акцент делается именно на визуальных составляющих. Сравнивая такое предложение с комплексом услуг, который предлагает ART and SMART public media communication group (а именно: ситуационный анализ и консалтинг, разработку стратегии корпоративного или продуктового позиционирования, формирование ключевых сообщений и кейсов для медиа-продвижения, PR первых лиц и спикеров компании, организацию и проведение интервью, проведение внутрикорпоративных тренингов и консалтинговых сессий для сотрудников и первых лиц компании), мы видим совершенно разные уровни понимания корпоративного имиджа.
Данный этап развития PR-индустрии позволяет нам отнести PR-агентства к специализированным коммуникационным агентствам, так как у таких агентств вырисовываются четкие функции и конкретные группы общественности, с которыми они работают. Понятие «PR» становится менее размытым, и, что немаловажно, ясность появляется и у заказчика. Среди других специализированных агентств (event-агентства, BTL-агентства, интернет-агентства, консалтинговые, рекламные и т.д.) PR-агентства присутствуют в коммуникационном пространстве дольше всего. Однако только сейчас стало возможно говорить об их окончательной специализации.