Основные характеристики, структура и направления эволюции современной системы международных отношений

ГОС СМО

1. Основные характеристики, структура и направления эволюции современной системы международных отношений.

2. Внешняя политика России в 1991-2013 гг.: периодизация, концептуальные основы и их эволюция. Характеристики современного этапа.

3. Международная безопасность: классификация вызовов и угроз, эволюция приоритетов.

4. Проблемы распространения оружия массового уничтожения (ОМУ).

5. Российско-американские отношения в 1991-2013 гг.: периодизация, основные направления и проблемы отношений. Фактор стратегического ядерного оружия в российско-американских отношениях.

6. Европейская политика России в 1991-2013 гг.: Периодизация и приоритеты.

7. Европейская интеграция в 1992-2013 гг. Расширение ЕС. «Восточная политика» Евросоюза.

8. Отношения Россия - ЕС в 1991-2013 гг.: основные этапы, документы, направления взаимодействия.

9. Эволюция места и роли НАТО в европейской подсистеме в 1991-2013 гг.

10. Отношения Россия - НАТО: этапы, проблемы, направления взаимодействия.

11. Основные этапы развития конфликтов и международных отношений на территории б.Югославии (1991-2013 гг.) Роль России.

12. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке в 1991- 2013 гг.: основные характеристики, факторы развития, участники. Причины и последствия смены режимов в арабских странах Северной Африки.

13. Международные отношения в Южной Азии в 1991-2013 гг.: основные характеристики, факторы развития, участники. Роль Индии как региональной и глобальной державы.

14. Проблема Афгано-Пакистанского очага нестабильности: международное и региональное измерения.

15. Международные отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 1991-2013 гг.: основные характеристики, факторы развития, участники.

16. Многосторонние институты в АТР. Россия в многосторонних диалоговых форматах АТР.

17. Российско-китайские отношения в 1991-2013 гг. Шанхайская организация сотрудничества.

18. Межкорейские отношения и многосторонние усилия по стабилизации ситуации на полуострове. Проблема распространения ОМУ через призму ситуации на Корейском полуострове.

19. Роль Японии в АТР. Российско-японские отношения в 1991-2013 гг.

20. Международные отношения на пост-советском пространстве: основные этапы развития.

21. Институционально-правовая структура СНГ; основные сферы деятельности Содружетсва. Роль Содружества во внешней политике России.

22. Организация договора о коллективной безопасности.

23. Конфликты и миротворчество на пост-советском пространстве. Феномен частично признанных государств (Южная Осетия, Абхазия).

24. Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии: история создания, направления деятельности и перспективы развития.

25. Многосторонние отношения и многосторонние институты: этапы развития, классификация.

26. Деятельность Группы Восьми и Группы Двадцати.

27. Международные отношения в Латинской Америке: основные направления и тенденции. Политика России в регионе.

28. Международные отношения в Африке. Основные направления и тенденции. Политика России в регионе.

29. Энергетический фактор в современных международных отношениях и внешней политике России.

Основные характеристики, структура и направления эволюции современной системы международных отношений.

Система МО – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность, качественно отличную от элементов, состоит из подсистем. В истории МО выделяли разные системы МО – Вестфальская, Вашингтоно-Версальская, Ялтинско-Потсдамская и т.д., каждая последующая носила более универсальный характер. После WW2 началось складывание биполярной структуры МО. Но поражение в хв и распад СССР, снижение влияния России, вызванное трудностями объективного характера, новые явления в МО создали политико-проблемную ситуацию, связанную с концептуальным определением сущности новой системы МО.

