Категория «политический процесс»: сущность понятия.
Политическая система общества представляет собой единое целостное образование. Одной из важнейших характеристик любой социальной целостности является то обстоятельство, что её элементы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Вот почему в научном исследовании политическая система исследуется в динамике развития, т.е. её необходимо рассматривать не только с точки зрения структурной организации и функционала, но еще и в качестве определенной процедуры, анализировать как политический процесс.
Категория «политический процесс» давно и широко используется в социально-философской и политологической литературе, в публицистике. Однако до сих пор за данной категорией не стоит строго определенного и общепринятого значения. И это не случайно: сегодня, прежде всего, явно не достаточен объем знаний о самом политическом процессе (содержание, роль, историческая типология, внешние формы и т.д.). Тем не менее, можно сказать, что политический процесс – это форма функционирования политической системы общества, развивающейся в пространстве и времени. Иными словами, политический процесс можно представить как совокупную деятельность всех субъектов политических отношений, связанную с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.
Политический процесс (наряду с правовым, экономическим, культурным и др.) является одной из форм социального процесса. Содержание, структура политического процесса, его динамика, эффективность характеризуют общество, его политический облик, уровень и стадию исторического развития. Разные исторические типы политического процесса существенно различаются между собой. Политический процесс развертывается в соответствующем типу общества окружении со всеми его историческими, национальными, культурными и иными характеристиками и во взаимодействии с другими общественными процессами - экономическим, юридическим, научно-познавательным, культурным. Такая многофакторная обусловленность политического процесса определяет характер его субъектов и исполнителей, прямые и обратные связи между ними и окружением, выбор целей и средств, места и времени его осуществления. Политический процесс отражает реальное взаимодействие субъектов политики, которое совершается не только в соответствии с намерениями политических лидеров или программ партий, но и в результате многочисленных и разнородных внутренних и внешних факторов. Он демонстрирует, как индивиды, социальные группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя свои специфические роли и функции.
В содержательном плане, политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей политических элит, которые могут, как поддерживать правящий политический режим, так и находится к нему в оппозиции.
Выделяются следующие основные этапы формирования и развития политического процесса:
1. Этап выработки и представления политических интересов социальных групп и граждан политическим институтам, принимающим управленческие решения.
2. Этап принятия управленческих решений, в которых концентрируется межгрупповая, государственная и коллективная политическая воля.
3. Этап реализации управленческих решений, воплощение волевых устремлений институтов власти, различных субъектов политики.
С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две основных разновидности политического процесса:
а)демократический;
б) недемократический.
В демократическом политическом процессе сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия. Внутреннее содержание недемократического политического процесса определяется: наличием тоталитарных или авторитарных политических режимов; деятельностью (в содержательном плане) соответствующих политических партий, общественных организаций и их лидеров; авторитарной политической культурой, определяющей менталитет и поведение граждан.
С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти политические процессы разделяются на:
а)стабильный;
б) нестабильный.
Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти, спада материального производства, социальных и политических конфликтов. Неспособность власти реагировать на сложившуюся социально-экономическую и политическую ситуацию адекватным образом и вызывает нестабильность политического процесса.
По значимости для общества тех или иных форм регулирования политических отношений политические процессы подразделяются на:
а)базовые;
б) периферийные.
Базовые политические процессы характеризуют способы включения граждан в отношения с государством; формы превращения интересов и требований населения в управленческие решения; типичные приемы формирования политической элиты; механизмы подготовки и выдвижения политических лидеров и т.п. В данном ракурсе базовые политические процессы можно рассматривать как процесс участия в государственном управлении (участие в принятии управленческих решений, в законодательном процессе и т.д.). Периферийные политические процессы отражают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (политических партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, а также другие связи и отношения в политической системе общества, которые не влияют на доминирующие формы и способы реализации власти. Со сменой форм, методов и функций, используемых институтами государственного управления, меняются и сами базовые и периферийные политические процессы. В этой связи можно выделить три режима протекания политического процесса:
1.Режим функционирования, который не выводит политическую систему за рамки взаимоотношений граждан и институтов государственной власти, сложившихся на данный период времени. В этом режиме политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти постоянно повторяющихся отношений между политической элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления.
2.Режим развития, означающий, что структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, позволяющий адекватно реагировать на новые социальные требования населения и времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, политическая элита поняли цели и нашли методы управления, соответствующие изменениям, происходящим в социальной структуре общества, а также изменениям в соотношении политических сил в стране и на международной арене.
3.Режим распада, представляет собой разложение политического целого, когда центробежные силы и тенденции превалируют над интеграционными и приводят к развалу данного режима правления. Вследствие этого обстоятельства управленческие решения, принимаемые правящей политической элитой, утрачивают свой управленческий потенциал, способность управлять обществом и регулировать социальные отношения, а сам политический режим теряет легитимность и стабильность.