При всей противоположности и внешней несовместимости вышеуказанных подходов они достаточно полно характеризуют основные закономерности развития современной системы международных отношений.
Если мы обратимся к истории развития международных отношений, то можно констатировать тот факт, что фактор силового влияния и формирование на этой основе определенного баланса политических сил являлся традиционной основой мировой политики. За точку отсчета, в понимаемой таким образом истории системных международных отношений, можно признать завершение «тридцатилетней войны» в Европе и заключение Вестфальского мира в 1648 году. Доминирующими субъектами Вестфальской системы стали суверенные государства. В ней отсутствовал высший арбитр, поскольку государства признавались в принципе равноправными и независимыми в проведении внутренней политики в пределах своих национальных границ. Периодически Вестфальская система оказывалась охвачена волной острой блоковой или межгосударственной борьбы. В основе ее лежали попытки придания системе своеобразной «гелиоцентрической» формы, т.е. закрепления безусловного преобладания какой-либо «великой державы». Однако все эти попытки неизбежно завершались провалом (например, борьба за европейскую гегемонию испанских Габсбургов во второй половине XVI - начале XVII вв., Франции при Людовике XIV и Наполеоне I, Швеции в конце XVII - начале XVIII вв.).
В XVIII в. Великобритания окончательно разработала идеологические основы системы внешней политики, основанной на принципе равновесия, а в XIX веке концепция «европейского концерта» стала политической реальностью. Система коллективной дипломатии, положенная в основу концепции «европейского концерта», не отражала отказ от силового противостояния. Дипломатия обеспечивала гибкое выстраивание и корректировку «баланса сил». Установление равновесия, или баланса, открывало период стабильных мирных отношений, нарушение же баланса сил, в конечном счете, вело к войне и восстановлению его в новой конфигурации, отражающей усиление влияния одних государств за счет других.
Версальско-Вашингтонская система международных отношений, возникшая после первой мировой войны, дополнила военные и дипломатические факторы обеспечения стабильного «баланса сил» правовыми рычагами. В сущности, та же модель мировой политики была воспроизведена и после второй мировой войны. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений, при всей возросшей значимости международно-правовых факторов, сохранила баланс сил как основополагающий компонент. Особенностью ее стал биполярный характер - преобладание двух сверхдержав США и СССР. Их противостояние было закреплено противоборством господствующих идеологий, а равновесие - паритетом ядерного оружия.
Радикальные изменения, произошедшие в мире во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века, позволяют, на первый взгляд, говорить о начале принципиально новой эпохи в развитии международных отношений. Но, в действительности, пока мало понятно, идет ли речь о новом этапе в истории прежней модели мировой политики или коренном преобразовании самой природы международных отношений. Биполярная мировая система начала трансформироваться еще задолго до краха СССР и всего советского лагеря. Строго говоря, в абсолютном значении биполярность системы международных отношений так и не сложилась. Важнейшее значение с этой точки зрения имели развернувшиеся после второй мировой войны процессы распада колониальных империй и образования новых независимых государств разной идеологической и политической ориентации. Фактически мир оказался разделенным на три разных «мира»: капиталистический, социалистический и «третий» - развивающийся. Уже к 70-м годам ХХ века многие из развивающихся стран превратились в значимых субъектов международных отношений. В 1961 году было создано Движение неприсоединения. Данное международное объединение провозгласило одним из главных принципов внешней политики неприсоединение к военно-политическим союзам великих держав. В состав Движения неприсоединения первоначально вошли 25 стран, в том числе Югославия, Индия, Египет. К началу 80-х годов ХХ века число участников Движения достигло 101-го.
