Усиление русского государства при василии iii
Иван III умер в 1505 году. Здание Русского государства было им в основном заложено, но преемнику его, Василию III, оставалось еще многое доделать. Оставались еще не присоединенными Исков и Рязань, еще было сильно «сведенное» на Москву удельное княжье.
Василий начал с Пскова. Здесь, чувствуя себя полным хозяином, своевольничал московский наместник Иван Репня-Оболенский. Его действия вызвали волнения среди свободолюбивых псковичей. В январе 1510 года псковские послы были вызваны к Василию в Новгород и здесь арестованы, а в Псков приехал дьяк московского князя. Слушать речь государеву собралось вече, последнее псковское вече. Устами своего дьяка Василий требовал ликвидации вечевого строя вольного Пскова.
[194]
Псков не мог обороняться, и па следующий день требования Василия были приняты. В скором времени в Псков прибыл Василий со своей ратью. Начались аресты среди бояр и купцов. И той же ночью 300 знатных псковских семейств должно было навек распроститься с родным городом. Их отправили в Москву.
Вскоре была присоединена и Рязань. Малолетний рязанский князь Иван Иванович был орудием в руках старинных боярских родов рязанских, стремившихся восстановить самостоятельность своего княжества. Их мелочные, корыстные интересы, их антинациональная политика приводит к тому, что Москва начала настороженно следить за Рязанью. Вскоре узнали, что Иван Иванович сносится с Крымским ханом, ставшим врагом Руси. В 1520 году он был вызван в Москву и арестовал. Бежав, он пытался поднять восстание в Рязани, но и эта его попытка не имела успеха, и он вынужден был искать приюта в Литве. В 20-х годах Василий III ликвидирует уделы Шемячичей, находившиеся в присоединенной по миру 1503 года Северской Украине.
Так было закончено «собирание» русских земель.
Василий продолжал борьбу за возвращение захваченных Литвой русских земель. Польский король и великий князь Литовский Сигизмунд I готовился к войне и сколачивал блок государств, направленных против Руси. В него вошли, кроме Польши и Литвы, Ливонский орден, Крым и Казань. Москва не боялась этого союза, зная, что русское население Литвы на ее стороне, и рассчитывая на помощь со стороны крупнейшего литовского магната Михаила Глинского, намеревавшегося «отъехать» на Русь и тайно сносившегося с Василием. Первая война с Польско-Литовским государством в 1507—1508 годах ни к чему не привела. Вторая война в 1512—1522 годах развернулась около Смоленска. 29 июля 1514 года началась осада Смоленска. Русские имели прекрасную артиллерию, которой командовал пушкарь Стефан. После ожесточенного артиллерийского обстрела, 30 июля, Смоленск сдался. Русское население, освобожденное московскими ратями, дружно помогало воинам воеводы Шуйского укреплять разрушенные бомбардировкой стены города. Горожане же сообщили Шуйскому и о заговоре среди знати, и заговорщики были повешены. Все попытки отбить у русских Смоленск
[195]
были неудачны. В это время, видя могущество Руси, австрийский император Максимилиан и магистр Ливонского ордена заключают союз с Москвой. Воспользовавшись этим, Василий в 1519 году переходит в наступление. Русские дошли до Вильно и даже дальше в глубь Литвы, и в 1522 году король вынужден был заключить мир. Смоленск остался за Русью. Присоединение Смоленска имело огромное значение для Руси.
Успешно действовал Василий III и на Востоке. Укрепилось влияние Москвы на Казанское ханство. В результате удачных походов, войн и договоров в Казани с 1518 по 1521 год сидел московский ставленник Шах-Али; с 1532 года — его брат, Джан-Али. Эти ханы были послушным орудием в руках Василия III и зачастую сидели в Касимове, либо выступали в роли воевод. В борьбе с Казанью все преимущества были на стороне Москвы. Крым и Астрахань помочь Казани не могли. Москва была ближе, и кроме того Казань была связана с Москвой своим экономическим развитием. Что касается Крыма, то с 1507 года Крым «тянет» к Литве, заключает с ней союз, и крымские татары все чаще и чаще начинают совершать налеты на южную Русь. Так началась вековечная борьба с крымцами.
