Киевский митрополит петр могила. запорожское и донское казачество

Киевский митрополит Петр Могила (1596-1647 г.)

(Очередной ближневосточного вида персонаж, делающий своим знаки пальцами, дескать, всё ОК: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Mohyla_Petro.jpg Прим. Стол.)

Митрополит Петр Могила трудился
Школу создать для духовных отцов,
В Киеве (польском тогда) утвердился
Сонм из достойных мужей мудрецов.
Свет православия ярко сияет,
В Киевской Лавре работа идет,
Загнанных русских она вдохновляет,
Смело под знамя свободы зовет!
Там богословским наукам просторы,
Учителям, просветителям клад,
Там позабыты: тревога, раздоры,
Бьются за верный успех об заклад.

1631 г.
Ставит Могила задачею главной
Брешь темноты к просвещенью пробить
И Могилянской коллегией славной
Ревностно путь удалось закрепить.
Польская уния Брестского духа,
Люд православный продолжив мутить,
Видела, как получилась проруха:
Киева церкви не может скрутить.

Запорожская Сечь на Днепре

1569 г.
Русские земли забрали поляки,
Гетманы важно гуляют, шумят,
Киев и степь подчиняют вояки,
Над православною верой глумят.
Пенится Днепр, на порогах вздымаясь,
Полные воды несет к островкам,
Сечь Запорожская там поднимаясь,
Те островки прибирала к рукам.
Засеки строит и рвы, укрепленья,
Чистые хаты растут в городке,
Надо добиться от пут избавленья
В пику заграбчивой панской руке.
Сечь предоставила власть атаману,
Община там называется кош,
Свой своего не подвергнет обману,
Русский казак деловитый хорош!

1576 г.
Признан король покровителем Сечи,
Гетман бунчук, булаву получил,
Принял и знамя, как подданный Речи,
Город Батурин столицей включил.
Сечь Запорожья права обретает,
В Польше Стефана Батория чтит,
В десять полков на Днепре вырастает,
Туркам, татарам набегом вредит.
Податей Сечь за себя не платила.
Нравы, обычаи были свои,
Часто в поход за Дунай уходила,
Натиск, атака решали бои.
Нехристей грабила Сечь удалая,
Буйных головушек много легло,
Но православным остаться желая,
Веру казачество все-ж берегло.

1596 г.
В Бресте на Польше Собор состоялся,
Римскому папе отвесив поклон,
Верой своей православной поклялся:
Ясно, готовит католик полон.
Все православные братства, миряне
Унию Бреста не могут признать,
Только вливались вельможи, дворяне,
Римскому папе покорная знать.

(В 1569 году на сейме в городе Люблине был составлен акт о вечной унии Литвы и Польши, образовавших одно нераздельное государство — Речь Посполитую).

1597 г.
Речь Посполитая твердо решила
Рабство на сейме для русских ввести,
Чем казаков Украины душила,
Дух православный пытаясь смести.

Сигизмунд III -й Ваза

Польский король, как хозяин владений,
Русскую веру приводит в загон,
Пастырь лишен соблюдения бдений,
Храмы открыть воспрещает закон.
Прав не дает казакам православным,
Русь ненавидит поляк униат,
Гнет малороссов был поводом главным
Русской войны, в чем виновник магнат.

(Против поляков была разыграна православная карта, что не помешало потом патриарху Никону после успешной борьбы с поляками под знаменем православие против католиков, учинить раскол и геноцидировать половину русских гоев как, дескать, «старообрядцев». Прим. Стол.)

Гетман Петр Конашевич, по прозванию Сагайдачный. 1606-1622 г.

Петр Сагайдачный за верную службу
Был Сигизмундом бесспорно ценим,
Гетман хранил с православными дружбу,
Вся Малороссия связана с ним.
Гетмана час неизбежной кончины
Русским гонение новое нес,
Кудри секлись казака от кручины,
Он Сагайдачного в песне вознес.

1638 г.
Сечь оказалась поляком гонимой,
При Владиславе восстаньем горит,
Панам она, становясь нетерпимой,
Точно котел закипевший бурлит.

Гетман Богдан Хмельницкий

1648 г.
Гетман Хмельницкий-поблекшая роза,
Сорваны Польшей казачьи права,
Видит нависла гонений угроза,
Чахнет свобода, как в поле трава.
Вырвался он в Запорожье на волю,
Скрыв от погони шляхетской следы,
Впасть не хотел в кабалу иль в неволю,
Не перенес униатской среды.
Помощь ему оказали татары,
Отклик нашел в благодатном Крыму,
Польскому войску наносит удары,
Видя просвет в исчезавшем дыму.
Этим не кончилась Сечи облава,
Нету войны, не достигнут и мир,
Смерть унесла короля Владислава,
Избран был брат его Ян-Казимир.
В Киеве Гетман сидит, выжидает,
Занял Волынь и Подолии край.
Новый король в униженьи страдает,
Русский казак осквернил Речи рай.

1649 г.
Всех казаков разным сбродом считая,
Ян-Казимир продолжает войну,
Силы его от волнения тая,
Не удержали казачью волну.

Наши рекомендации