Основы курса правительства Коля. Экономические показатели Германии к 1990 г.

В мае 1983 г. правительство Коля-Геншера представило свою программу, главными задачами которой были названы обеспечение экономического роста, уменьшение безработицы, финансовое оздоровление. В основу программы действий легли предложения министра экономики Ламбсдорфа под девизом «Меньше государства, больше рынка, частной инициативы и ответственности».

Правительство Коля начало с санации федерального бюджета: были уменьшены инвестиции в строительство жилья, расходы на заработную плату работникам в госсекторе, что привело к сокращению их численности. Сокращению подверглись некоторые статьи социальных расходов: пособия на детей были дифференцированы в зависимости от доходов семьи, отменена стипендия для учащихся старших классов школ, а стипендия для студентов переведена на основу ссуды.Сокращение социальных расходов вызвало критику и обвинения правительства в попытках «социального демонтажа». Однако эти необходимые меры не привели к существенному ослаблению системы социальной защиты, во многом благодаря позиции ХСС, а также лично министра по делам труда и социальной политики Норберта Блюма (род. 1935), которые были против «шоковой терапии» по образцу политики Маргарет Тэтчер в Великобритании и Рональда Рейгана в США (к тому же ситуация в экономике ФРГ была лучше).Правительство Коля сделало ставку на стимулирование предложения. Сокращение налогов способствовало не только росту частных инвестиций, но и потребительского спроса. Налоговые льготы облегчали создание новых предприятий в сфере малого и среднего бизнеса. Приватизация почты, а также радио- и телевещания принесла дополнительные средства в бюджет, кроме того конкурентная среда была призвана повысить разнообразие и качество услуг.Оживлению экономики в ФРГ в 1980-е гг. способствовали улучшение мировой экономической конъюнктуры, снижение цен на нефть, а также активизация интеграционных процессов в Европейском сообществе после некоторого их торможения в 1970-е гг. Создание в 1979 г. Европейской валютной системы ослабило колебание валютных курсов, упростило торговые расчеты, что было важно для ФРГ, поскольку значительная часть ее внешней торговли приходилась на страны ЕС. В 1986 г. положительное сальдо внешнеторгового баланса ФРГ составило 110 млрд марок, по экспортным показателям она вышла на первое место в мире. Рост экспорта стал важным фактором улучшения экономической конъюнктуры на внутреннем рынке.Благодаря новым экономическим подходам консервативно-либеральной коалиции и позитивным импульсам мирового рынка, макроэкономические показатели ФРГ существенно улучшились: уровень инфляции снизился с 5,2 % в 1982 г. до 0,2 % в 1987 г., уменьшился дефицит государственного бюджета, темпы роста ВВП увеличились от 1,1 % в 1982 г. до 3,7 % в 1988 г. и имели тенденцию дальнейшего роста. В этих условиях стало возможным улучшить социальную поддержку престарелых и семей с детьми: были увеличены размеры пенсий и пособий на детей, снижены налоги на родителей, в одиночку воспитывающих детей.Таким образом, концепция социальной поддержки правительства Коля, в отличие от прошлых лет, была нацелена на адресную помощь и ориентирована на те категории населения, которые не могли обеспечить себя своим трудом — престарелых, детей, инвалидов. В то же время были повышены размеры страховых взносов работающих, введена частичная оплата лекарств в рамках страхования по болезни. В целом в 1980-е гг. встал вопрос о реформе «социального государства» в изменившихся демографических и экономических условиях.Устойчивый рост экономики позволял решить другую важную проблему — резко увеличить расходы на науку и развитие высшего образования. ФРГ по этим затратам от ВНП (2,7 %) вышла к концу 80-х гг. на уровень США и Японии. Увеличились и военные расходы, которые в 1982 г. составляли 50 млрд марок, а в 1990 г. — 56 млрд марок.