В МО могут теперь преобладать не конфронтационные военно-политические связи, а кооперационные экономические, а сама система основываться не на балансе сил, что было привычно для всех предыдущих, а на взаимозависимости и интеграции в единый мирохозяйственный комплекс, в котором стабильность составляющих элементов необходима для благополучия других и стабильности в целом. Рассмотрим основные факторы и тенденции:

1)изменение геополитической карты мира. Появляются новые центры силы, появление новых гос – всего ок. 190. Активизация деятельности межд орг и интеграционных группировок, создание новых – ОБСЕ, АТЭС, Меркосур, т.д. Расширение НАТО. Распад ОВД, СЭВ, положил конец зав-ти ЦВЕ от СССР. Дробление постсовет пр-ва на 15 суверен гос-в изменил ситуацию для соседних стран Китая, Турции, ЦВЕ, Скандинавии. Изменились локальные балансы сил, обьед Гер, распад Югосл и Чехосл, усиление евроцентризма. Изменились координаты вшпол дея-ти гос, входив ранее в 3 мир: потеряло прежнее содержание Движ неприсоед, ускорилось расслоение юга.

2)глобальная 3-я демократическая волна – всё больше стран с демократической формой правления (хотя во многих демократия носит скорее формальный характер)

3)Обесценивание сдерживающей роли ядерного оружия параллельно с кризисом режима ядерного нераспространения (1998 г. – Индия и Пакистан). Кризис режима контроля над вооружениями. Но это не означает, что военная сила стала играть меньшую роль в МО. Ее роль сохранилась, но механизм контроля стал слабее.

4)транснационализация МО, усиление значимости новых субъектов МО – межд и обществ орг, ТНК. Речь идет об эрозии суверенитета государств и том, что МО уже не просто арена столкновения нац интересов гос. Но глобализация вызывает неоднозначную реакцию.

5)глобализация экономики, новые технологии. Деятельность ВТО, расширение торговли и снятие таможенных барьеров. Это заставляет страны корректировать свои позиции по полит и воен проблемам. Экономика мира в целом развивается очень успешно, но постсоветское пространство – в стагнации. Массовое высвобождение дешевого ресурса бывших соцстран. Отказ быв соц стран от центарл планирования эк-ки означал включение в 90х в глоб сис рыноч эк потенциала и рынков этих стран. Усил процесс интернац-и фин капитала.

6)увеличивающийся разрыв в развитии. Во многом схема Восток-Запад сменилась Север-Юг.

7)Конец хв означал конец противоборства идеологий – деидеологизация МО (победа либерализма над коммунизмом породила концепции наподобие «конца истории») и преимущественно идеологического характера крупных конфликтов, вместо которых на авансцену выходят другие типы конфликтов: на периферии, религиозные, этнические, “конфликты идентичности”.

8)дискуссия о приоритете суверенитета и прав человека. Резкое повышение значимости гуманитарного аспекта, что позволяет, с одной стороны, уделять внимание проблемам человеческого развития, с другой — пользоваться гуманитарными мотивами для вмешательства в внутр. дела стран и регионов.

9)новые-старые проблемы типа терроризма, экологии, распространения ОМП, в том числе в руки режимов-изгоев, решению которых теперь уделяется первоочередное внимание. Политизация экологии (политическая экология).

Концепции видения новой системы:

1)Многополярность. После обвала биполярности формируются новые центры силы и влияния на мировую политику (те же АСЕАН, Меркосур, ЕС, которые ранее находились в тени США и СССР, и конфронтация последних оказывала сильное воздействие на обстановку в регионах), что должно способствовать выработке механизма обеспечения баланса интересов и препятствовать стремлению отдельных гос монополизировать право принимать решения в новых МО.

2)Однополярность. США объективно являются мировым лидером, а другие гос-ва или ЕС не могут с ними тягаться комплексно. Тем самым, только США в условиях новых конфликтов могут претендовать на глобальное доминирование и стабилизирующую роль и на то, чтобы диктовать свои условия миру.

3)Круговая структура (Валлерстайн, Хрусталев) – мир делится на развитый центр-элиту и 3 круга периферии – ближняя (АСЕАН, Лат Америка, арабы), средняя (Россия, Индия, Китай) и дальняя (Африка), страны которой движутся по разному направлению относительно центра и предлагаемой им модели развития, выбирая адаптационную или конфронтационную модель поведения. Центр ставит задачей последовательно втянуть остальной мир в 4 общих пространства - правовое, экономическое, политическое и идеологическое. Особое значение при таком варианте приобретает догоняющее развитие (модернизация) - страны, справившиеся с этой задачей, могут претендовать на упорядоченное место в такой структуре МО.

