Создание государственного аппарата
Изменилась система управления государством в центре и на местах, порождая новую группировку чиновничьей бюрократии. Ранее, в удельное время, не было
[177]
особых учреждений, если не считать различных «путей»: сокольничьего, конюшенного и т. д. Ведали делами не учреждения, а бояре, которым «приказывали» разные дела. Теперь создается центральное управление.
Наряду с древней боярской думой появляются «избы» или «приказы». Появились Посольская изба, ведавшая иностранными делами, приказы: Казенный, Конюшенный, Большого Дворца, Ямской, Житный, Холопий, Разрядный, ведавший дворянством и войском, позднее возник Поместный приказ. Но некоторым сведениям, Иван III разделил все государство на «трети»: Владимирскую, Новгородскую и Рязанскую. Во главе их стояли особые приказы, называвшиеся также «третями».
Начальником приказа был «судья», боярин или князь, но фактически делами приказа ведали дьяки, подьячие и повытчики, приказные чиновники, которые только и могли разбираться в сложном и запутанном делопроизводстве и писать витиеватым и трудным, специфически «приказным» языком. Дьяк был подлинным хозяином приказа.
[179]
Вместе с ростом и усложнением приказов, вместе с повышением роли делопроизводства и учреждений большое значение приобретает приказная бюрократия, советоваться с которой вынуждены были бояре и сам царь. Последний предпочитает обходиться без бояр и даже без начальников приказов, обращаясь непосредственно к дьякам. Политическое значение дьяков, подьячих и прочих «приказных» значительно вырастает.
Изменилось и управление на местах. Ранее там управляли наместники, назначавшиеся из князей или бояр, и волостели. За службу они получали «кормы» и «пошлины». Отсюда и их название «кормленщики». «Кормы» платили крестьяне и горожане «по сохам». Кормленщики брали и пошлины: судебные, таможенные, свадебные и т. д. Кормленщики, как видно, дорого обходились народу.
Судебник Ивана III, составленный в 1497 году дьяком Владимиром Гусевым, не только регулирует деятельность приказов, но и управление на местах. Судебник регулирует права кормленщиков, ограничивает их произвол, увеличивает ответственность перед великим князем, определяет круг их обязанностей и прав. Уставные грамоты кормленщикам определяют размеры «кормов» и «пошлин», причем кормы собирают уже не они сами, а сотские в городах и старосты в деревнях. Сокращается срок пребывания кормленщиков на данной должности. Местные выборные власти, в городах — сотские, в селах — старосты, привлекаются к управлению. По судебнику 1497 года вводятся в состав суда наместников и волостелей «земские выборные». Выбирались они из «добрых» и «лутчих», т. е. зажиточных людей. Они же судили и за «лихие» дела, т. е. за воровство и разбой. Эти дела были изъяты из ведения кормленщиков, так как на них последние очень наживались и действовали по произволу. Особенно упрочилось управление «земскими выборными» на севере, в «черносошных», государственных землях. Эти меры имели весьма положительный характер, так как они ослабили власть наместников и волостелей, облегчили положение народных масс, санкционировали и усилили выборное «земское» управление.
Все эти мероприятия в области перестройки управления государством укрепляли великокняжескую власть,
[180]
власть «самодержавную». Иван III, опираясь на поместное войско, дворян, на приказных, все чаще и чаще обходился без боярства, игнорировал боярскую думу. Подлинное управление государством сосредоточивалось не столько в думе, сколько в приказах. Чванливое боярство могло еще гордиться своей «породой», спесиво восседать каждый день с раннего утра в думе, но подлинная кропотливая и сложная работа по сколачиванию государственного аппарата шла в приказах, где полными хозяевами были дьяки. Так сложился государственный аппарат — оплот и орудие самодержавной власти.
