Святитель Михаил, первый митрополит Киевский
Дни памяти: 15 / 28 Июня, 30 Сентября / 13 Октября (Перенесение мощей)
Святитель Михаил, митрополит Киевский и всея Руси |
Митрополит Михаил родом из Сирии. В 988 году, во время крещения Владимирова, он был прислан к великому князю в Херсонес патриархом Константинопольским Николаем Хрисовергом. Из Херсонеса прибыл митрополит в Киев, вместе с великим князем Владимиром. Михаил был ревностный распространитель христианства; проходя обширные страны, он насаждал семена веры Христовой. Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Константинополя монахам — основание монастыря Киево-Межигорского. Михаил везде, где только мог строить церкви, ставил священников и диаконов и ниспровергал идолов. Летописи говорят, что народ, прилепленный к древнему суеверию, не без прискорбия смотрел на сокрушение своих идолов, и когда бог их Перун брошен был в Днепр, то толпа, бежавшая за своим идолом, кричала в след: Перуне, выдыбай! т. е. выплывай. Истукан, стремлением вод несомый, якобы повинуясь гласу вопиющих к нему, пристал к берегу при самом том месте, где после, в XI столетии, был построен монастырь и назван Выдубицким. Св. Михаил скончался в Киеве; мощи его почивают в великой соборной Печерской церкви (Свято-Успенском соборе Лавры) открыто. В надписи при раке его на решетке изображено, что святитель сей преставился в 992 году, погребен в Десятинной церкви[61]; что при Печерском игумене Феоктисте мощи его перенесены в Антониеву пещеру; а по представлению архимандрита Романа
Копы и по именному указу 23 июля / 5 августа 1730 года, перенесены 1 / 14 октября того же года в Свято-Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Когда св. Михаил причтен к лику угодников, неизвестно: полагать надобно, с самого перенесения мощей его в пещеры, ибо в списке преподобных Антониевой пещеры значится он и у Кальнофойского в 1638 г.; и в книге Акафистов с канонами, напечатанной в Печерской типографии в 1677 г., в 9 песни, 1 стихе Правила преподобных отцов печерских, поставлено имя его, как и доныне печатается в сем каноне; но в общих месяцесловах его не было, как и прочих преподобных Печерских. Уже указами св. синода 15 / 28 июня 1762 г., 18 / 31 мая 1775 г. и 31 октября / 13 ноября 1784 г. дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврскою типографиею, а указом св. синода 6 / 19 августа 1795 г. поведено было сочинить и обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в Четьих Минеях. Михаил почитается первым Киевским митрополитом. Некоторые летописи называют его вторым, а первым грека Леонтия или Леова; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта (1037 г.). До XIII века митрополиты жили постоянно в Киеве. Опустошение этого города заставило их перенести престол митрополии во Владимир на Клязьму, а потом, в начале XIV века, в Москву, где и правили они российскою церковью, до установления патриаршества (1589 г.). Митрополиты Всероссийские именовались сперва Киевскими и всея России. По установлении патриаршества Киевские митрополиты, по причислении их к Российской иерархии, занимали первое место после патриархов.
Тропарь, глас 4
Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися, / се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися: / и, иже неверием обветшавшии, Божественною купелию отродишася, / и быша людие обновления, царское священие, язык свят, Христово стадо, / емуже ты первый пастырь явился еси, яко первее Крещением послуживый. / И ныне, предстоя Владыце Христу Богу, моли всем сыном русским спастися / имаши бо дерзновение яко иерарх Божий и священнослужитель.