Алексий, митрополит Киевский

Сергий Радонежский

Монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси.

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

Св. Сергий был основателем монастыря, поначалу особножительного. Переход к общежитию совершался постепенно: маленькая пустынька вырастала в большой монастырь, и в то же время усиливалось духовное влияние основателя на братию. Житие св. Сергия Радонежского написано его современником Епифанием, который, будучи иноком его монастыря, около 15 лет пребывал в духовном общении со святым. Это житие имеет огромную ценность, особенно в своей сокращенной редакции, которая включена в древнерусскую летопись под 1392 г., ибо оно отличается объективным и трезвым освещением событий, несмотря на несколько вычурный стиль писателя, и не перегружено морализирующей риторикой, которая характерна для позднейшей обработки жития, выполненной агиографом Пахомием. Для Епифания главными были чисто аскетические черты личности св. Сергия; деятельность Сергия, связанная с политическими событиями эпохи, отступает у него на второй план, в то время как Пахомий как раз ее–то и выделяет прежде всего. Епифаний рассказывает нам о жизни человека, который благодаря своему христианскому благочестию возвысился до святости, Пахомий же создает канонический образ святого, который должен служить примером святости вообще, поэтому он дополняет житие описанием посмертных чудес и во всем стремится к тому, чтобы представить жизнь Сергия Радонежского как образец христианского подвижничества.

Св. Сергий Радонежский — истинный зиждитель русского иночества. Его влияние не только вызвало возрождение киновии в русских монастырях, оно стало основанием и корнем великого древа монашества XIV и XV вв.: почти все ветви этого древа питаются от духа Сергиевой обители.

Дмитрий Солунский

Христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Пострадал во время правления императора Диоклетиана.

Согласно житию, Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей.

Известия о деятельности Димитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам по словам агиографа: «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия. Тело мученика было ночью погребено солунскими христианами, а раб Лупп «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес».

Петр, митрополит Киевский

митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 г.) постоянное местопребывание в Москве. Именуется Ратенским. Канонизирован Русской церковью как святитель.

От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы.

Алексий, митрополит Киевский

Митрополит Киевский и всея Руси, святитель, государственный деятель, дипломат. В церковных текстах именуется митрополитом Московским и всея России чудотворцем. Сын боярина Фёдора Бяконта.

Итоги государственной деятельности

В качестве церковного и государственного деятеля святитель Алексий стоял у истоков успешной борьбы Великого княжества Московского против ордынского ига. Лояльно относясь к верховной власти мусульманских правителей, он в то же время последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять заметно ослабевшей во 2-й половине XIV Орде.

Впервые такой союз, включивший в себя и отдаленный Новгород, был испытан в совместном походе русских князей на Тверь в 1375; после заключения мирного договора с Москвой и признания главенства великого князя Димитрия Иоанновича к нему присоединилось и Тверское княжество. О значительной роли святителя Алексия в общерусской политической жизни свидетельствует возникновение с его времени практики скрепления митрополичьей печатью межгосударственных соглашений (договор Москвы и Новгорода с побежденной Тверью). Выступал он и гарантом межкняжеских отношений московского правящего дома. По благословению святителя Алексия в 1365 был заключен договор между князьями московского дома Димитрием Иоанновичем и Владимиром Андреевичем. В то же время из указанного договора следует, что решающую роль в определении политики московских князей играло боярство. В 1372 г. святитель Алексий скрепил своей печатью предъявленное ему первое завещание князя Димитрия, предусматривавшее разделение земель и власти после женитьбы князя Владимира на дочери литовского великого князя Ольгерда. Между 1372 и 1378 гг. по ходатайству святителя Алексия Димитрий Иоаннович передал Владимиру Андреевичу Лужу и Боровск.

Итоги церковной деятельности

В бытность митрополитом святитель Алексий всемерно способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области. При святителе Алексие продолжало распространяться почитание святителя Петра.

Отцы-пустынники

Отцы-пустынники — название христианских монахов, отшельников и аскетов периода возникновения монашества в IV—V веках. Используется преимущественно в отношении египетских подвижников, проживавших в Скитской пустыне (Вади-эль-Натрун). Изречения отцов-пустынников вошли в многочисленные сборники («Патерик Скитский», «Изречения отцов», «Книга святых мужей»), известные с VI века.

