Система местных органов государственного управления. Правовое регулирование.
Основы правового положения органов местного управления и самоуправления закреплены в Конституции Республики Беларусь и в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через: местные Советы депутатов; исполнительные и распорядительные органы; органы территориального общественного самоуправления; местные референдумы; собрания;
другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из:
областных, районных, городских, поселковых, сельских исполнительных комитетов, местных администраций.
Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Система местного самоуправления включает:
местные Советы депутатов; органы территориального общественного самоуправления: советы и комитеты: микрорайонов; жилищных комплексов; домовые; уличные; квартальные; поселковые;
сельские комитеты; другие органы, в том числе единоличные.
Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.
К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:
утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
назначение местных референдумов.
В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный; базовый;
областной.
К первичному территориальному уровню относятся Советы: сельские; поселковые; городские (городов районного подчинения).
К базовому территориальному уровню относятся Советы: городские (городов областного подчинения);
районные.
К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.
Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица (исполком).
Исполкомы подразделяются на три уровня:
первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
базовый (городские (городов областного подчинения), районные);
областной.
В состав исполкома входят: председатель; заместители (заместитель) председателя; управляющий делами (секретарь); члены исполкома.
Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.
В компетенцию исполнительного комитета входит:
разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, а также предложений по организации охраны общественного порядка;
разработка и внесение для утверждения в Совет проектов программ экономического и социального развития, местного бюджета, представление Совету отчетов об их выполнении;
обеспечение на соответствующей территории соблюдения:
Конституции Республики Беларусь;
законов Республики Беларусь;
актов Президента Республики Беларусь;
решений Совета и вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;
организация получения доходов местным бюджетом и их использования по целевому назначению;
принятие решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;
распоряжение коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;
принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности;
согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;
осуществление в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроля на подведомственной территории за использованием коммунальной собственности;
решение в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросов землеустройства и землепользования.
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики, который вправе также принять данное решение и в иных случаях, предусмотренных законом.
Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются:
соответствующими Советами депутатов;
вышестоящими исполнительными и распорядительными органами;
Президентом Республики Беларусь.
Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях, могут быть обжалованы в судебном порядке (статья 122 Конституции Республики Беларусь).