Классификация форм осуществления функций государства.
1. По характеру деятельности основных звеньев механизма государства:
- законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами;
- управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.;
- судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны;
- контрольно-надзорная деятельность- это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.
2. Пооднородным внешним признакам деятельности органов государства, посредством которой реализуются его функции:
- правовая (подразделяется на правотворческую и правоприменителъную деятельность. В рамках правоприменительной деятельности выделяются оперативно-исполнительная и охранительная);
- организационная (заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. Подразделяется на организационно-регламентирующую, например, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма; организационно-хозяйственную, например, экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.; организационно-идеологическую, например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).
ЛИТЕРАТУРА:
Байрамов Ф.Д. К вопросу о понятии «функции государства»// История государства и права. 2003. № 5.
Будаев Э.В. Ключевые направления деятельности государства в современном обществе // Современное право. 2004. № 12.
Дюрягин И.Я. Право и управление. М., 1981.
Журавлева И., Комаров А. Государственное управление как функция государства// Право и жизнь. 2000. № 25.
Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе// Государство и право. 1993. № 6.
Хабиров В.Ф. государственный суверенитет в свете доктрины прав человека // Право и государство: теория и практика. 2005. № 2. С. 11-23.
Просвирин Ю.Г. Информационная функция государства// Журнал российского права. 2002. № 3.
Родионова О.В. Социальная функция государства: правовая сущность и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе// Государство и право. 2006. № 8.
Шумков Д.М. Функции государства// Основы государства и права. 2000. № 2.
ГЛАВА 5. ТИПОЛОГИЯ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Понятие «тип государства»
Тип государства –это взятые в единстве общие черты различных государств, система важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными свойствами.
Понятие «тип государства» служит для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, то есть родство с другими государствами.
Назначение типологизациипроявляется в следующем:
- смена исторических типов государства и права является одним из наиболее важных исторических моментов, без учета которых невозможно правильно понять ни развитие их сущности, ни социально-политическое содержание и назначение, ни изменение их форм, функций, места и роли в структуре политической системы общества;
- типология облегчает понимание внутренней логики и закономерностей процесса исторического развития государства и права, выступает как основа научного предвидения будущности государства и права России, равно как и многих других стран;
- процесс типизации государств и правовых систем позволяет органически сочетать исследование общих закономерностей развития государственно-правовых явлений, свойственных всем без исключения типам государства и права;
- в процессе типизации государств и правовых систем создаются все необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа всего фактического и научного материала, который касается практически всех сторон процесса возникновения и развития общества, государства и права, их последовательного перехода от одной ступени к другой;
- процесс типологии государства и права создает объективную основу для научного изучения процесса естественно-исторического развития государства и права, дает возможность осуществлять государственно-правовое строительство в разных странах на строго научной основе;
- понятие «тип государства» позволяет достаточно точно определить характер государства самых разнообразных эпох истории. Тип государства представляет собой строгую систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой.
Типизация государства и права производится в соответствии с выработанными социально-политической практикой, объективными критериями: социально-классовой сущностью, содержанием и направленностью государственной власти, характером и уровнем развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений, основными принципами организации и функционирования государства и права и др.
В соответствии с данными критериями в рамках современной теории государства и права различаются два подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу (классам) оно служит, а значит, в конечном счете какому экономическому базису данного общества, формирующему эти классы. Тип государства – это совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая в свою очередь обусловлена экономическим базисом общества.
Согласно цивилизационной теории тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами.