Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры как источники конституционного права РФ, их место в правовой системе РФ.

Ч. 4 ст.15 КРФ: «Общепризнанные принципы и нормы межд. права и межд. договоры РФ являются составной частью ее пр. системы. Если межд. договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила межд. договора».

Комм. под ред. В.В. Лазарева: В широком соц.-пр. плане это означает, что в основе пр. государственности в РФ лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в межд. сообществе. В более конкр. юр. плане из этого положения вытекают следующие выводы: (1) общепризнанные принципы и нормы межд. права в принципе не противоречат КРФ и НПА, составляющим пр. систему РФ; (2) КРФ идет значительно дальше в признании приоритета межд. договоров РФ перед нормами нац. законодательства, поскольку в случае коллизии между ними предпочтение отдается межд. договору; (3) правоприменители в пределах своей компетенции не тк вправе, но и обязаны применять правила межд. договоров для разрешения конкр. дел, а физ. и юр. лица, др. субъекты вправе прибегать к нормам межд. права, обязательным для РФ, в целях защиты своих прав.

В статье не содержится определения общепризнанных принципов и норм межд. права. Следовательно, эти принципы и нормы д.б. признаны таковыми РФ; без подобного признания они не могут считаться частью ее пр. системы, порождающей для государства в целом, его органов и д/лиц юр. обязательства.

Согласно ст. 38 Статута Межд. Суда ООН источниками общепризнанных принципов и норм межд. права являются: межд. конвенции - об. и спец.; межд. обычай как док-во всеобщей практики, признанной в качестве пр. нормы; об. принципы права, признанные цивилизованными народами. Конституция является сп-бом и юр. формой такого признания. Недопустимо, ссылаясь на об. принципы права, обходить Конституцию и закон, поскольку это привело бы к размыванию конст. функций и лишало бы Конституцию рационализирующего и стабилизирующего воздействия на организацию и функционирование гос.-орг. общества.

К пр. системе РФ отнесены межд. договоры, а именно те договоры, в отношении которых она выразила согласие на их обязательность и которые вступили для нее в силу, договоры, к которым она присоединилась, а тж договоры, в отношении которых она стала продолжателем или правопреемником СССР. При этом межд. договоры имеют преимущество перед законами.

Существенный интерес имеет вопрос о том, как должна разрешаться коллизия между межд. договором РФ и КРФ. В этом случае действует правило о высшей юр. силе КРФ. В ст. 22 Фед. закона N 101-ФЗ 1995 г. "О межд. договорах РФ" предусмотрено, что в случае, если межд. договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений КРФ, решение о согласии на его обязательность для РФ возможно в форме ФЗ тк после внесения соответствующих поправок в КРФ или пересмотра ее положений в установленном порядке. Согласно ст. 15 закона ратификации подлежат межд. договоры (а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых ФЗ, а тж устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; (б) предметом которых являются осн. права и свободы человека и гражданина; (в) о терр. разграничении РФ с др. государствами, включая договоры о прохождении Гос. границы РФ, а тж о разграничении искл. эк. зоны и конт. шельфа РФ; (г) об основах межгос. отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность РФ, по вопросам разоружения или межд. контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения межд. мира и безопасности, а тж мирные договоры и договоры о колл. безопасности; (д) об участии РФ в межгос. союзах, межд. организациях и иных межгос. объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юр. обязательность решений их органов для РФ.

ППВС от 10 октября 2003 г. №5: «Под общепризнанными принципами межд. права следует понимать основополагающие императивные нормы межд. права, принимаемые и признаваемые межд. сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения межд. обязательств). Под общепризнанной нормой межд. права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое межд. сообществом государств в целом в качестве юр. обязательного. Содержание указанных принципов и норм межд. права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее спец. учреждений...

Под межд. договором надлежит понимать межд. соглашение, заключенное РФ с ин. государством либо с межд. организацией в письменной форме и регулируемое межд. правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а тж независимо от его конкретного наименования. Согласно ч. 3 ст. 5 Фед. закона "О межд. договорах РФ" положения официально опубликованных межд. договоров,, не требующие издания внутригос. актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений межд. договоров принимаются соответствующие пр. акты».

Наши рекомендации