Успехи Василия III в области внешней политики обусловлены были дальнейшей централизацией и укреплением великокняжеской власти. Василий III не терпел возражений со стороны бояр, а когда Берсень-Беклемишев попытался ему перечить, великий князь с гневом ему крикнул: «Пойди, смерд, прочь! Не надобен ми еси». Берсень-Беклемишев упрекал Василия в том, что он не слушает бояр и все государственные дела решает «сам третей, у постели» со своими приближенными. Всех бояр он связал круговой порукой и они боялись его как огня. По словам современника Герберштейна «это — монарх, каким не был ни один монарх на земном шаре», «всех одинаково гнетет он жестоким рабством». Москвичи говорили, что «воля государева есть воля божья».
Бояре-княжата, как могли, старались ослабить власть великого князя. К этому представился случай. От первого брака с Соломонидой Сабуровой у Василия не было детей, и, следовательно, после его смерти престол должен был перейти к братьям. Это нарушало сложив-
[196]
шийся порядок престолонаследия от отца к сыну, соответствовавший самодержавной власти. Боярам-княжатам и их сторонникам из числа духовенства — «нестяжателям» Вассиану Косому и Максиму Греку было выгодно, чтобы престол достался братьям Василия, Юрию или Андрею, удельным князьям, так как это восстановило бы удельную систему престолонаследия. Но большинство бояр и духовенства—«осифляне» были сторонниками новых порядков. Осифлянин митрополит Даниил разрешил развод и постриг Соломониду. Василий Косой и Максим Грек были сосланы в дальние монастыри. Василий женился на Елене Глинской. В 1533 году он умер.
[197]
Примечания:
1) Наймит — крестьянин, получивший деньги взаймы и за это работающий на земле феодала; третник — работающий из одной трети урожая; половник — отдающий половину урожая господину; серебряник — крестьянин, взявший ссуду деньгами (серебром) и таким образом закабалившийся; старожильцы — крестьяне, из поколения в поколение жившие на данной земле и ставшие в силу этого «крепкими», т. е. «крепостными»
2) Ленин, Национальный вопрос (тезисы по памяти), Ленинский сборник XXX, стр. 62.
3) Пятнать — ставить клеймо, знак.
4) «Тамга» — торговая, таможенная пошлина.
5) Ленин, Национальный вопрос (тезисы по памяти), Ленинский сборник, т. XXX, стр. 62.
6) Ф. Энгельс, О разложении феодализма и развитии буржуазии, Соч., т. XVI, ч. I,- стр. 445.
7) И.В.Сталин, Марксизм и национально-колониальный вопрос, 1935, стр. 73.
8) Там же.
9) И.В.Сталин, Марксизм и национально-колониальный вопрос, 1935, стр. 73.
10) Там же, стр. 65.
11) Там же, стр. 10.
12) Ленин, Национальный вопрос (тезисы по памяти). Ленинский сборник, т. XXX, стр. 65.
13) К.Маркс, Secret diplomatic history of the eighteenth century, Лондон, 1899, стр. 81.
14) Там же.
15) К. Маркс, Secret diplomatic history of the eighteenth century, Лондон, 1899, стр. 81.
16) Цифры эти приводятся в летописи.
17) «Конец» — район Новгорода.
18) «Дети боярские» те же дворяне, помещики, но происходившие от «охудавших» (обедневших) некогда детей бояр.
19) Панские (барские) усадьбы.
20) «Русскими» тогда в Польско-Литовском государстве называли не только великороссов, но и украинцев, белоруссов и даже обрусевших литовцев.
21) Магистрат — городское управление.
22) Шестопер — короткая металлическая булава с шестью ребрами.
23) Дань была установлена еще в 1462 году, причем она возрождала отношения, сложившиеся между Русью и Орденом после разгрома немцев Ярославом Всеволодовичем в 1233—1234 годах.
24) Так тогда называлась Австрия и другие германские государства.
25) Древний русский город Белгород, переименованный турками в Аккерман, стоял у впадения Днестра в Черное море.
26) Тре — северное побережье Белого моря.
27) Маркс имеет в виду Фому Палеолога, последнего отпрыска византийской императорской династии.
28) К. Маркс, Secret diplomatic history of the eighteenth century, Лондон, 1899, стр. 81.
29) Отсюда и знаменитая «шапка Мономаха
30) Пищаль — ручное огнестрельное оружие
31) Герберштейн, Записки о Московских делах, перевод Малеина, 1908, стр. 85—80,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем некоторые итоги.
При Иване III и Василии III сложилось национальное Русское государство, способное удержать напор нашествий и сбросить татарское иго.