Мощным фактором ослабления биполярной системы стали центробежные тенденции внутри самих противостоящих блоков. Советско-югославский конфликт 1948 года привел к первому расколу социалистического лагеря. Несмотря на урегулирование советско-югославских отношений в 50-е годы ХХ столетия, Югославия в дальнейшем неизменно сохраняла значительную свободу действий на мировой арене. Еще более острые формы приобрел конфликт СССР с другой крупнейшей социалистической страной - Китаем. Эта проблема оказалась особенно болезненной для социалистического блока в связи с тем, что Китай являлся постоянным членом Совета Безопасности ООН, а впоследствии стал и ядерной державой. Не столь важными, однако, по своему знаковыми событиями стали отмежевание от социалистического лагеря Албании, внешнеполитическое «фрондерство» Румынии в период правления Г. Геогриу-Дежа и Н. Чаушеску.
Монолитность западного блока также была подвергнута серьезным испытаниям на протяжении всего послевоенного периода. Самым ярким событием стал выход Франции из военной организации НАТО в 1966 году. Французский лидер генерал Шарль де Голль отказался от безусловной преданности принципу атлантизма и решительно выступил против сложившейся системы господства двух мировых центров. Франция заявила о себе как страна, готовая стать опорой для конструктивного диалога между Западом и Востоком, а также «третьим полюсом» мировой системы. Реализуя идею «обороны по всем азимутам», Франция перешла к созданию собственных национальных ядерных сил, добилась ликвидации американских военных баз на своей территории. Не менее серьезным вызовом гегемонии США в западном мире стало и экономическое соперничество с Японией, стремительно ворвавшейся в число наиболее развитых промышленных стран мира. С образованием Европейского Экономического Сообщества в 1957 году на Западе окончательно сложились три противоборствующие полюса экономического влияния - США, Япония и ЕЭС.
Победа США в «холодной войне» и распад СССР дали основание говорить о наступлении эпохи полного преобладания Соединенных Штатов Америки и формировании на этой основе монополярного мирового порядка. Контуры новой глобальной стратегии США стали проявляться уже с 1991 года. Ее основными целями стало укрепление национальной безопасности и обеспечение экономического процветания страны за счет продвижения демократии во всем мире. Последнее считается соответствующим не только идеологическим принципам, но и прагматическим интересам США.
Реализация национальной внешнеполитической стратегии рассматривается американской администрацией как создание новой системы международной безопасности, гарантом которой должен выступить военно-политический потенциал США и их союзников по североатлантическому альянсу. В конце 90-х годов ХХ века блок НАТО был не только расширен, но и перенацелен с «защиты территории» на гораздо более широкую функцию - обеспечение стабильности всего «трансатлантического региона», в том числе, путем действий за пределами территории стран - членов альянса. Военная операция блока НАТО в Косово в 1999 году стала символом новой мировой роли НАТО. При этом участие европейских стран в подобных акциях ускорило их втягивание в орбиту непосредственного внешнеполитического влияния США.
При всей очевидности формирующихся контуров монополярной системы международных отношений не утрачивают свое значение и факторы многополярности. В первую очередь к ним можно отнести сохранение ядерного паритета США и России. Немаловажным в этом отношении представляется и статус ядерной державы Китая - с учетом растущего экономического потенциала, традиционно независимой внешней политики и пребывания у власти коммунистической партии эта страна может превратиться в достаточно автономный и значимый полюс мирового влияния.
Велика роль в системе международных отношений и региональных интеграционных объединений.Образование в 90-х годах ХХ столетия Европейского Союзапридало новый импульс европейскому интеграционному процессу и вывело его в принципиально новую плоскость - создания единого экономического, социального, правового и информационного пространства. Достаточно интенсивно развивается процесс интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Ключевая роль в нем принадлежит Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Основателями данной организации являются так называемые «маленькие драконы» - Индонезия, Малайзия, Сингапур и Таиланд. Эти страны совершили невероятный рывок в наращивании экономического потенциала и превратились в один из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Прочные позиции в мировой экономической системе занимают арабские государства, возглавляющие Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК).Несмотря на раскол в арабском мире, вызванный событиями вокруг Ирака, ОПЕК и другие арабские международные организации (Лига арабских государств, Организация исламской конференции) являются авторитетными субъектами мирового политического процесса.