Налогово–бюджетная политика (Фискальная)
Налогово-бюджетная политика это манипулирование государственными расходами и налогами в целях функционирования макроэкономической стабилизации. Это один из ведущих методов макрорегулирования.
Налогово-бюджетная политика характерна в краткосрочном периоде и направлена на сглаживание цикличности и стабилизации экономики. Инструментами являются доходы, расходы, налоги государственного бюджета: государственные закупки, налоги, трансферты.
Инструменты воздействуют как на величину совокупных расходов - AD, так и на величину издержек фирм - AS. Изменение величина государственных закупок, т. е расходы в коротком периоде влияет только на спрос. Изменение величины налогов и расходов влияет на ADи AS. Государственные закупки являются компонентом AD, оказывают прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов. Изменение налогов и трансфертов означает лишь перераспределение совокупного дохода, а их воздействие на AD– косвенное, через изменение величины потребляемых расходов и инвестиционных.
Заслуга в исследовании влияния налогово–бюджетной политики принадлежит Кейну. Он и его последователи обосновывают наиболее высокую эффективность налогово–бюджетной политики по сравнению с денежно-кредитной, прежде всего для стабилизации и преодоления рецессии. Это основывается на том, что все инструменты налогово–бюджетной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.
Рассмотрим механизм воздействия государственных закупок на совокупные доходы. Изменение, любого из компонентов AD привлечёт за собой мультипликационные эффекты, приводящие к изменению дохода.
Например, государство решило изменить государственные закупки на 100 ед.
∆G=100. Это увеличение делается не за счёт налога, а за счёт бюджета.
МРС= 0,8. Тогда мультипликатор автономных расходов . Прирост дохода .
Рост G -финансируется не за счёт притока налога, а за счёт бюджета. Т.е. образуются бюджетный дефицит. Данный инструмент позволяет достичь полной занятости. Если экономика перегрета, то правительство может снизить уровень G, тогда ∆Y = - 500 (сокращение дохода, т.к. мультипликатор).
При росте государственных закупок увеличивается AD, что ведёт к увеличению объём выпуска, объём дохода и снижению уровня безработицы. Т.е. это достаточно действенный инструмент.
Уменьшение роста государственных закупок ведёт к понижению AD, также производства и доходов, соответственно повышению уровня безработицы. Т.е. влияние на объёмы производства по величине и по направленности такое же, как и величина инвестиций. Увеличение государственных закупок делает инъекции в экономику, уменьшение государственных закупок – изъятие из экономики.
Рассмотрим воздействие налогов на величину совокупных доходов AD.
Направленность налогов на ADпрямо пропорциональна воздействию на величину государственных закупок.
Налоги также действуют на АD, c эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше мультипликативного эффекта государственных закупок. (т.к. государственные расходы – прямые, а налоги –косвенно действующие).
Например, для упрощения рассмотрим воздействие на ADавтономных и аккордных налогов.
Располагаемый доход -Yn =Y - Tx. Соответственно повышение налогов сокращает Yn, а понижение налогов увеличивает Yn. Если бы автономные налоги сокращались ∆Tx= - 100, то ∆Yn= 100, MPC = 0,8. Но располагаемый доход Ynделится на С+S. ∆С = ∆Y∙MPC = 100∙0,8 = 80. Т.к. K=5, ∆Y = ∆С∙K=80∙5=400.
Формулы налогового мультипликатора:
Мультипликатор автономных налогов (налоги воздействуют на ADчерез изменения расходов).
1) ∆Y = ∆С∙K;
∆Y = MPC∙∆Yn, а∆Yn= -∆Tx.
2) ∆С = MPC∙(-∆Tx);
.
Мультипликатор налогов – коэффициент, который показывает на сколько растет/падает совокупный доход при росте/падении налогов на одну единицу. .
При расчёте мультипликатора важны 2 момента:
1) мультипликатор налогов - всегда отрицательная величина, т. е воздействие на доходы обратное.
2) Мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов.