СМИ как медиаполитическая система.

источник: Воскресенский Ю. Понятие СМИ. Роль коммуникации и СМИ в политической системе общества. БГУ.

СМИ (или масс-медиа) – это не просто канал сообщения, беспристрастно передающий сообщение, но именно посредник, medium, преломляющий, интерпретирующий и окрашивающий информацию. СМИ не просто информируют, но осуществляют социально-преобразовательную функцию. Этим определяется специфичность СМИ в информационном пространстве в частности и в обществе в целом. Учитывая, что СМИ являются одним из основных инструментов коммуникации, в том числе политической, необходимо рассмотреть ее место и роль в политической системе общества.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ – это процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой, а также между политической и социальной системами. Идет непрерывный процесс обмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях. Политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическую коммуникацию можно охарактеризовать как информационно-пропагандистскую деятельность социальных субъектов по производству и распространению социально-политической информации, направленной на формирование, стабилизацию или изменение образа мыслей и действий других социальных субъектов. По мере технологического развития средств передачи информации претерпевает определенные изменения и система политической коммуникации, а следовательно - политическая система как таковая. Это связано со спецификой современного общества, в котором передаваемая посредством СМИ информация приобретает особую роль. И. Засурский отмечает: “СМИ становятся основной средой политической коммуникации. Происходит полное переплетение сферы политического и СМИ, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании медиаполитической системы”.

Следовательно, СМИ не “локализованы” в каком-либо “месте” политической системы и являются одновременно ее средой и “внутренним” коммуникативным каналом.

Ролевые ЗАДАЧИ СМИ распределяются сразу по всем трем уровням (измерениям) политического процесса:

1. ФОРМАЛЬНЫЙ. Роль СМИ заключается в распространении и пропаганде общих коллективных целей и требований, которым подчиняется функционирование политической системы.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ. Осуществляемая посредством СМИ политическая коммуникация обеспечивает мобилизацию ресурсов общества, принятие управленческих решений, формирование политических программ. Иными словами, в силу своей природы политическая система нуждается не только в наличии базовых институциональных условий своего существования, но и в согласованном взаимодействии всех ее подсистем.

3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ. СМИ обеспечивают артикуляцию и агрегацию интересов, их конверсию в целях политической социализации и политической поддержки.

источник: Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2. Королев П.В. Виртуализация политического процесса как эффект функционирования медиаполитической системы в России.

Индивидуализм, многообразие стилей жизни, диверсификация политических предпочтений – всё это разноплановые процессы, которые властные институты пытаются контролировать.

В советскую эпоху социально-однородного общества, подобную функцию выполняла “главная” газета и “главный” телеканал, когда СМИ являлись органом власти, “убеждающим” население в необходимости следования “единственно верной” политике правящей элиты.

Теперь, когда количество СМИ постоянно возрастает и общество все более дифференцируется, старые методы мобилизационной политики не действуют. Однако и современная система СМИ, особенно в альянсе с властными институтами, имеет широчайшие возможности в модификации общественного поведения.

Реализация этой роли отводится новому общественному институту – МЕДИАПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Она является симбиозом СМИ и политических институтов, при котором СМИ выполняют мобилизационную функцию, используя специфические символические средства управления поведением людей и привлечения их внимания к каким-либо проблемам. Модификация общественного поведения в этом случае состоит в координации групповой деятельности индивидов или изменении характера (направленности) этой деятельности.

МЕДИАПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – это сбалансированная система информационных потоков и каналов коммуникации, целью которой является формирование общественного мнения по тем или иным вопросам.

Медиаполитическая система состоит из трех уровней.

1. СОЦИЭТАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.

- Общенациональные электронные СМИ, прежде всего федеральное телевидение, создающее общенациональное информационное пространство и более-менее единую повестку дня.

- К этому же уровню можно добавить ведущую общероссийскую качественную прессу, которая помогает вести узконаправленные политические кампании, ориентированные на региональных “лидеров общественного мнения”.

- Как особенную часть первого уровня медиаполитической системы следует рассматривать печатные и электронные СМИ всероссийского, межрегионального и регионального охвата, ставящих себя “вне политики”. Такими СМИ, как правило, являются коммерческие издания, телевизионные и радиокомпании. Как правило, эти СМИ ориентированы на получение прибыли, однако они бывают вовлеченными в разовые локальные политические кампании или участвуют в них опосредовано, как правило, в крупнейших общенациональных политических проектах, являясь “резонаторами” или “глушителями” той или иной информационной кампании.

2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.

- Региональные электронные или печатные СМИ, часто убыточные и контролируемые региональной администрацией, и часто решающие узконаправленные политические интересы своих инвесторов, как правило, во время избирательных кампаний.

3. ИНТЕРНЕТ.

Возможности Интернета по достоинству оценены всем спектром политически активных граждан. Одни, не имея влияния на “классические” информационные потоки, используют его как аналог советского самиздата, другие, инвентаризируя его возможности, все чаще используют Интернет как средство “отмывания информации”. Несмотря на это, Интернет-ресурсы функционируют, как правило, по нормальным рыночным экономическим законам.

ФУНКЦИЯМИ медиаполитической системы являются:

- ФУНКЦИЯ АКТИВАЦИИ. СМИ в рамках медиаполитической системы не изменяют отношение аудитории к какому-либо событию или процессу, однако “подталкивают” людей к действию в том направлении, в котором происходит “объективное информирование”.

- ФУНКЦИЯ УСИЛЕНИЯ. Эта форма воздействия старается не столько привлекать новых сторонников к какой-нибудь точке зрения, сколько удерживать старых. В этом случае СМИ “обновляют” и “подтверждают” уже сформированное мировоззрение и мнения.

- ФУНКЦИЯ КОНВЕРСИИ. Эта форма воздействия способствует переходу сторонников одного политического актора к другому, например, членов одной партии в другую.

Главная особенность медиаполитической системы состоит в том, что, используя её различные уровни одновременно, возможно вести более эффективные информационные кампании, сочетающие всю необходимую аргументационную базу для различных слоев политически активного населения.

Наши рекомендации