+ иерархический полицентризм:

РФ, США, Китай, Франция, Великобритания (Индия, Пакистан) – обладатели ядерного оружия

РФ, США, Китай, Франция, Великобритания – СовБез (инст.-правовой ресурс)

США, ЕС, Китай + Япония – финансовый ресурс

РФ, Саудовская Аравия, Иран, США – энергетический ресурс

РФ, США, Китай, Япония, Бразилия, Индия – доминирование в регионах

2. Внешняя политика России в 1991-2013 гг.: периодизация, концептуальные основы и их эволюция. Характеристики современного этапа.

Внешняя политика России в 1991-2010 гг.: периодизация, концептуальные основы и их эволюция. Характеристики современного этапа (2008-2011 гг.)

Изменившаяся международная обстановка после холодной войны (деидеологизация МО, новые геополитические реалии, новые явления в системе – глобализация, транснационализация МО и их противоречивое воздействие на страны мира, эрозия национального суверенитета и активизация новых субъектов МО, новая типология международных конфликтов и т.д.) диктовала перемены и во внешнеполитическом курсе страны.

Можно предложить следующую периодизацию эволюции внешнеполитического курса России с соответствующими направлениями и приоритетами.

1. 1991-1994 гг.– период раннего Козырева (МИД).

ü ориентация на Запад, отсутствие сколько-нибудь серьезных противоречий с ним

ü Главным своим партнером Россия видела Запад (который рассматривался неправильно – ассоциировался с США). А потенциал России в то время был несопоставим с США.

ü На первом месте в приоритетах США, на втором – ЕС, на третьем –СНГ. (согласно внешнеполитической концепции 1993 г)

ü налаживание связей внутри СНГ. Россия решает вопросы правопреемства в отношении активов и пассивов СССР, внешнего долга и в отношении международных договоров, в отношении стратегического ядерного наследия СССР. Стратегическую роль играет РФ в образовании институтов СНГ и правовой базы содружества, однако отсутствует четкое понимание будущего СНГ и долгосрочных задач.

ü Создание пояса добрососедства по периметру российских границ с СНГ

ü Ратифицирован СНВ – 1(подписан 1991, ратифицирован в 1993, срок действия истек в 2009) – СССр и США должны сократить в течение 7 лет свои ядерные арсеналы до 6000 единиц. Договр был заключен на 15 лет. Реализация затруднялась из-за непредсказуемых событий в СССР.

ü Подписан СНВ-2 (1993 г.) (Договор о сокращении наступательных вооружений) – запрещает использовать МБР с РГЧ(разделяющимися головными частями). В 2002 США вышли из ПРО (1972г), за что Россия вышла из СНВ-2. Он был заменен СНП (2002). СНВ-2 предусматривал сокращение боеголовок до 3500 единиц.

ü обвал связей с Восточной Европой (раньше они существовали как буфер между СССР и Западом, теперь же такая необходимость исчезла)

ü стагнация в отношениях со странами АТР

15.05.1992 г. – Ташкентский договор о коллективной безопасности между Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Узбекистаном (взаимопомощь в случае угрозы безопасности). – ДКБ ( между Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном, Белоруссией, Азербайджаном, Грузией. Вступил в силу в 1994г.) (в 2002 преобразован в ОДКБ).

ü уход РФ с Ближнего Востока

ü принятие первой государственной концепции внешней политики РФ в 1993 г. Документ вводил понятие «национальных интересов», «угроз», «выводов» и т.д. Вместе с тем приоритеты смешались с задачами – сумбурный документ. Среди приоритетов отмечались отношения с США, Западной Европой и уже потом – с СНГ.

ü Стала ощущаться уязвимость политики Козырева. Удар по ней был нанесен открывавшейся перспективой расширения НАТО. Хотя НАТО заверяли ранее, что не будут расширяться на Восток, т.е. принимать в свой состав бывшие страны блока ОВД. Стало ясно, что политика, направленная только на взаимоотношения с Америкой, не должна иметь степень главной приоритетности. Отношения с Западом также не приносили позитивных результатов.