Отцы-пустынники придерживались анахоретного монашества, то есть проживали в уединённых и пустынных местностях, по возможности чуждаясь всякого общения с другими. Такое движение возникло уже во II веке и, первоначально, было вызвано преследованием первых христиан. Затем появилось уже богословское обоснование, что такой аскетизм есть подражание жизни Иоанна Крестителя в пустыне и сорокадневному посту Иисуса Христа во время его искушения в пустыне, на первый план в отшельничестве вышло стремление к духовным подвигам.

Возникновение данной формы монашеской жизни приписывают преподобному Павлу Фивейскому (умер ок. 341 года), прожившему, по преданию, 91 год в отшельничестве. Подобный пример вдохновил многих христиан, и когда Афанасий Великий в 356 году удалился в Ливийскую пустыню, он нашёл её уже заселённой многочисленными пустынниками.

Основателем и идеологом отшельнического монашества считается Антоний Великий, который с 270-х годов стал отшельником в Фивадской пустыне, а затем около 313 года перешёл на берег Красного моря, где вокруг него появилась монашеская община, а в 356 году на месте его погребения был основан монастырь, получивший впоследствии его имя. Антоний прославился также как обличитель арианства.

Андрей Матвеев

Русский художник, один из основателей портретного жанра в русской живописи.

Работы: Наиболее известная работа Матвеева — «Автопортрет с женой» (существует альтернативная атрибутировка произведения как портрет Антона Ульриха Брауншвейгского и Анны Леопольдовны), созданный в 1729 году.

Иван Никитин

Русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти. Ранние работы ещё содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Все произведения, где авторство Никитина несомненно, являются портретами.

Список известных произведений Ивана Никитича Никитина:

Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.

Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.

Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.

Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.

Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.

Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.

Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.

Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.

Портрет С. П. Строганова, Государственный Русский музей.

Иван Аргунов (1729 – 1802)

Русский живописец, портретист.

И. П. Аргунов работал в Москве, в Петербурге, в пригородах — Останкино, Кусково.

Автор целого ряда превосходных парадных и камерных портретов. Известность Аргунову принесли портреты петербургской знати, например, П. Б. Шереметева. Художник не идеализирует внешность модели, он смело передает и косящие глаза, и некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.

В 1762 году И. П. Аргунов получил ответственный заказ — создание портрета императрицы Екатерины II. Портрет выполнен в традициях парадного портрета. Монаршая особа показана в подчеркнуто театральной позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Аргунов тщательно выписывает пышный антураж (фрагмент колонны, роскошные драпировки, золоченые детали мебели, регалии).

Одними из лучших произведений мастера по праву считаются камерные парные портреты К. А. Хрипунова и его супруги. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Укрупнённое изображение моделей в интимной обстановке создаёт особую близость героев зрителю.< Особое место в творческом наследии мастера занимают детские и юношеские портреты: И. П. Аргунов убедительно передаёт возрастные и психологические особенности юных моделей. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Девочка держит развёрнутую на зрителя гравюру с изображением её недавно скончавшейся хозяйки Варвары Алексеевны.

К наиболее часто воспроизводимым работам И. П. Аргунова относится «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».

С 1778 года Аргунов практически не работал как живописец, а занимался управлением московского дома Шереметевых. При его участии происходило строительство дворца-театра в Останкино.

Матвей Шишков (1831-32 – 1897)

Русский театральный художник. Академик петербургской Академии художеств (1869). Профессор декорационной живописи (1884).

С творчеством Шишкова и его коллеги М. И. Бочарова связано развитие историко-бытового направления в декорационного искусства, отказ от господствующей условно-романтической манеры. Художники нового поколения всерьёз изучали памятники архитектуры и труды историков. Шишков был мастером архитектурно-перспективной декорации. Он придавал декорациям к русским пьесам и операм историческую и бытовую достоверность, национальный колорит. Испытывая влияние живописи передвижников он стремился создавать декорации, правдиво изображающие крестьянский быт.

Работал в основном в театрах Петербурга, в первую очередь в Мариинском, а также в Александрийском. Несколько работ повторены в московском Большом театре. Ниже приведены сведения в основном о балетных и оперных спектаклях, но Шишков много работал и для драматической сцены, оформив, в частности, спектакли: «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Гроза» и «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского, «Матери-соперницы» И. И. Лажечникова, «Посадник» А. К. Толстого, «Злоба дня» Н. А. Потехина, «Фрол Скобеев» Д. В. Аверкиева.

Михаил Земцов (1688 – 1743)

Русский архитектор, представитель раннего барокко.

Важнейшие работы: Церковь Симеона и Анны, Аничков дворец (частично), каскад «Золотая гора» в Петергофе (частично), Домик для ботика Петра Великого в Петропавловской крепости.

