Философы Нового времени о природе государственной власти.
С буржуазных революций в Европе началось Новое время. Появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями целесообразных форм политического устройства. Это породило полемику о природе государственной власти.
Английский философ Томас Гоббс (1588 - 1679) в книге «Левиафан» рассматривает государство как инструмент подавления эгоизма людей, их возвращения к природному состоянию «войны всех против всех», поэтому государство должно использовать силу. Кто осуществляет государственную власть, не ограничен в своих действиях волей подданных.
Английский философ Джон Локк (1632-1704) считал, что люди, движимые интересом, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки.
Оба философа положили начало концепции «общественного договора» - принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе.
По Т. Гоббсу правительнаходится вне рамок общественного договора, он не связан и договором, и установленными правилами. Дж. Локк считал правителя участником общественного договора, как ивсе его учас- тники, с определёнными обязательствами.
Дж. Локк обосновал идею прав человека, заключающуюся в признании: каждый человек обладает не расторжимыми с его существованием правами - на жизнь, свободу, собственность и государство обязано не нарушать, а защищать (их) эти права; индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.
Огромное влияние на развитие политических теории и практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689-1755).
Шарль-Луи де Секонда, барон
Ля Брэд и де Монтескьё
Замок Ла-Бред близ Бордо, где родился и работал Монтескьё
Он обосновал сформулированную Дж. Локком теорию разделения властей - доказал необходимость независимости трёх видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной.
Никакая власть не должна быть неограниченной. Монтескьё вводит различие двух типов законов в обществе: объективных, вытекающих из природы вещей и законов-правил, человеческих установлений.
Учение Ш. Монтескье о разделении
Властей.
Основные положения теории разделения властей, по Монтескье:
1. Существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые распределены между государственными органами. Если в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, и свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определённых функций государства.
Назначение законодательной власти «выявить право и сформулировать его в виде... законов, обязательных для всех граждан».
«Исполнительная власть предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью».
Задача судей в том, чтобы решения и приговоры были точным применением закона.
Власть осуществляется раздельно, но во взаимодействии государственных органов и в пределах их полномочий.
2. Должна действовать система сдержек и противовесов,чтобы власти контролировали действия друг друга.
Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права. Оно отражает компромисс сталкивающихся интересовсоциальных слоёв и сил.
Исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливать регламент работы и распускать его.
В работах Монтескье были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. Однако в конституционном проекте была недостаточно чётко проведена, идея равновесия властей.
Законодательная власть играла доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называл ограниченной по своей природе, а судебную вообще полувластью.
Определённая ветвь власти должна представлять интересы определённой социальной группы.(?!)