Правительство Коля активизировало политику в сфере защиты окружающей среды. Случаи гибели лесов в результате вредных выбросов в атмосферу и катастрофа на Чернобыльской АЭС в СССР в 1986 г. привели к тому, что более две трети граждан ФРГ высказывались против использования атомной энергии в силу ее опасности для человека и природы. В 1986 г. было создано федеральное министерство по делам окружающей среды, охраны природы и безопасности реакторов; с учетом настроений в обществе строительство и ввод в действие новых АЭС были приостановлены. Ряд новых законов дополнил и расширил экологическое законодательство в ФРГ: об использовании очищенного от свинца бензина и установке катализаторов на автомобилях, о предотвращении опасности химических удобрений для человека, животных и природы и др. По уровню законодательной защиты и мероприятий по охране воздуха и водных ресурсов ФРГ к концу 80-х гг. занимала лидирующее положение в мире. Широкие дискуссии вызывал вопрос о соотношении экономического роста и защиты окружающей среды.Нерешенной проблемой оставалась массовая безработица. Несмотря на появление более 1 млн новых рабочих мест, созданных в условиях оживления экономики, количество безработных в период 1983-1989 гг. превышало 2 млн человек. Попыткой уменьшить остроту ситуации на рынке труда стало предложение правительства проживающим в ФРГ гастарбайтерам, а их число превышало 1 млн человек, вернуться на свою родину, в этом случае им полагалась материальная помощь, в частности возврат средств, выплаченных в виде налогов и страховых взносов. Однако это предложение не встретило поддержки, поскольку большинство иностранцев жило в стране уже во втором и третьем поколениях, кроме того, их материальные перспективы на родине в любом случае были существенно хуже, чем в ФРГ. Стало очевидным, что традиционные представления о взаимосвязи экономического роста и стабильности цен с полной занятостью не соответствуют новой ситуации, а неолиберальная концепция не располагает рецептом борьбы со структурной безработицей.В ГДР установился режим Хонекера – Stasi, роль партии и тд. ЗП в ФРГ в 3раза выше ГДР. Немцы “голосуют ногами” (участились растрелы перебезчиков). В ГДР народный движ vs Хонекера, полиция и войска уже не спасают. 89г его снимают с поста. «ГДРвская перестройка» СЕПГ реорганизуют в ПДС (парт демок социализма) из конституции убирают статью о руководящ роли партии, чистки партии. 9 окт 89 народ разбирает Берлинскую стену. 90г выборы в Народную палату – ХДС 40% «Альянс за Германию» 48% (Поддерживал Коля). 28 ноя 89г. Коль выступил с "Десятью пунктами" в бундестаге о постепенном сближении с ГДР и создании конфедеративных структур, но уже в начале 90г. предложил ГДР перейти на единую валюту - марку ФРГ. В мае 90 г. был подписан гос договор между ФРГ и ГДР о валютном, экономическом и социальном союзе, вступивший в силу 1 июля 90 г.. 31 августа 90г. был подписан Договор об объединении Германии. Он вступил в силу 3 октября 1990 г.. На основании 23 ст. Конституции ФРГ ГДР вошла в состав ФРГ. Внешнеполитические аспекты были урегулированы по формуле "2+4" (2 немецких гос и 4 великих державы). 12 сен 90г. в Москве министры иностранных дел "шестерки" подписали Договор об окончательном урегулировании внешних аспектов объединения. 9 окт 90г. в Москве был заключен Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и Гер. 94г вывели войска. Объединение упрочило позиции ХДС/ХСС/СвДП => победа выборах в дек 90г. Мероприятия по поднятие земель ГДР – «налог солидарности» 7,5% от всех налоговых сумм, акционир соц. собственности, около 900млр марак за 5 лет инвестировали. Коль подал в отставку, 98г выборы Правительство СДПГ - "Союз-90/Зеленые" у власти. Г. Шрёдер(СДПГ) решение соц-экон проблем: создание новых рабочих мест, улучшение условий жизни, особенно в новых землях, принятие мер по оздоровлению эколог обстановки, развитию нации и образованию. Во внешней политике Й. Фишер(минист МИД) заявил о возможности нанесения ядерного удара другим странам. Активно поддержали НАТО И США в 99г в Югославии





Наши рекомендации