Избирательные системы и избирательные технологии
Избирательные системы и избирательные технологии
Избирательная система – эта система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного права.
Роль и значение избирательных систем в институциональной структуре современных государств определяется рядом причин. Институт - специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающее достижение целей, относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества.
1. Избирательные системы и процессы являются центральной характеристикой демократии.
2. Избирательные системы и процессы обеспечивают легальность и легитимность существующих государственных органов, они показывают уровень доверия к проводимой правительством политики.
3. Избирательные системы и процессы оказывают существенное влияние на состояние политического плюрализма, конкуренции и характер политической системы.
4. Электоральное поведение, несмотря на его обусловленность рядом социально-экономических, культурных и политико-идеологических факторов, во многом диктуется характером избранной системы выборов.
5. Изучение избирательных систем в сравнительном ключепозволяет лучше понять «политический инженеринг», т.е. технологию политической борьбы.
Избирательные системы могут быть прямыми, при которых избиратели отдают свои голоса непосредственно за кандидатов и непрямыми,избиратели формируют коллегию выборщиков, которая в свою очередь, решает, какой из кандидатов займет выборную должность.
Избирательные системы классифицируются также по частоте проведения выборов.
1. Критерий протяженности выборов по времени- наиболее распространенным является 4-х летний срок пребывания на выборной должности. Парламенты иногда избираются поэтапно – 50% в один год, а остальные 50% - через два года. Требуемое для избрания большинство может быть абсолютным или относительным.
2. Критерий большинства голосов, необходимого для избрания - требуемое для избрания большинство может быть абсолютным или относительным, если кандидаты не получают необходимого большинства в первом туре, то проводится второй тур.
3. Критерий требуемого участия в выборах -требование определенного процента избирателей, для того, чтобы выборы стали считаться действительными.
Голосование при этой системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями. Следовательно, избиратель должен выбирать не между персонами, а между списками партий. из которых ему известны только несколько лидеров.
2. Относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.
3. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных или даже экстремистских сил многие страны используют т.н. заградительные барьеры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.
4. К. недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей.
Существуют три основных вида списков для голосования:
- жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках;
- полужесткие — в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций);
- свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей (пропорциональная избирательная система с использованием открытых партийных списков представляет собой - разновидность пропорциональной избирательной системы, при которой избиратель имеет право не только голосовать за партийный список в целом, но и переставлять кандидатов по своему выбору).
Связанная избирательная система – это, когда выборы, при которых одновременно избрание проводится по партийным спискам в многомандатных и одномандатных округах, а при распределении мест по пропорциональному представительству учитывается число депутатских мест, занятых партией по результатам выборов в одномандатных округах.
Параллельные смешанные системы – это смешанные избирательные системы, при которых одновременно проводятся выборы по партийным спискам в многомандатных округах и мажоритарные выборы в одномандатных округах, а полученные при этом результаты являются независимыми.
Избирательные технологии
Английский специалист по политическому маркетингу Ф. Гоулд включает в стратегическое планирование избирательной кампании 4 компонента:
1.сбор информации об электорате и соперниках;
2.ее оценку;
3.разработку стратегии в виде определения адресных групп, проблем, целей, лозунгов политической кампании;
4.включение всего вышеназванного в план избирательной кампании.
Существуют возможные стратегии избирательной кампании:
· Стратегия быстрого финала – темп кампаний увеличивается постепенно, рекламное время в электронных масс-медиа закупается незадолго до окончания избирательной кампании, чтобы обрушить на избирателя целый шквал роликов и информации. Известность приходит на финише кампании, но ее не успеют поколебать конкуренты и не забудут избиратели.
· Стратегия большого события – для привлечения внимания журналистов. Основа – несколько крупных мероприятий. Это – публичные разоблачения, теледебаты с ведущими конкурентами, участие в значимых мероприятиях (открытие больницы), участие для кандидатов. Занимаемых определенную должность (губернатор, мэр) очень для них выгодно. Использование этой стратегии позволяет дополнить рекламные материалы журналистским освещением.
