Регистрация и публикация договора.

В соответствии со ст.102 Устава ООН, заключенные международные договоры должны быть зарегистрированы в секретариате ООН. В противном случае договор не лишается своей силы, но стороны не вправе ссылаться на него ни в одном из органов ООН. Секретариат ООН публикует зарегистрированные МД, иные договоры государство публикует по своему желанию.

А можно ли заключить «секретное» соглашение? В принципе могут, но есть деталь: они апеллировать к органам ООН не могут, не могут обратиться в Совбез, не могут обсудить договор на ГА ООН, не могут ссылаться на этот договор в ICJ.

МД РФ.

Основным НПА, регулирующим порядок заключения и изменения МД является ФЗ «О международных договорах РФ» 1995 года с последующими изменениями. В соответствии с этим ФЗ международные договоры может заключать только РФ. Субъекты федерации не вправе заключать международные договоры. МД РФ подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные. Право на ведение переговоров и подписание международного договора имеют: Президент РФ, Председатель Правительства и руководитель фоив по вопросам, входящим в его компетенцию.

Ратификация МД РФ осуществляется в форме принятия ФЗ при обязательном одобрении СФ ФС РФ. Обязательной ратификации подлежат (в соот-тии с ФЗ 95 года):

1) договоры, устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законом, или требующие принятия новых ФЗ.

2) договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека.

3) договоры о территориальном разграничении с другими государствами, включая и договоры о прохождении государственной границы и о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

4) договоры, затрагивающие обороноспособность РФ, а также договоры по вопросам разоружения и обеспечения международного мира и безопасности.

5) договоры об участии РФ в международных организациях, если такие договоры предусматривают передачу этим организациям части полномочий РФ.

Конвенция 1969 года и ФЗ 1995 года предусматривают возможность временного применения международных договоров. Временное применение осуществляется в отношении договоров, подлежащих обязательной ратификации. По соглашению лиц, подписавших такие соглашения, они могут применяться немедленно после подписания. Однако в случае их нератификации такое временное применение прекращается.

Закон 1995 года предусматривает, что временно применяемый договор должен быть внесен в Госдуму для ратификации не позднее, чем через 6 месяцев, после начала его временного применения. Максимальный срок временного применения этим законом не установлен.

Пример: исключительная экономическая зона – 200 миль. Это понятие возникло в 70-е гг., а в 80-е начался раздел дна. Споры возникали везде. У нас был спор в Беринговом море. СССР занял свою позицию, чтобы США считали 200 миль от берегов Аляски, а США хотели с Алеутских островов считать. Но пришел Горбачев. Соглашение Шеварнадзе – Бейкера. Эти два министра иностранных дел подписали соглашение, в котором акватории были отданы Америке. Ну пиздец короче. Горбачев понимал, что соглашение вряд ли будет ратифицировано. Ну и грузин договорился о временном применении. Ну вот с 90-го года он временно применяется. Ебать-колотить. Ратификация невыгодна – это однозначно.

Порядок расторжения МД.

Решение о порядке расторжения МД принимает тот же орган РФ, который принял решение о заключении данного договора. Если данный договор подлежал ратификации, то Президент РФ вправе приостановить его действие, одновременно внеся в Госдуму законопроект о его расторжении.

В соответствии с Венской Конвенцией 1969 года МД может быть прекращен по следующим основаниям:

1) в соответствии с положениями договора.

2) с согласия всех участников – например, Варшавский Договор так прекратился.

3) в случае заключения между теми же участниками нового договора, если из него вытекает намерение прекратить действие предыдущего – например, Брестский Договор прекратился принятием Рапалльского Договора.

4) в случае невозможности его исполнения – например, между Гондурасом и Сальвадором.

5) в случае коренного изменения обстоятельств, если наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на заключение договора – например, МВФ и РФ заключили договор о предоставлении кредитов, но потом в РФ поменялось правительство.

6) в случае противоречия договора императивной норме МП, норме juscogens, возникшей после заключения договора.

Нужно отличать прекращение договора от недействительности договора.

При наличии установленных конвенцией 1969 года оснований, один из участников договора вправе требовать признания договора недействительным:

1) в случае очевидной некомпетентности контрагента, касающейся его полномочий на заключение договора.

2) ошибка.

3) обман.

4) подкуп представителя государства.

5) применение силы или угроза ее применения как против государства, так и против его представителя.

6) противоречие договора на момент его заключения норме juscogens (императивной норме МП).

Правовые последствия признания договора недействительным и прекращения его действия различны. Прекращение договора не влияет на правовое положение его участников, возникшее в результате исполнения договора. Если же договор признан недействительным, то любая из сторон вправе требовать восстановления положения, существовавшего до заключения договора.

Наши рекомендации