Международное право и его место в системе права.

Марусин Игорь Станиславович

МПП

Лекция 1.

3 составных части для подготовки:

1) лекции

2) учебник

3) нормативные акты

4) УМК

Учебники:

1) Под ред. В.И. Кузнецова, Б.Р.Мусмухамедова

2) Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Теунова

3) Отв. ред. К.А. Бекешев

ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ.

Основным международным НПА, регулирующим статус международных договоров, является ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1969 года «О международных договорах». Она регулирует статус международных договоров, заключаемых только государствами.

В 1986 году был подготовлен текст Конвенции «О международных договорах, заключаемых международными организациями», однако эта конвенция получила незначительное число ратификаций (большинство государств не приняли обязательств по этой конвенции).

Под международным договором понимается письменный документ, подписанный и утвержденный в установленном законом порядке компетентными представителями двух и более государств или иных субъектов международного права, содержащий принимаемые на себя сторонами договора международно-правовые обязательства.

Международные договоры могут состоять из одного документа или нескольких и иметь различные наименования. Например, конвенция, соглашение, пакт, трактат. Договор – это видовое понятие. У договора может и вовсе не быть названия. Он может называться декларация. Если там есть международные обязательства стран, то это договор как видовое понятие. Пример, когда договор не имеет названия, - это обмен телеграммами или письмами об установлении дипломатических отношений.

Международные договоры подразделяются на двусторонние, многосторонние и универсальные.

К универсальным относятся договоры, содержание которых позволяет участвовать в них всем государствам мира.

Для участия в многостороннем договоре необходимо получить согласие всех остальных участников.

Выделяют следующие стадии заключения МД:

1) подготовка и принятие текста договора

2) выражение согласия на обязательность договора

3) регистрация и публикация договоров

Подготовка и принятие текста договора.

Подготовка текста договора может осуществляться в ходе переговоров на международных конференциях и в рамках международных организаций. Обычно без доверенности в силу занимаемого положения такие переговоры вправе вести: глава государства, глава правительства, министр иностранных дел (ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ), послы и представители соответствующего государства на конференции или в государстве пребывания (ТОЛЬКО С ГОСУДАРСТВОМ, ГДЕ НАХОДИТСЯ ПОСОЛ), а также министры по вопросам, входящим в их компетенцию.

Формами принятия текста договора и установления его аутентичности могут быть подписание, условное подписание и парафирование (в конце каждой страницы договора официальные лица ставят свои инициалы). В рамках международных конференций и организаций текст договора может приниматься путем голосования в соответствии с правилами данной организации или конференций.

Применительно к международным конференциям, если их правилами процедуры не установлено иное, текст договора принимается большинством в 2/3 голосов. Кроме того, на международных конференциях и в международных организациях, текст договора может быть принят путем согласования позиций участников без формального голосования при отсутствии возражений со стороны всех участников. Такая форма принятия договора именуется консенсусом. Консенсус – это не когда все за, а когда никто не против.

Порядок вступления в силу.

Согласие на обязательность договора выражается в следующих основных формах: подписание, ратификация и присоединение.

Круг лиц, имеющих право подписать МД, определяется законодательством соответствующего государства. В соответствии с Конвенцией 1969 года такое право в силу занимаемого положения имеют глава государства, глава правительства и министр иностранных дел.

Ратификация – это одобрение МД высшими законодательными органами власти данного государства. Органы, осуществляющие ратификацию и круг договоров, подлежащих ратификации, определяются национальным законодательством. Обычно это парламент.

При присоединениив зависимости от характера договора он должен быть либо только подписан компетентным лицом, либо также подлежать ратификации.

Ратификация – акцессорный способ. Подписание – обязательный элемент вступления в силу. Основная масса МД принимаются путем подписания. Ратификация – это не просто одобрение законодательной властью. МД – это НПА, а подписывает договор исполнительная власть. Естественно, что при принятии МД по меньшей мере нужно одобрение ВЫСШИМ законодательным органом. Поэтому ратификация в какой-то мере является формой контроля законодательной власти за исполнительной.