Значительно увеличилась и великокняжеская казна. Не стало хищной, алчной Золотой Орды, вымогавшей «выходы» и подарки, составлявшие ранее главный расход князя. Присоединение ряда земель и городов значительно увеличило в свою очередь княжеские доходы. Устанавливаются поземельное, подворное и промысловое обложения. С крестьян Иван III взимает «посошное». Для урегулирования сбора налогов он переписывает все крестьянское население, обязанное платить с «сохи». Размер «сох» и величина обложения были различными и зависели в деревне от качества земли, а в городе от зажиточности дворов.
Кроме того, брали разные пошлины за всякий продаваемый товар. Обложены были налогом и промыслы. Казна получала большие доходы от монополий: варить мед, пиво и употреблять хмель стало привилегией казны. Натуральные подати все больше и больше заменялись денежными. Так пополнялась великокняжеская казна. Обогащение казны укрепляло власть великого князя.
Иван III вводит изменение и в монетном деле. Если раньше каждое княжество имело свою монетную систему и само чеканило деньги, то теперь чеканка монет была сосредоточена в Москве.
Для упрочения связи между отдаленными областями и Москвой Иван укрепляет почтовую связь, так называемый «ям», введенный еще татарами. «Ямскую» повинность несли крестьяне. Из них вербовались «ямщики». Установилась определенная плата за проезд, и появились специальные лица, ведавшие ямским делом. Население было обложено новым налогом—«ямскими деньгами». «Ям» — своего рода почтовая станция; они
[181]
были расположены на расстоянии 25—30 верст друг от друга, и это давало возможность добираться из Москвы в Новгород за три дня. Ямская повинность улучшила связь и облегчила сношения отдельных областей с центром и между собой, но она еще больше отяготила крестьян.
Поместная система и поместное войско, создание централизованного бюрократического аппарата, уже отделившегося от собственно княжеского дворцового управления, «посошное» обложение и ямская повинность — все это, ложась главным образом на плечи крестьянства, в то же время способствовало усилению мощи Русского национального государства.
ЗАКРЕПОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН
Закабаление, закрепощение и эксплоатация крестьянства путем барщины и оброка начались очень давно, со времен «Русской Правды», с XI века. Но в те времена далеко не все крестьянство было закрепощено, да и сами феодальные формы зависимости отличались от зависимости крестьян в XIV—XV веках. В течение всего периода возвышения Московского княжества и образования Русского государства идет процесс закрепощения крестьянства. Крестьянство жило на землях «черных», государственных, великокняжеских, дворцовых, монастырских, боярских и поместных, т. е. дворянских. По отношению к своему господину крестьяне были обязаны рядом повинностей, несли барщину, выражавшуюся в самых различных отработках, и платили оброк.
Крестьянство жило в селах, сельцах, деревнях и починках. Запустевшая деревня называлась «пустошью». . Размеры сел и деревень были очень невелики. Сел с населением в 50—100 душ было очень немного. В селе обычно стояла деревянная церквушка и боярская усадьба, где жил боярский управляющий и слуги. Огромное большинство крестьянских поселений составляли небольшие деревушки в 3—4 двора. Стихийные бедствия, голод, мор, чрезмерная эксплоатация крестьян, войны приводили к тому, что много деревень превращалось в «пустоши». Крестьяне жили в маленьких курных избах, у которых не всегда были хозяйственные пристройки. Вместо окон были просто отверстия, затыкавшиеся
[182]
тряпьем, соломой, и только лишь «лутчие» крестьяне, наиболее зажиточные, вставляли в окна слюду. Землю обрабатывали примитивной сохой, которую тащила слабосильная крестьянская «коняга». Немного было у крестьянина и «живности» — скота и птицы. Крестьянство жило впроголодь, кое-как сводя концы с концами, и малейшее бедствие разоряло крестьянина, заставляло его итти в кабалу. Господствовало натуральное земледельческое хозяйство, сочетающееся с домашним промыслом, с обработкой сырья для собственного потребления и внесения оброка, и с отработкой в барском хозяйстве. Крестьяне не имели своих земель. Земля, которую они обрабатывали, кому-нибудь да принадлежала. Даже «черносошные», государственные крестьяне и те вынуждены были говорить, что «земля Божья да государева, а роспаши и ржи наши».
