ГДР: создание и эволюция до объединения Германии 3 октября 1990 года

В октябре 1949 года в ответ на создание Основного закона ФРГ (Боннской конституции) в Германской Демократической Республике (ГДР) при деятельном участии конституционных экспертов из СССР была принята социалистическая Конституция. Она имела определенное сходство с Боннской конституцией, поскольку оба этих закона основывались на Веймарской конституции 1919 года. Однако курс на строительство социализма, взятый руководством ГДР с начала 50-х годов XX века, сопровождался несоблюдением многих демократических положений Конституции 1919 года. Это касается замены в 1952 года федеративного политико-территориального устройства унитарным: вместо пяти земель как субъектов восточногерманской федерации были образованы 16 округов.

Еще в июне 1953 года в Восточном Берлине и ряде других городов ГДР население вышло на улицы, требуя «демократии и воссоединения страны», однако это выступление было жестко подавлено войсками Советской Армии. В контексте начавшейся «холодной войны» правительство ГДР 19 августа 1961 года построило вдоль всей границы Западного Берлина вначале заграждение, а затем широко известную стену (ставшую символом тоталитаризма на все последующие годы). Только в 1990 году в 160-километро­вой берлинской стене, заложенной 13 августа 1961 года, обошедшейся в 870 млн. марок и унесшей впоследствии жизни 80 человек, сохранявшейся 28 лет и 88 дней, было пробито более 100 проходов.

Власти ГДР учредили 1 декабря 1967 года Конституционную комиссию, призванную выработать новую, последовательно социалистическую конституцию. Темпы работы комиссии впечатляют: уже 31 января 1968 года первый проект конституции был готов. Исследователи связывают такую скорость работы с тем, что проект был заранее заготовлен в недрах Коммунистической партии ГДР. В проекте была предпринята попытка увязать доктрину процветающего индустриального общества с реалиями германского социализма. Как и в любых конституциях Новейшей истории, в ней были подробно перечислены права человека, однако трактовались они своеобразно: в ущерб правам индивида должно было действовать так называемое «народное» (коллективное) волеизъявление, и конституция поддерживала именно эти коллективные права. Была признана и руководящая роль в обществе одной из пяти формально действовавших партий – Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), по своей сути – партии коммунистической.

Референдум по поводу принятия конституции ГДР, проведенный 6 апреля 1968 года проходил в обстановке сильнейшего идеологического давления на избирателей. Свыше 94 % граждан ГДР проголосовало «за» социалистические нормы и принципы Конституции, в частности, за «плановую» экономику (ст. 9).

Глубокий соци­ально-экономический и политический кризис в ГДР предопределил объединение Германии. Он назревал в течение многих лет и привел к стре­мительным темпам объединения ГДР и ФРГ в течение од­ного года – с октября 1989 года по октябрь 1990 года, когда на по­литической карте Европы появилось новое объединенное го­сударство Германии с 78 млн. населением. Суперцентрализованная система управления выявила полную неспособность обеспечить динамичное развитие эко­номики ГДР. Начались перебои с поставкой промышленных товаров, росла инфляция. Немцы рвались в соседнюю обеспеченную Западную Германию. Все настойчивее звучавшие требова­ния открытия границ, сопровождавшиеся массовыми демон­страциями, стали началом революционных перемен в стра­не.

Истинно необратимый кризис в ГДР начался после событий 1985–1986 годов в СССР (реформы Горбачева), в частности, когда было убедительно доказано, что итоги муниципальных выборов в Восточной Германии 7 мая 1989 года были полностью фальсифицированы. После выборов начался «исход» граждан ГДР на территорию ФРГ через третьи страны, причем посольства ФРГ в этих странах (Венгрии, Чехословакии и др.) способствовали этому явлению. Так, 11 сентября 1989 года Венгрия полностью открыла свои границы для граждан ГДР, и началось массовое бегство восточных немцев через Венгрию за границу.

Начало реальному объединению было положено 9 октября 1989 года, когда произошло эпохальное событие Новейшей истории Германии – падение Берлинской стены. Народ Восточной Германии буквально хлынул на сопредельную территорию, опасаясь возврата к прежнему порядку, поскольку СССР тогда еще не определил своей позиции в данном вопросе. В Германии в связи с этим возникла масса социально-политических, демографических, экономических проблем, решать которые следовало безотлагательно.

