Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1812гг. Реформы М. Сперанского
А. Личность императора Александра I. «Негласный комитет»
1. Новый император Александр I (в 1801г. ему было 23 года) был любимым внуком Екатерины II, однако он не порывал связи и со своим отцом — Павлом I. В результате у него сформировались такие черты характера, как лицемерие, скрытность, он критически относился и к Екатерине, и к Павлу. Воспитателем Александра был приверженец Просвещения республиканец Ф. Лагарп, который привил наследнику либеральные идеи. Новый царь плохо знал жизнь России, был ленив и мечтателен, по его словам, хотел дать русскому народу конституцию. В своем первом Манифесте Александр I обещал управлять народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой».
2. В конце 1801 г. Лагарп подал Александру I докладную записку, где предлагал не торопиться с реформами, а просвещать народ путем развития школьного и университетского образования. Император сам должен разработать разумные законы. Лагарп считал, что против реформ выступят высшие чиновники и военные, купцы, иностранцы на русской службе. А в поддержку — лишь образованные дворяне, промышленники, часть младших офицеров. Главной движущей силой реформ должен стать сам император.
3. В первые месяцы своего правления Александр I выслал многих участников заговора, а опору нашел в небольшом кругу друзей своей юности. Среди них — графы Павел Строганов, Виктор Кочубей, князья Адам Чарторыйский, Николай Новосильцев. Именно с ними молодой император обсуждал важнейшие вопросы необходимых преобразований в стране. Этот кружок стали называть «Негласным комитетом». Его члены были молоды, энергичны, исполнены благих намерений, но очень неопытны. Заседания «Негласного комитета» проходили регулярно вплоть до середины 1802 г., были намечены различные реформы.
Б. Реформы начала XIX в.
1. 2 апреля 1801г. Александр I издал пять важных указов:
> восстанавливалась в полном объеме «Жалованная грамота дворянству»;
> восстанавливалась «Жалованная грамота городам»;
> дворяне освобождались от телесных наказаний, которые ввел Павел I;
> улучшалось содержание заключенных;
> упразднялась тайная экспедиция, и все судебные дела рассматривал Сенат.
2. Члены «Негласного комитета» высказывали предложение о запрещении продажи крепостных крестьян без земли. В России существовала позорная практика продажи крепостных крестьян, при этом разлучались семьи, объявления о продаже крестьян печатались в газетах. Но сановники решительно выступали против, считая, что это подорвет крепостное право. Император отступил, запретив только публиковать объявления о продаже крестьян. Мещане и государственные крестьяне могли теперь покупать незаселенные земли, что раньше разрешалось делать только дворянам.
3. Одним из важнейших решений был указ о «вольных хлебопашцах» (1803), по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с землей за выкуп целыми селениями или отдельными семьями. Но практические результаты от указа были невелики. В царствование Александра I освобождено было всего 47 тысяч крепостных мужского пола (0,5%). Однако идеи этого указа легли в основу реформы 1861 г. А в 1804 г. был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике. Здесь были четко определены размеры повинностей крестьян, платежи, а крестьяне могли наследовать землю.
4. К началу XIX в. административная система управления государством находилась в упадке. В петровских коллегиях царила круговая безответственность, процветало взяточничество, местные власти творили беззакония. Такое положение в России историк Н. М. Карамзин определил одним словом:
«Воруют!» В 1802—1811 гг. была проведена министерская реформа. Вместо 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения (впервые). Позже число министерств было доведено до 12, подробно разработаны их структура и функции. Сенат становился высшей судебной инстанцией иосуществлял контроль за местными властями. Был учрежден кабинет министров, который обсуждал общие вопросы управления страной. Открывались новые университеты, лицеи, гимназии (особенно для «низших классов»). В 1811 г. был открыт Царскосельский лицей.
Таким образом, новый император продемонстрировал намерение с помощью реформ улучшить положение дел в стране. Недаром великий Пушкин так сказал о начале XIX столетия: «Дней Александровых прекрасное начало!»