2. 1994-1996 гг. – период позднего Козырева.

Этот период отмечен следующими явлениями:

· в 1994 г. подписываются: «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» между РФ и ЕС,не вступило в силу.

· В конце 1993 г. – Заявка на вступление РФ в Совет Европы (в феврале 96 г. вступили).

· В ноябре 1995 г. начинается первая Чеченская кампания, что тормозит отношения с Западной Европой и ЕС.

· Постепенно нарастают и противоречия с США, прежде всего в военно-стратегической сфере (Россия не ратифицирует СНВ-2).

· Приоритет – развитию и углублению отношений со странами СНГ. содружество России и Белоруссии, Таможенный союз. РФ становится главной реальной силой в урегулировании межнациональных конфликтов в СНГ. Усиливается российское военное присутствие, РФ предпринимает очередные попытки создать Зону свободной торговли, экономический союз в СНГ.

· Противостояние расширению НАТО на восток.

· На азиатском направлении – попытки активизации политики с Китаем и Японией, наращивание экономических связей со странами, урегулирование проблемы границ. Шанхайская организация сотрудничества (Россия, Китай, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия) (1995).

· На ближневосточном направлении политика РФ не увенчалась особым успехом.

· Военная доктрина РФ (1995 г.)– основные положения военной доктрины РФ – делается упор на стратегические ядерные силы, заявляется о возможности нанесения первыми ядерного удара в случае исчерпания других ресурсов (этого не заявляло даже СССР).

Из-за внутренних неурядиц – мало внимания ВП. Европа видит в России потенциальную угрозу безопасности и миру.

3. 1997-1999 гг. Период Примакова.

Неофициальное принятие доктрины о примате национальных интересов, сбалансированной и многовекторной политике:

· 1997 г. – Концепция национальной безопасности; концепция многополярного мира.

· СНГ – приоритет. Остальные направления – ЕС, США и АТР.

· Укрепление и расширение связей с Китаем на международной арене на основе многополярной концепции США-Россия-Евросоюз-Китай-Индия, где Россия видит себя в качестве полюса.

· С Японией ведутся переговоры по вопросам границ.

· Белоруссия разрабатывает договор о союзном государстве. 1997 г. – Договор России и Белоруссии. 1999 г. – Договор о создании союзного государства России и Белоруссии.

· Кризис в Косово

· Попытки США выйти из договора по ПРО(вышли в 2002).

· Вступление РФ в восьмерку (1999)

· Россия возвращается к активной роли в Ближневосточном процессе.

· Активизация политики на Ближнем Востоке

· Идея демократизации и демилитаризации МО.

ü Однако обстановка в 1998 г. вновь обострилась: с одной стороны – дефолт (отказ от обязательств перед Западом), с другой – Косово. Это привело к усилению антизападных и антигегемонистских тенденций в курсе Москвы и резкости заявлений и действий официальных лиц (так, в связи с американскими бомбежками Югославии Примаков принял решение о развороте самолета и фактическом отмене визита в США). В условиях кризиса усиливается обостренность к ущемлению позиций Москвы в мире. Стали искать способы найти управу на гегемонию США – в виде акцента на международное право, особую роль ООН, демократизацию МЭО – т.е. только многополюсный мир будет в состоянии обеспечить интересы России, которая сможет таким образом балансировать на международной арене.

4. 1999-2004 гг. Период Путина.

Приход Путина означает попытку улучшить международный престиж России, активизировать ее роль в международных делах. Можно сказать, что именно в этот период внешней политике России удалось придать определенную устойчивость как в принципах, так и в ее практическом осуществлении.

ü 1 период – лето 1999 г. - осень 2001 г. Обострение отношений с США, восстановление отношений с ЕС, формулирование блока концептуальных документов.