· Крейсерская стратегия - для лидирующих кандидатов, которые хотят сохранить свои позиции. Рекламное время распределяется в СМИ равномерно, но не исключено его возрастание в финале. Это позволяет кандидату находится у избирателя на виду в процессе всей кампании. Актуальная это стратегия, когда кандидат – популярен и известен.
· Стратегия «гребенки» - чередование активных и спокойных стадий кампании, но с обязательным расширением рекламной деятельности в конец кампании.
В зависимости от характера и степени ориентации на сегменты электората, выделяются:
1.Концентрированная стратегия ориентирована на 1 -2 категории избирателей, которые должны обеспечить победу. Она – дешевая, но если не получится, то – поражение.
2.Дифференцированная стратегия - обращение к отдельным группам, для каждой из которых вырабатывается собственная стратегия, подбираются специальные темы, разрабатывается отдельный рекламный план.
3.Недифференцированная стратегия – обращение ко всему электорату, она успешна, если ее цели и задачи разделяют все избиратели.
ВЫВОД:
1.Стратегия активного и энергичного начала избирательной кампании задолго до выборов – это стратегия большого события.
2.Стратегия постепенного увеличения темпа избирательной кампании с развертыванием основной агитационной кампании на последнем этапе избирательно кампании – это стратегия рывка.
3.Стратегия избирательной кампании, основанная на проведении нескольких крупных мероприятий с последующим их освещением в СМИ – стратегия большого события.
4.Стратегия избирательной кампании, основанная на равномерном распределении рекламного времени в СМИ в течении всей избирательной кампании – крейсерская стратегия.
5.Основным содержанием информационного этапа предвыборной рекламной кампании выступает формирование и повышение рейтинга узнаваемости кандидата.
6.Основным содержанием побуждающего этапа предвыборной кампании рекламной кампании выступает формирование установки голосовать за кандидата.
7. Прямыми формами рекламной предвыборной кампании являются: наружная реклама, кампания от двери к двери, участие кандидата в пресс конференции (но не позитивные высказывания авторитетных лиц о кандидате).
8. Косвенными формами рекламной предвыборной кампании являются: позитивные высказывания авторитетных лиц о кандидате, связывание имени кандидата с решением важных для избирателей социальных проблем, упоминание в положительном контексте имени кандидата в СМИ (но не почтовые отправления).
Избирательные системы и избирательные технологии
Избирательная система – эта система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного права.
Роль и значение избирательных систем в институциональной структуре современных государств определяется рядом причин. Институт - специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающее достижение целей, относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества.
1. Избирательные системы и процессы являются центральной характеристикой демократии.
2. Избирательные системы и процессы обеспечивают легальность и легитимность существующих государственных органов, они показывают уровень доверия к проводимой правительством политики.
3. Избирательные системы и процессы оказывают существенное влияние на состояние политического плюрализма, конкуренции и характер политической системы.
4. Электоральное поведение, несмотря на его обусловленность рядом социально-экономических, культурных и политико-идеологических факторов, во многом диктуется характером избранной системы выборов.
5. Изучение избирательных систем в сравнительном ключепозволяет лучше понять «политический инженеринг», т.е. технологию политической борьбы.
Избирательные системы могут быть прямыми, при которых избиратели отдают свои голоса непосредственно за кандидатов и непрямыми,избиратели формируют коллегию выборщиков, которая в свою очередь, решает, какой из кандидатов займет выборную должность.
Избирательные системы классифицируются также по частоте проведения выборов.
1. Критерий протяженности выборов по времени- наиболее распространенным является 4-х летний срок пребывания на выборной должности. Парламенты иногда избираются поэтапно – 50% в один год, а остальные 50% - через два года. Требуемое для избрания большинство может быть абсолютным или относительным.
2. Критерий большинства голосов, необходимого для избрания - требуемое для избрания большинство может быть абсолютным или относительным, если кандидаты не получают необходимого большинства в первом туре, то проводится второй тур.
3. Критерий требуемого участия в выборах -требование определенного процента избирателей, для того, чтобы выборы стали считаться действительными.