Наиболее полно рисует повинности крестьян так называемая Киприановская грамота, данная Константиновскому монастырю в 1391 году. Зажиточные крестьяне, «большие люди», должны были ремонтировать церкви,
[183]
воздвигать «хоромы», огораживать монастырскую усадьбу частоколом, косить и свозить на монастырский двор сено, обрабатывать монастырскую пашню, ловить рыбу, работать в монастырском саду, бить бобров. Другие крестьяне, «пешеходцы», должны были для монастыря молоть рожь, печь хлеб, молотить, молоть солод, варить пиво, прясть лен и чинить неводы. Кроме того, крестьяне вносили оброк скотом и овсом. Таков был круг обязанностей монастырского крестьянства, очерченный Киприановской грамотой. Приблизительно те же повинности несли крестьяне в землях дворцовых, боярских и дворянских. Кстати сказать, в Киприановской грамоте впервые вместе со старым термином «сироты», обозначающим крестьян, встречается и собственно название «крестьяне».
Говоря о повинностях крестьян, надо учитывать, что они несли еще и «государево тягло»: деньгами, натурой
[184]
иработой. Положение крестьян, как видно из приведенной грамоты, было очень тяжелым. Крестьяне зачастую вынуждены были заключать кабальные сделки и обязывались за ссуды (серебро) отрабатывать или платить проценты (рост). Такие крестьяне носили название «половников» и «серебряников». Среди крестьян были так называемые «старожильцы», превратившиеся к тому времени уже в собственно крепостных. Они никуда не уходили со своих мест, да и потеряли право на переход, и за это от хозяина получали некоторые льготы. Большинство крестьян имело право перехода от одного хозяина к другому. Право перехода крестьян стесняет феодалов, и они стремятся ограничить его. Уже в 1450 году было дано несколько грамот, разрешающих крестьянам уходить лишь на Юрьев день осенний (26 ноября по старому стилю). Попадаются грамоты, запрещающие крестьянам переходить вообще. Особенно много грамот, устанавливающих выход лишь в Юрьев день, появилось во времена Ивана III. Запретить переходы крестьян, прикрепить их к земле, к господину, было и в интересах государства, так как это укрепляло положение феодалов, орудием которых оно само являлось. В свою очередь укрепление государства дало феодалу возможность приступить к закрепощению крестьян законодательным путем.
Тот же Судебник 1497 года разрешает переход крестьян лишь за неделю до Юрьева дня осеннего и через неделю после него, причем уходящий крестьянин должен был откупиться, платить «пожилое» в зависимости от количества лет, прожитых на земле старого хозяина. Чем дольше он прожил на этой земле, тем выше был размер «пожилого». Если он прожил четыре года, то платил «пожилое» полностью. Судебник устанавливал также определенное общественное положение холопов и указывал источники холопства. Положение последних к концу XV века изменилось. До середины XV века у феодалов было большое число холопов, но с конца XV века, вместе с ростом товарно-денежного обращения, содержание многочисленной дворни становится невыгодным. Холопов отпускают с боярских дворов, снабжают их орудиями производства, сажают на землю, и они превращаются в крепостных.
Судебник Ивана III, нормируя переход крестьян,
[185]
устанавливает первое юридическое ограничение их прав. Это было начало регламентации положения крестьян в общегосударственном масштабе.
Когда иностранец Герберштейн посетил в начале XVI века Русское государство, он поразился тяжелой барщине, которая, по его словам (правда, здесь он, повидимому, несколько преувеличивает), достигала шести дней в неделю. Герберштейн замечает, что положение крестьян «весьма плачевно, потому что их имущество предоставлено хищению знатных лиц и воинов, которые в знак презрения называют их крестьянами или черными людишками».(31)