В это же время складывается и крепнет русская народность.
Все эти явления чрезвычайной важности были искажены представителями антимарксистской, антиленинской «школы» М. Н. Покровского.
М. Н. Покровский отрицал само существование великорусской народности, заявляя, что русские на 80 процентов. .. финны, и объявляя славян... пришельцами! Естественно, поэтому он утверждал, что в образовании Московского государства «нация не при чем». Для него не существовало огромной важности вопроса образования сильного Русского национального государства, способного отстоять свои земли и население от внешнего врага, сохранить самостоятельность народа. Больше того, вопреки фактам, Покровский отрицал, какое бы то ни было собирание земель, а возвышение Москвы объяснял только тем, что в Москве скрещивались торговые пути. В этом отношении он идет по стопам буржуазных историков Забелина и Ключевского, утверждавших, что торговля, и только торговля, возвысила Москву. М. Н. Покровский, рассматривая образование Московского государства с самодержавной властью как «консервативное явление», естественно, всякое присоединение к Москве (например, присоединение Новгорода), всякую борьбу Москвы с внешним врагом расценивал отрицательно. Превращая историю в «политику, опрокинутую в прошлое», «школа» М. Н. Покровского «.. .толковала исторические факты извращенно, вопреки историческому
[198]
материализму освещала их с точки зрения сегодняшнего дня, а не с точки зрения тех условий, в обстановке которых протекали исторические события, и, тем самым, искажала действительную историю». (1)
Взгляды М. Н. Покровского по вопросу об образовании национальных государств не имеют ничего общего с марксизмом-ленинизмом.
Энгельс указывал, что «.. .тенденция к созданию национальных государств, выступающая все яснее и сознательнее, является одним из существеннейших рычагов прогресса в средние века». (2)
Какое же значение имело создание Русского национального государства?
Во-первых. Создание единого государства на территории Руси диктовалось экономической необходимостью, а именно растущим экономическим общением между отдельными областями-княжествами, что в свою очередь было обусловлено развитием производительных сил страны, общественным разделением труда и растущим товарным обращением.
Во-вторых. Хотя на Руси к концу XV века еще не созрели все необходимые экономические условия для объединения страны в единое государство во главе с самодержавным государем, но для того чтобы сбросить иго Золотоордынского хана, обеспечить безопасность русских рубежей от вторжений татар, турок, литовцев, немцев, шведов, обеспечить независимое существование и целостность русского народа, — для всего этого необходимо было единение всех его сил, объединение отдельных русских княжеств в единый политический организм, т. е. создание могущественного Русского государства.
Международная обстановка, сложившаяся в Европе, привела к тому, что интересы национальной обороны послужили величайшим рычагом, ускорявшим создание Русского государства.
В-третьих. Создание национального государства русского народа, способного, как мы это видели, не только
[199]
сбросить ненавистное татарское иго, не только отстоять свои границы от вторжения враждебных сил, но и вернуть русские земли, захваченные ранее агрессивными соседями Руси, обеспечить самостоятельность и независимость русской народности, было положительным, прогрессивным явлением.
Товарищ Сталин указывает: «Две основные функции характеризуют деятельность государства: внутренняя (главная) — держать эксплоатируемое большинство в узде и внешняя (не главная) — расширять территорию своего, господствующего класса за счет территории других государств, или защищать территорию своего государства от нападений со стороны других государств. Так было дело при рабовладельческом строе и феодализме». (3)
Кровью и потом народных масс было создано Русское государство. Оно не могло быть народным, — государство Ивана III держало эксплоатируемое большинство в узде, и именно в это время началась регламентация государством положения крестьян в общегосударственном масштабе. В масштабе «всея Руси» начал ограничиваться «выход» крестьян и зарождалось крепостное право. Образование сильного государства в условиях того времени, возможно, было лишь как создание государства со складывающейся самодержавной властью во главе.
Но создание могущественного государства помогло защитить землю русскую от нападения со стороны других государств, от всех и всяких «ворогов», помогло сохранить независимость Руси, сбросить подавляющие ее цепи татарского ига, отбить русские земли у захвативших их литовцев и татар, способствовало формированию великорусской народности, росту и укреплению богатой и многогранной культуры русского народа. Родственные русскому народу украинский и белорусский народы, некогда, во времена Киевской Руси, объединенные с предками великороссов северо-восточной Руси в единое государство, в «русских», «руссов», «русь», «племя русское», не смогли освободиться из-под власти Польши, Венгрии, Литвы и Молдавии и создать свои национальные государства. Только много столетий спустя
[200]
Московская Русь и Российская империя объединили большую часть украинцев и весь белорусский народ под своей властью в едином многонациональном государстве. Но царская Россия конца XVIII века была уже «тюрьмой народов».