Трезини (1670 – 1734)

Архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини.

Работы

1715 год Проект комплекса Александро-Невской лавры был разработан в 1715 году. Лавра должна была стать комплексом каменных строений, которые составят симметричный ансамбль между Невой и Чёрной речкой.

1721 год. Аничков мост: Перестроен для увеличения пропускной способности переправы. Новый проект — деревянный восемнадцатипролётный мост, в середине разводной пролёт. Строительство вёл голландский мастер Х. ван Болос.

1712—1733 годы. Петропавловский собор: Возведён на месте одноимённой деревянной церкви (1703—1704). До 1859 года — кафедральный. Трёхъярусная колокольня высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Х. ван Болосом.

1721—1726 годы. Дом Трезини: Проектирование осуществлял сам Трезини, строительством занимался М. Земцов.

1726—1727 годы. Расширение Зимнего дворца Петра I для Екатерины I.

Растрелли (1700 – 1771)

Русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли (1675-1744).

Его стиль. Стиль дворцовых построек Растрелли вполне оригинален. Для него характерно широкое использование на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон (см. ниже) и полуколонн, собранных, как правило, в пучки и пары. При этом наружные колонны и полуколонны у Растрелли не играют конструктивной роли, а представляют скорее подобие тектонического декора. Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики. Известно, что Растрелли, как правило, не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях. Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки. Можно сказать, что это отличительная особенность архитектора Растрелли как выдающегося инженера-строителя, прекрасно понимавшего, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга.

Важнейшие постройки: Зимний дворец, Смольный собор, Царскосельский Екатерининский дворец, Андреевская церковь в Киеве.

Архитектор Ю.М. Фельтон построил для Екатерины II путевой дворец, с южной стороны - Зубовский флигель (архитектор Ю. М. Фельтон).

Жан-Батист Леблон (1679 – 1719)

Французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры, с 1716 года и до смерти — главный архитектор Санкт-Петербурга, автор Генерального плана 1717 года и «образцовых» домов.

В 1716 году был приглашен Петром I в Санкт-Петербург, где, будучи «генерал-архитектором», руководил строительством города. Также известен выполненный Леблоном в том же году «образцовый» чертёж дома для «именитых» (долгое время ошибочно приписываемый Доменико Трезини). Это был двухэтажный дом с фасадом на семь осей (то есть 6 окон и дверь в центре) и высокой крышей.

В 1717 году Леблон разработал Генеральный план Санкт-Петербурга с центром на Васильевском острове. Принимал участие в строительстве Петергофа, где занимался планировкой верхнего парка, проектированием и строительством Большого Петергофского дворца и отделкой Монплезира. Спроектировал «водный сад» в Стрельне. Занимался оформлением интерьеров Летнего дворца Петра I.

Стиль: петровское борокко

Карл Брюллов (1799 – 1852)

Русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма. Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств. Брат Александра Брюллова, архитектора, представителя стиля романтизм.

Брюллов, в отличие от Пушкина и своего друга — Глинки, не оказал столь существенного влияния на русскую живопись, как они — на литературу и музыку соответственно. Однако психологическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех русских мастеров этого жанра: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля.

Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. С этой целью Брюллов, по просьбе Жуковского, написал его портрет для императорской фамилии, который тот и разыграл в придворной лотерее. После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова.

Направление: академизм, романтизм.

Интересные работы:

«Последний день Помпеи»,

«Всадница»,

«Осада Пскова»

Старов (1745 – 1808)

Русский архитектор. Стиль: классицизм. Важные работы: Таврический дворец (1783—1789), Троицкий собор (1779—1791), Князь-Владимирский собор (1783—1789).

Стасов (1769 – 1848)

Стиль: классицизм, ранний русский стиль. Важнейшие работы: Спасо-Преображенский собор, Нарвские триумфальные ворота, Троице-Измайловский собор.

Антонио Ринальди (1710 - 1794, Рим)

Итальянский архитектор, работавший в России. Стиль: классицизм. Важнейшие постройки: Большой Гатчинский дворец, Мраморный дворец.

Петр Еропкин (1698 – 1740)

Русский архитектор, который руководил составлением генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, и наметил пути дальнейшего развития города.

Труды. Генеральный план Петербурга, включающий так называемый Еропкинский треугольник, трактат «Должность архитектурной экспедиции» (1737—1741), Перевод «4 книги об архитектуре» А. Палладио (1737—1740)

Наши рекомендации