Политический процесс: сущность и структура
Под политическим процессом понимается функционирование и развитие политической системы общества. Он происходит в результате взаимодействия (противодействия) субъектов и участников политики по поводу определенного объекта. Субъекты представляют собой активных акторов политического процесса, действующих осознанно и целенаправленно. Участники вовлекаются в него, порой не в полной мере осознавая смысл и значение происходящего. Иногда они могут быть вовлечены в те или иные действия случайно и даже помимо их воли. Объектом политического процесса является любая политическая проблема. В каждом политическом процессе может решаться не одна, а несколько политических проблем.
Политический процесс складывается как из целенаправленных сознательных усилий субъектов политической деятельности (индивидов, социальных групп, политических партий, государственных органов и др.), так и в результате взаимодействий, которые возникают спонтанно, независимо от воли и сознания участников процесса. Такая совокупность целенаправленных и спонтанных действий субъектов и участников политического процесса исключает какую-либо четкую заданность или предопределенность политического процесса в развитии событий и явлений. Чем сложнее политическая система, тем большее число акторов будут осознанно принимать участие в политическом процессе и тем меньше места останется для политического манипулирования.
В ходе выполнения ролевых функций субъекты и участники политического процесса демонстрируют свою функциональную значимость, способность воспроизводить, развивать, изменять или разрушать элементы политической системы. Таким образом, политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения, происходящие в политической системе, характеризует ее переход от одного состояния к другому.
В результате взаимодействия самых разнородных политических акторов формируется общая тенденция развития политического процесса, в которой отражаются краткосрочные и долговременные перспективы, определяется расстановка политических сил, вырабатываются и принимаются политические решения.
Количество акторов, принимающих участие в политическом процессе, во многом зависит от типа политического режима. В тоталитарной политической системе число субъектов, влияющих на политический процесс, весьма ограничено. Например, решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. было принять несколькими членами Политбюро ЦК КПСС. Демократическая политическая система предполагает самое широкое участие граждан в политическом процессе и в центре, и на местах.
Политический процесс можно представить как многоуровневую систему, состоящую из множества подсистем, множества процессов. Обычно политические процессы подразделяют на базовые и периферийные. Базовые политические процессы предполагают разнообразные способы включения широких слоев населения (непосредственно или через представительные органы – партии, движения и др.) в политические отношения с государством по поводу реализации тех или иных социально-политических требований. В таких случаях речь по сути идет об участии больших социальных общностей в политическом управлении. Базовыми также можно назвать политические процессы, в результате которых принимаются политические решения, затрагивающие интересы больших социальных общностей, общества в целом, или процессы, направленные на развитие и изменение политической системы. Периферийные политические процессы могут развиваться на региональном или местном уровне социально-политического взаимодействия; могут раскрывать динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, блоков, групп давления и т.д.). Базовые и периферийные политические процессы, как правило, оказывают стимулирующее влияние друг на друга. Например, если периферийный процесс затрагивает актуальные проблемы «большой» политики или для решения тех или иных проблем необходимо вмешательство центральных органов власти, то периферийный политический процесс может превратиться в базовый. И наоборот, процесс, возникший как базовый, может быть «спущен» для решения на периферийный уровень, если это целесообразно.
Политические процессы подразделяются также на глобальные и частичные. В глобальных процессах совокупные действия субъектов политики способны кардинально повлиять на функционирование, изменение и развитие политической системы в целом. Частичные процессы могут затрагивать определенную сферу жизнедеятельности или являться одной из стадий глобального процесса.
Все политические процессы (глобальные, частные, базовые, периферийные) бывают явными (открытыми) и теневыми (скрытыми). Например, политический митинг с требованиями отставки правительства – явный (открытый) процесс. Решение правительства об увеличении налоговых пошлин на импортные товары – также открытый процесс. А вот лоббирование закона группой депутатов – скрытый (теневой) процесс. В политических системах ряда стран даже есть такое понятие, как «теневой кабинет». Это группа влиятельных лиц (часть политической элиты), не занимающая официальных государственных должностей, однако мнение которых существенно влияет на принятие политических решений.
В политической жизни общества имеют место политические процессы, которые обладают собственным ритмом или повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, институтов, участников (например, избирательная кампания, отчет правительства перед парламентом, принятие бюджета и т.д.). В стабильных политических системах большинство политических процессов протекают в рамках установленных легитимными нормами правил. Любые отклонения в поведении политических субъектов корректируются, а неправомочные действия пресекаются. Однако если неправомерные (с точки зрения существующих норм) действия имеют устойчивый характер и их поддерживают значительные политические силы, то чтобы сохранить целостность политической системы, требуется провести изменения в самой политической системе, например, изменить те или иные законы или принять новые.
Изменения в политической системе свидетельствуют о развитии общества и о возникновении новой расстановки политических сил. Политические процессы в зависимости от тех или иных субъективных и объективных факторов могут иметь разные режимы протекания:
• режим функционирования – простое воспроизводство повторяющихся политических отношений;
• режим развития – адекватное реагирование структур и механизмов власти на новые социальные требования и соответствующие изменения в политической системе;
• режим упадка – распад целостности политической системы в виду того, что принимаемые ею решения уже не способны адекватно реагировать на изменившиеся отношения, а сам политический режим теряет стабильность и легитимность.
Для оценки любого политического процесса И.М.Кривогуз считает необходимым выполнить следующие действия:
1) выяснить содержание его объекта – решаемой проблемы;
2) определить состав и качество его участников;
3) изучить характер отношений между участниками процесса;
4) определить его масштабы1.