Типовые оценочные материалы по теме 5: Самобытность русской государственно-правовой мысли.
Диспут. Цель: выявление самобытных оснований русского правопонимания.
Примерный перечень тем для дискуссии:
1. Русская философия права: понятие и место в системе правоведения.
2. Социально-философская методология русской философии права.
3. Формационный и социокультурный (цивилизационный) подходы к праву в России.
Контент теста к теме 5.
Какая из идей принадлежит славянофилам:
1. Опыт политико-правового заимствования с Запада для нас не приемлем.
2. Россия не должна развиваться особым образом, должна выбрать западный путь развития.
3. «Не открыть свое, а идти за чужим".
4. Культивирование материальных начал привело Запад к счастью.
Правильный ответ: 1
Какая из идей принадлежит славянофилам:
1. В России право всегда есть справедливость – правда, неразрывная с религиозно-нравственными идеалами.
2. Право есть система наказаний
3. Право – нормы, обеспеченные принуждением
4. Право – свобода для всех в рамках закона.
Правильный ответ:1
Какая из идей принадлежит славянофилам:
1. Либерализм, парламентаризм не приемлемы для России.
2. Общинный дух, коллективизм русских людей сформировали особый тип государственности, основанный на культе силы.
3. Русский народ стремится к мировому господству.
4. Для России необходим – либерализм.
Правильный ответ:1
Философские и политические идеи западников:
1. В России необходимо культивирование правовой культуры, юридического мировоззрения.
2. России необходимо стать служанкой Запада.
3. История России полна доблести, прошлое у нее - светлое.
4. Православие – лучший выбор в качестве религии
Правильный ответ:1
Типовые оценочные материалы по теме 6: Идеи права и государства в современной теории и философии права.
Диспут. Цель:выявление современных методов научного правового познания в постижении права.
Примерный перечень тем для дискуссии:
1. Право и философия.
2. Право и кризис либерализма.
3. Государство в условиях новой идейной парадигмы.
Контент теста по теме 6:
Назовите суждение, которое отражает точку зрения философско-
правового иррационализма:
1. Правовая реальность существует и формируется на основе дорацио-
нальных феноменов (воли, чувств, интуиции, «жизненном порыве»);
2. Знание– это основополагающая составляющая правовой реальнос-
ти;
3. Правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.;
4.Правовая реальность – это отражение в общественном сознании
материального бытия, материальных отношений.
Правильный ответ:1
Философия права и Общая теория государства и права взаимосвязаны
следующим образом:
1. Имеют общий объект исследования;
2. Имеют общий предмет исследования;
3. Исследуют явление на сущностном уровне;
4. Они не взаимосвязаны между собой.
Правильный ответ:1
Политико-правовое учение, включавшее в себя положение об
отмирании государства и права и права по мере развития общества:
1) Либерализм;
2) Консерватизм;
3) Марксизм;
4) Анархизм.
Правильный ответ:1
Существуют неотъемлемые и непередаваемые государству права
личности, считал:
1) Г. Гроций;
2) Ф. Бэкон;
3) Д. Локк;
4) Т. Гоббс.
Правильный ответ:3
Что является источником права в современных естественно-правовых теориях:
1. природа естество человека – источник права
2. Бог – нормотворец
3. воля суверена – источник права
4. менталитет или дух нации – источник права
Правильный ответ:1
Тематика рефератов
1. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока.
2. Общая характеристика религиозно-мифологических представлений о государстве и праве в странах Древнего Востока.
3. Основные факторы формирования политико-правовых учений Древнего Китая. Даосизм: основные принципы и идеи. Учение Лао-цзы о естественном и человеческом законе (“дао” и “дэ”).
4. Этико-правовое учение Конфуция: принцип добродетели. Патриархально-патерналистская концепция происхождения и сущности государства. Учение о войне и мире. Роль конфуцианства в истории государства и права Китая.
5. Идея естественного равенства и договорного происхождения государства в учении Мо-цзы. Выражение интересов народных низов в теории моистов.
6. Учение легистов. Их теория государственного управления на основе законов. Закон как система наказаний.
7. Общая характеристика становления политико-правовой мысли в Древней Греции. Идеи права, всеобщей справедливости и «благозакония» в поэмах Гомера и Гесиода.
8. “Законопослушание” как одна из высших добродетелей человека в учении пифагорейцев. Понятие справедливости по Пифагору. Аристократический характер политических взглядов Гераклита.
9. Идеи софистов о равенстве, полисных законах, происхождении государства (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Ликофрон и др.). Противопоставление Гиппием и Антифонтом природы (фюсиса) и закона (номоса) как прообраз идей естественного права.
10. Идеальное государство Сократа и Платона как справедливое правление лучших. Иерархия сословий, их функции в трактате “Государство”.
11. Типология форм государственной власти и их критика в учениях Платона (аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания, монархия).
12. Политические и правовые взгляды Аристотеля. “Полития” как лучшая форма государственного устройства.
13. “Правильные” и “неправильные” формы государства в “Политике” Аристотеля.
14. Принцип “срединности” как основа политических и правовых идей Аристотеля. Право естественное и волеустановленное.
15. Политико-правовые идеи в Древнем Риме. Учение Цицерона о государстве и праве: определение государства (respublica), классификация форм государства, право и его виды.
16. Римские юристы. Право, его виды и сферы действия, соотношение права и закона. Публичное и частное право.
Тематика курсовых работ
1. Чистое учение о праве Г. Кельзена. Аналитический позитивизм в праве (Дж. Остин, Г. Харт).
2. Социологические школы права Е.Эрлиха и Р. Паунда.
3. Политико-правовая идеология национал-социализма.
4. Естественно-правовые идеи 20-го века: Ж.Маритен, Р.Дворкин, Л.Фуллер, Дж.Роулс.
5. Интегративные теории права.
6. Становление политико-правовой мысли в Московском государстве.
7. Политико-правовые идеи «Слова о законе и благодати».
8. Философское и социальное обоснование концепции нестяжания Н. Сорского.
9. Учение Н. Сорского о свободе воли.
10. Политические и правовые взгляды М.Грека.
11. Вопросы законности, государственного устройства, верховной власти, свободы воли в учении М. Грека.
12. Стяжательская позиция Иосифа Волоцкого.
13. Соотношение духовной и светской власти в учении И.Волоцкого.
14. Политико-юридическая программа И.С. Пересветова.
15. Политико-правовые взгляды Андрея Курбского.
16. Политическая концепция Филофея “Москва – третий Рим”.