Понятие, признаки и классификация органов государства.
Структура – внутреннее строение, порядок распределения составляющих его звеньев, их соотношение. В любой стране государственный аппарат – единая целостная общественная система, состоящая из ряда частных систем: систем органов законодательной власти, органов исполнительной власти, органов судебной власти, органов прокуратуры. Частная система включает однородные по своим функциям, внутреннему строению, целям, видам выполняемой деятельности государственные органы.
Органы законодательной власти(ПАРЛАМЕНТ ГД СФ) занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Представительные органы государственной власти делятся на высшие (парламенты) и местные (осуществление власти на местах). Парламент передает часть законных функций другим подконтрольным органам, в результате чего появляется делегированное законодательство.
Органы исполнительной власти (ПРАВИТЕЛЬСТВО) осуществляют в различных государствах исполнительную и распорядительную деятельность – непосредственно исполнение требований содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих органов исполнительной власти, распорядительная деятельность – меры к выполнению подчиняемыми органами данных требований путём издания своих собственных актов (распоряжений). В пределах своей компетенции органы исполнительной власти обладают оперативной самостоятельностью. В зависимости от задачи и территориального масштаба органы исполнительной власти делятся на центральные (деятельность распространяется на всю территорию страны или на территорию государств – субъектов федерации – правительство, кабинеты, советы министров, министерства, госкомитеты, ведомства) и местные (деятельность ограничивается одной или несколькими административно-территориальными единицами – исполнительные комитеты, отраслевые отделы и управления, администрации фабрик, заводов, предприятий).В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы исполнительной власти делятся на органы общей (руководство всеми отраслями или большинством отраслей государственного управления – совет министров) и органы специальной и отраслевой (руководство отдельными отраслями – министерства, комитеты, специальные ведомства) компетенции.
Органы судебной власти – основная функция которых осуществление правосудия. Принципы: гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства, независимости судей. (КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ)
Органы прокуратуры – надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, должностными лицами и гражданами, соблюдение законности в работе органов дознания, предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах и др.
Государственный орган – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Признаки государственного органа:
- создается по воле государства и осуществляет свою деятельность от имени государства;
- наделяется властными полномочиями;
- занимает строго определенное место в системе властной иерархии;
- имеет организационную структуру, территориальный масштаб деятельности;
- принимает от имени государства предписания властно-распорядительного характера, обеспечивает реализацию этих предписаний, в том числе при помощи механизма государственного принуждения.
Должностные лица – представители государственной власти осуществляют государственную власть в форме судебного, административного усмотрения.
Критерии классификации государственных органов:
1) По способу образования:
- выборные (представительные),
- назначаемые (производные).
2) По времени действия:
- постоянные (не ограниченные сроком действия),
- временные (ограниченные сроком действия).
3) По функциональному назначению:
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные;
- надзорно-контрольные и т.д.
4) По порядку возникновения:
- первичные;
- вторичные;
5) По объему властных полномочий:
- высшие
- местные
Классификация органов государства.
Орган государства –это структурный элемент государственного аппарата, наделенный властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
В зависимости отхарактера осуществляемых полномочий органы государства группируются в определенные структурные звенья. В этой связи органы государства классифицируются на органы государственной власти, органы исполнительной власти, систему судебных учреждений и органы прокуратуры.
Органы государства также можно классифицировать посубъектам формирования.В этом случае они подразделяются на представительные органы и органы, формируемые другими органами государства.
В первом случае государственные органы избираются непосредственно населением, например, Федеральное Собрание Российской Федерации. Во втором – создаются соответствующими органами государства. Таковыми являются Правительство РФ, министерства, комитеты, управления и т. п. По структуре или способу организации они классифицируются на простые и сложные. Простые не имеют внутренних подразделений. Примером может служить нотариат. Сложные, напротив, обладают соответствующей организацией. К ним относятся: Государственно-правовое управление при Президенте РФ, министерства и ведомства и др.
В зависимости оттерриториальной сферы деятельности органы государства подразделяются на федеральные, органы субъектов Российской Федерации, территориальные.
Похарактеру полномочий их можно разделять на органы общей компетенции (Совет Министров РФ) и органы специальной компетенции (Министерство внутренних дел).
Попорядку осуществления компетенции органы государства подразделяются на коллегиальные (Федеральное Собрание РФ) и единоначальные (Президент РФ).
29. Понятие, признаки и классификация государственных учреждений и предприятий.
Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.
Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями
Признаки (особенности) государственного органа:
1) Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
2) Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.
Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.
3) Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
4) Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация орг ном государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.
5) Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
6) Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
7) Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
В более простом виде особенности можно изобразить так:
Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства, являются следующие:
- осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;
- обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий;
- имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);
- характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности;
- образуются в порядке, установленном законом.