Источники и общепризнанные принципы МП

Понятие и виды источников МП. Общепризнанные принципы МП. Порядок заключения, изменения и расторжения международных договоров. Международные договоры РФ. Международные обычаи, решения международных судов и организаций.

Понятие и виды источников МП.

Источники МП – это те юридические формы, в которых содержатся нормы МП. Выделяют следующие виды источников МП:

1) международный договор, то есть письменный документ, подписанный представителями двух и более государств или международных организаций и содержащий нормы МП.

2) международный обычай, то есть норма МП, не зафиксированная в письменном виде, но сложившаяся в международных отношениях.

3) решения международных организаций.

4) заключительные акты международных конференций.

В качестве вспомогательных источников МП, не включающих в себя новых норм, но помогающих лучше понять содержание уже существующих, выделяют решения международных судов, а также доктрину МП.

Нормы МП создаются путем согласования воль субъектов МП относительно той или иной нормы. Процесс создания нормы МП состоит из двух этапов:

1) согласование воль относительно содержания этой нормы и

2) согласование воль относительно обязательности данной нормы для конкретных субъектов МП.

Нормы МП подразделяют на императивные (нормы juscogens) и диспозитивные.

Определение императивной нормы МП дается в ст.53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Согласно этой статье, императивная норма МП – это норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонения от которой недопустима и которая может быть изменена только последующей нормой общего МП, носящего такой же характер.

Существование норм juscogens общепризнано, однако, не существует общеобязательного перечня этих норм. Отечественная доктрина МП считает, что к ним относятся общепризнанные принципы МП, закрепленные в Уставе ООН и в Заключительном акте совещания о безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки.

Под диспозитивными понимаются все иные нормы МП, которые могут приниматься и изменяться субъектами МП по их желанию и согласию.

Нормы МП также подразделяются на универсальные и локальные. К универсальным относятся нормы, которые могут применяться всеми государствами мира. К локальным относятся нормы, регулирующие отношения между государствами в том или ином регионе.

Общепризнанные принципы МП.

В соответствии с отечественной доктриной МП, к общепризнанным принципам МП относятся семь принципов, закрепленных в ст.2 Устава ООН, а также еще 3 дополнительных принципа, содержащихся в Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанному в Хельсинки в 1975 году.

Устав ООН – это международный договор. Акт совещания 1975 года – это не международный договор, но эти принципы носят не только европейский характер, поскольку они закрепили нормы, которые являются общепризнанными в мире. Акт 1975 года лишь закрепил эти принципы на бумаге, а не создал их заново.

Принципы:

1) в соответствии с первым принципом, государства должны воздерживаться в своих международных отношениях от применения силы или угрозы ее применения как против территориальной целостности и политической независимости других государств, так и каким-либо иным образом, не совместимым с целями ООН.

Основным отличием современного МП от классического является как раз этот принцип. В классическом МП государства имели неограниченную возможность на применение силы.

2) принцип невмешательства во внутренние дела государства. В соответствии с этим принципом государства не должны вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию других государств. Под такими делами понимаются обстоятельства, не затрагивающие выполнение данным государством его международных обязательств. В число подобных внутренних дел входят содержание конституции и другого внутреннего законодательства, персоны глав государств и членов правительств.

МП и национальное право – отдельные системы права и у них есть свои области регулирования, которые не всеобъемлющие. Граница между этими системами не универсальна. Суть этой границы такова: те дела, по которым государство приняло международные обязательства, перестают входить во внутренние дела государства. А значит, критика и оценка международного сообщества таких дел правомерна. Причем у одного государства одно дело контролируется международным правом, а у другого – нет. Например, общепризнанными стандартами прав человека говорит о равенстве мужчины и женщины, а исламские государства ограничивают права женщин. В Саудовской Аравии женщинам нельзя водить машины. И если другая страна скажет: какого хуя вы не даете женщинам водить машину? А она им в ответ: тихо, не пиздеть. Мы на себя международные обязательства не брали, а значит вы вмешиваетесь в наши внутренние дела. А вот Греция вякать не может, она на себя обязательства приняла, вступив в ЕС.

3) принцип суверенного равенства государств. В соответствии с этим принципом все государства юридически равны и каждое государство обладает на своей территории тем же объемом суверенных прав, что и все другие государства. Ни одно государство не вправе посягать каким-либо способом на политическую независимость и территориальную целостность другого государства.