В результате этих событий после бессменного 18-летнего правления был снят со своего поста Председатель Государственного совета и Генеральный секретарь СЕПГ Э. Хоннекер. Самая массо­вая в истории начавшихся мирных революций в Восточной Европе демонстрация в ГДР в начале ноября 1989 года, в ко­торой приняли участие 1 млн. человек, привела к удовлетворению требования об открытии границы: 9 ноября 1989 года ГДР официально сделала свои границы открытыми. В результате правительство полностью потеряло контроль над экономикой ГДР, и без того ослабленной в это время. Тогда же на повестку дня встает новое, более ради­кальное требование – объединение с ФРГ.

Ответом на эти массовые требования (в условиях полного невмешательства Москвы в немецкие события) стало выступление канцлера ФРГ Г. Коля в западногерманском бундестаге с про­граммой, посвященной развитию отношений между обоими германскими государствами. Эта программа состояла из перечня постепенно осуще­ствляемых мер укрепления сотрудничества двух немецких государств, обещания конкретной незамедлительной помощи ГДР в гуманитарной сфере. Осуществление программы оговаривалось рядом усло­вий: если в ГДР будут в обязательном порядке решены и необратимо начаты «принципиальные перемены политиче­ской и экономической системы». Это означало достижение руководством ГДР соглашения с оппозиционными груп­пами об изменении Конституции, о новом демо­кратическом законе о выборах с участием несоциалистиче­ских партий и пр.

Планы «многоразового объединения» обоих государств были выдвинуты и новым премьер-министром ГДР Х. Модровым. Одной из последних инициатив объединения Герма­нии стало предложение аккумулировать все лучшее, что имелось в ГДР и ФРГ, и создать действительно новое государство Гер­мании. Указывалось при этом на положительный опыт сис­темы всеобщей трудовой занятости в ГДР, на достижения в сфере народного образования, в спорте. Мыслилось, что переходный период продлится 2–3 года.

При согласии четырех держав (США, Вели­кобритании, Франции и СССР) создание новой единой Германии опиралось на договоры между ГДР и ФРГ. Так, в мае 1990 года был оформлен валютный и социально-эко­номический союзы, в августе 1990 года – государственно-политичес­кий. 3 октября 1990 года ГДР перестала существовать как отдельное го­сударство.

В соответствии с Боннской конституцией прежние округа ГДР получили статус федеральных земель. На территории бывшей ГДР вступила в силу Конституция ФРГ 1949 года, ставшая общегерманской. Народная армия ГДР, службы без­опасности, полиция ликвидировались, частично влившись в соответ­ствующие институты ФРГ. В ноябре 1991 года обе законодательные палаты ФРГ создали Совместную конституционную комиссию, разработки которой позволили внести в Основной закон ряд изменений, относящихся к федеративному устройству, участию в Европейском союзе. Эта комиссия пришла к выводу, что новую Конституцию не следует разрабатывать, поскольку Основной закон 1949 года за 40 с лишним лет вполне оправдал себя в качестве демократической Конституции Германии.

Объединение сделало Германию наиболее мощным западноевро­пейским государством, которое стало играть определяющую роль не только в Европе, а фактически приобрело статус мировой державы. Современная Германия – республика, где провозглашен партийный плюрализм (ст.21 Основного закона 1949 года); установлен примат норм международного права над внутринациональными нормами (ст.25); гарантирован широкий спектр прав человека (раздел I Основного закона).

4. Источники уголовного и гражданского права современной Германии

Система источников права на федеральном уровне Германии включает в себя следующие нормативные правовые акты:

1) Основной закон;

2) федеральные законы;

3) нормативные акты федерального президента (приказания, распоряжения);

4) нормативные акты федерального правительства (федеральные предписания).

Дополнительный характер носит правовой обычай. Судебная практика доктринально не признается официальным источником права Германии.

В отрасли уголовного праваможно специально отметить ст.102 Основного закона 1949 года, отменившую смертную казнь. Уголовный кодекс ФРГ действует в редакции 1987 года. Помимо УК, существуют несколько десятков дополнительных законов в уголовно-правовой отрасли, часть из которых является своего рода «малыми кодексами»: таков, например, Закон 1968 года (в редакции 1975 г.) о нарушениях порядка.

Отметим, что в гражданско-правовой отрасли прямым источником гражданского права является, например, ст.14 Основного закона ФРГ, посвященная собственности и наследованию. Гражданский кодекс ФРГ (ГГУ), принятый в 1900 году, с многочисленными поправками действует и в наши дни. Отдельные федеральные законы, например, Закон 1961 года о сделках с землей или Закон 1974 года о возрасте брачного совершеннолетия, также являются источниками гражданского права Германии в Новейший период истории. Правовой обычай был предусмотрен целым рядом статей ГК 1900 года (ст.157), поэтому он играет роль дополнительного источника гражданского права современной Германии.

Наши рекомендации