ü 2 период – осень 2001 г. – переломный момент в связи с событиями 11 сентября 2001 г. Подчеркнут европейский характер России, важность отношений с Западом

ü Размораживание отношений с США. Подписание в мае 2002 г. договора СНП. (сокращение боеголовок до 3500 единиц). Достаточно спокойная реакция России на выход США из ПРО. СНВ-2 был подписан в 1993, но не был ратифицирован. После выхода США из ПРО, РФ вышла из неподписанного СНВ-2. СНП стал его заменой.

ü В отношении СНГ в этот период: усиление сотрудничества по борьбе с терроризмом (1999 г., до 11 сентября). Попытка вернуться к экономической интеграции в рамках СНГ – зона свободной торговли (идея провалилась, потому что в этот же период одной из главных целей провозглашалось вступление в ВТО (заявка в 93 г.).

ü стабилизация развития отношений с ЕС. Открывается ряд проблем рабочего характера: Калининград и расширение ЕС.

ü РФ продолжает отношения с АТР: были подписаны договоры с Китаем, Вьетнамом, Монголией, Северной Кореей.

ü 2000 год - Новая концепция национальной безопасности, концепция внешней политики, военная доктрина.

5. Пятый период 2004/05 – август 2008 Путин-Лавров

Серьезный кризис политики России из-за постсоветского пространства.

· Кризис между Россией и Грузией (из-за августовских событий 2008 года) – Южная Осетия

· Кризис между Россией и Украиной (после революций).

· Стагнация в российско-американских отношениях.

· Интеграция России в 8-ку. Саммит 2008 года в Ст. Петербурге. Задача – форсировать вступление в ВТО.

· Подписание с ЕС карты 4х пространств (2005г)

Шестой период август 2008 – настоящее время

· Война в Юж.Осетии: Дмитрий Медведев огласил «пять позиций» внешней политики России: 1) Первенство основополагающих принципов международного права. 2) Неприятие однополярного мира и строительство многополярности. 3) Избежание изоляции и конфронтации с другими странами. 4) Защита жизни и достоинства российских граждан, «где бы они ни находились». 5) Защита интересов России в «дружественных ей регионах».

· Кризис с Западом.

· Размораживание отношений с США (новая администрация).

· Резкая активность политических и экономических отношений с Латинской Америкой.

· Ухудшение отношений с Белоруссией, кризис с Украиной.

· С ЕС - вялотекущие переговоры о замене соглашения о сотрудничестве 1994 г.

· 2009 – заявление Обамы о том, что ПРО размещаются в Чехии и Польше;

· 2010 – подписание в Праге Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет. Предусматривал сокращение боеголовок по до 1500-1600 с каждой стороны.

· Усиление сотрудничества с Китаем – 100млрд контракт в сфере энергетики.

· 2009 г. - Д. А. Медведев проводил переговоры с Бараком Обамой во время его официального рабочего визита в Москву. Были подписаны двусторонние соглашения, в том числе о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России, и намечены ориентиры сокращения стратегических наступательных вооружений.

· 2011 – Б8 во Франции

· Конец 2010 г – радикальная трансформация в регионе Ближнего Востока и Северной Африке = ключевое направление внешней политики. Тунис, Египет, Ливия, Йемен и Сирия – Россия во всех случаях выступала за то, чтобы демократические перемены осуществлялись на основе общенационального консенсуса через диалог и в конституционных рамках. На саммите Б8 в Довиле (Франции) Россия поддержала запуск Довильского партнерства –содействие демократическим переменам странам региона. В частности, Египту и Тунису обещано выделить до 20 млрд. $ на соц.-эк. Проекты и развитие. Россия примет в этом участие через свои двусторонние связи, а также задействую потенциал Форума сотрудничества Россия-ЛАГ и стратегического диалога Россия-Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

Судан – референдум в январе 2011 года – ключевой момент реализации Всеобъемлющего мирного соглашения между Севером и Южным Суданом. 9 июля Судан станет независимым гос-вом. Россия активно содействовала выполнению положений ВМС, в том числе направив вертолетное подразделение в состав миссии ООН в Судане.

3. Международная безопасность: классификация вызовов и угроз, эволюция приоритетов.


Наши рекомендации