Принцип суверенитета государств лежит в основе современного МП. Никто не утверждает, что государства абсолютно равны друг другу, как и люди. Например, США обладает больше мощью, чем Уганда. Но этот принцип означает, что США обладает этой мощью только на своей территории, а Уганда своей меньше мощью – только на своей. Например, этот принцип действует в сфере применения уголовных государств. Несколько лет ранее между Суданом и ВБ возникло осложнение. Молодая англичанка по контракту поехала в Судан английский преподавать в школу. Она предложила назвать ученикам мишку? Ну пацаны назвали мишку Мухаммедом. А правоохранительные органы сказали: какого хуя? Мухаммед – это пророк. И в Судане такая шняга наказывается 10 ударами плетью. А ВБ в ответ сказала: ну типа баба наша, нам ее и пороть. Но с точки зрения МП – это все правильно, потому что есть принцип суверенного равенства. На своей территории Судан поступает так, как сказано в законе Судана.

4) государства обязаны добросовестно выполнять принятые на себя международные обязательства и заключенные ими международные договоры. При этом, в случае противоречия обязательств государства, вытекающих из международного договора, обязательствам по Уставу ООН преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН.

Этот принцип также называется pactasuntservanda.

5) принцип сотрудничества. Государства обязаны сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности, росту благосостояния народов, установлению всеобщего уважения и соблюдению основных прав человека.

6) принцип равноправия и самоопределения народов. В соответствии с этим принципом все народы имеют право свободно и без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое и социально-культурное развитие. Основными способами осуществления этого права являются создание независимого государства или свободное присоединение к другому государству. В соответствии с Декларацией о принципах МП, принятой ГА ООН в 1970 году, данное право имеют не все существующие этнические группы, а лишь те народы, проживающие в колониях или иных несамоуправляющихся территориях, имеющих иной статус, чем статус территории государства, управляющего ими. В Декларации 70-го года говорится, что если в многонациональных государствах существуют правительства, представляющие весь народ, действующие на основе принципа равноправия всех наций, то принцип самоопределения народов не должен толковаться как санкционирующий расчленение такого многонационального государства.

Оный принцип означает – любая нация может создать свое государство. Это противоречит пониманию Марусина и Декларации. Совсем не любая нация имеет такое право. А что такое нация? Где критерии? Например, ситуация в Европе в 90-е годы – Косово. Албанцы живут в Сербии, Македонии, Косово и, собственно, в Албании. Если это одна нация, то пусть все албанцы едут в Албанию, ибо она самоопределилась. А если мы признаем это четырьмя нациями, то тогда встает вопрос: какое право имеет Косово на самоопределение? Тогда пусть албанский квартал в Берлине отделяется в собственное государство. Право на самоопределение имеют не нации, а народ, т.е. полиэтническая группа, проживающая на определенной территории, которая является либо колонией, либо не-территорией государства.

Возьмем 1950-ый год: у Франции есть острова Корсики и Мадагаскар. Корсика входит в состав Франции, в территорию Франции, корсиканцы имеют все права граждан Франции. А Мадагаскар – это территория, причем весь народ на Мадагаскаре имеет право на самоопределение, а не только наиболее распространенный народ на Мадагаскаре. Ну, собственно, Мадагаскар и самоопределился.

А корсиканцы имеют такое право? Хуй там был, они же граждане Франции и имеют равные права. Этот вопрос в науке спорный. Сама по себе нация не может самоопределиться, потому что тут еще вопрос завязан на статусе территории.

7) принцип мирного разрешения споров. Государства должны разрешать все свои споры только мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность. Использование силы для разрешения споров не дает никаких прав. Законными способами разрешения споров являются переговоры, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным организациям.

ПРИНЦИПЫ АКТА В ХЕЛЬСИНКИ.

Подписанный 1-го августа 1975 года в Хельсинки Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе дополнил этот перечень еще тремя принципами. Этот акт не имеет силы международного договора.

8) принцип нерушимости границ.В соответствии с ним государства рассматривают как нерушимые все существующие границы и обязываются воздерживаться от любых посягательств на территорию другого государства. Насильственное изменение границ не является правомерным.

9) принцип уважения территориальной целостности государств. В соответствии с этим принципом государства обязуются не превращать территорию государств в объект военной оккупации или совершать на территории других государств какие-либо иные действия без согласия правительства этого государства. Никакое приобретение территории с помощью силы не должно признаваться законным.

Эти два принципа не входят в принципы ООН, но все же являются общепризнанными, исходя из здравого смысла.

Территориальный спор можно попытаться решить силой, но прав у страны не возникнет.

10) принцип уважения основных прав человека и основных свобод. В соответствии с этим принципом государства должны уважать и обеспечивать основные права человека для всех лиц, находящихся на его территории без различия расы, пола, языка и религии в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

Наши рекомендации