Таким образом, в результатах, которых добился Иван III, был заинтересован русский народ. Основным же результатом деятельности Ивана III было создание государства, ликвидация уделов и успешная оборона Русской земли. Энгельс по этому поводу замечает: «.. .Даже в России покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига и окончательно было закреплено Иваном III».(4)
Но еще в XVI веке сохранились удельные традиции, пережитки феодальной раздробленности. Ленин говорит об этом времени: «.. .государство распадалось на отдельные земли, частью даже княжества, сохранявшие живые следы прежней автономии, особенности в управлении, иногда свои особые войска (местные бояре ходили на войну со своими полками), особые таможенные границы и т. д.». (5) Еще оставались уделы: Углицкий, Старицкий. Бояре-княжата в своих вотчинах чувствовали себя попрежнему удельными князьями, неограниченными владыками. Воротынские, Одоевские, Шуйские и др. «были в своих уделах и велия отчины под собой имели». В вотчинах бояр-княжат жила многочисленная дворня, слуги, стояли укрепленные острожки, собирались целые рати. Носители традиций феодальной раздробленности — бояре-княжата препятствовали усилению самодержавной власти и централизации государства, В царствование Ивана Грозного (1533—1584) бояре-княжата пытались восстановить удельные порядки. Но, опираясь на дворян, при сочувствии и поддержке посадских, Иван Грозный укрепляет самодержавную власть, учреждает опричнину и дает последний бой старым порядкам, порядкам феодальной раздробленности. Подготовляется «новый период русской истории», который «характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно
[201]
целое. Слияние это вызвано... усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то создание этих национальных связей было ничем иным, как созданием связей буржуазных».(6) Складывается на основе формирования связей торговых, связей буржуазных, всероссийский рынок. Создаются национальные связи — основа формирующейся нации. Начинается длительный процесс превращения великорусской, русской народности в русскую нацию, процесс, шедший политически быстрее, нежели экономически. Одновременно Россия превращалась со времен Ивана Грозного в многонациональное государство, построенное на основе господства русской феодальной знати над всеми покоренными народностями и племенами: татарами, мордвой, марийцами, удмуртами, башкирами, коми-зырянами, ханте, маньси и т. д. Ленин определяет Россию как «национальное государство в основе, базе» и указывает «Национальный гнет в России при национальном государстве в базе и национальном угнетении на окраинах». (7) При этом Московское многонациональное государство характерно тем, что «В России роль объединителя национальностей взяли на себя великороссы, имевшие во главе исторически сложившуюся сильную и организованную дворянскую военную бюрократию». (8) Окончательная ликвидация опасности завоевания с Востока и Запада не могла быть разрешена национальным государством. Ее могло разрешить лишь могучее централизованное государство Востока Европы, которое должно было состоять из ряда народностей, еще не успевших экономически и политически консолидироваться. Централизованное государство в Восточной Европе могли создать только великороссы, имевшие свое государство, военную бюрократию, государственный аппарат, великороссы, господствующий класс которых — дворянство, насильственно подчинил себе другие народ-
[202]
ности Восточной Европы. Создалось централизованное государство, многонациональное Московское государство. Консолидировалась самодержавная власть, были ликвидированы пережитки феодальной раздробленности. Все это было подготовлено Иваном Грозным, а «примерно с XVII в.» начался «новый период русской истории».
[203]
Примечания:
1) Из постановления ЦК ВКП(б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)», 1938, стр. 5.
2) Ф. Энгельс, О разложении феодализма и развитии буржуазии, Соч., т. XVI, ч. I, стр. 444.
3) И. В. Сталин, «Вопросы ленинизма», изд. 11; стр. 604.
4) Ф. Энгельс, О разложении феодализма и развитии буржуазии, Соч., т. XVI, ч. I, стр. 450.
5) Ленин, Соч., т. I, стр. 73.
6) Ленин, Соч., т. I, стр. 73.
7) Ленинский сборник XXX, стр. 66.
8) И. В. Сталин, Марксизм и национально-колониальный вопрос, 1935, стр. 10.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
Первое упоминание о Москве.