При заключении многосторонних и универсальных договоров, государства вправе сделать оговорку. То есть изложить то или иное положение договора в желательной для себя редакции. При этом оговорка не должна противоречить основному содержанию договора. В многосторонних договорах оговорка должна быть принята всеми иными участниками договора. В универсальных договорах оговорка считается принятой теми государствами, которые не заявят своих возражений против оговорки. При наличии возражений спорное положение не действует между этими государствами, ни в редакции текста договора, ни в редакции оговорки.

Количество оговорок не ограничено.

В многосторонних договорах действие оговорки связано с согласием всех участников. В универсальных договорах оговорки практически невозможны. Поэтому конвенция 1969 года предусмотрела такую фичу: государство посылает всем государствам оговорку, а если эти страны возражений не поступило, то оговорка считается принятой по умолчанию. Если одно из государств возразило, то между инициатором оговорки и этим государством отношение, регулируемое оговоркой, не урегулируется.

Двусторонние договоры по общему правилу вступают в силу либо в момент, указанный в самом договоре, либо в момент обмена ратификационными грамотами, если договор нуждается в ратификации или подписании. Многосторонний договор вступает в силу либо в момент, указанный в самом договоре, либо после его ратификации всеми участниками договора.

Порядок вступления в силу универсальных договоров определяется в самом договоре. Обычно, в договоре устанавливается минимальное число ратификаций, необходимое для вступления договора в силу.

При подготовке универсального или многостороннего договора государства-участники могут определить депозитария. Депозитарием может быть государство, международная организация или должностное лицо международной организации, которое хранит оригинальный текст международного договора, выдает его заверенные копии и принимает ратификационные грамоты, а также заявления о выходе из договора от государств-участников. Применительно к универсальным договорам функции депозитария часто исполняет Генсек ООН.

МД РФ.

Основным НПА, регулирующим порядок заключения и изменения МД является ФЗ «О международных договорах РФ» 1995 года с последующими изменениями. В соответствии с этим ФЗ международные договоры может заключать только РФ. Субъекты федерации не вправе заключать международные договоры. МД РФ подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные. Право на ведение переговоров и подписание международного договора имеют: Президент РФ, Председатель Правительства и руководитель фоив по вопросам, входящим в его компетенцию.

Ратификация МД РФ осуществляется в форме принятия ФЗ при обязательном одобрении СФ ФС РФ. Обязательной ратификации подлежат (в соот-тии с ФЗ 95 года):

1) договоры, устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законом, или требующие принятия новых ФЗ.

2) договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека.

3) договоры о территориальном разграничении с другими государствами, включая и договоры о прохождении государственной границы и о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

4) договоры, затрагивающие обороноспособность РФ, а также договоры по вопросам разоружения и обеспечения международного мира и безопасности.

5) договоры об участии РФ в международных организациях, если такие договоры предусматривают передачу этим организациям части полномочий РФ.

Конвенция 1969 года и ФЗ 1995 года предусматривают возможность временного применения международных договоров. Временное применение осуществляется в отношении договоров, подлежащих обязательной ратификации. По соглашению лиц, подписавших такие соглашения, они могут применяться немедленно после подписания. Однако в случае их нератификации такое временное применение прекращается.

Закон 1995 года предусматривает, что временно применяемый договор должен быть внесен в Госдуму для ратификации не позднее, чем через 6 месяцев, после начала его временного применения. Максимальный срок временного применения этим законом не установлен.

Пример: исключительная экономическая зона – 200 миль. Это понятие возникло в 70-е гг., а в 80-е начался раздел дна. Споры возникали везде. У нас был спор в Беринговом море. СССР занял свою позицию, чтобы США считали 200 миль от берегов Аляски, а США хотели с Алеутских островов считать. Но пришел Горбачев. Соглашение Шеварнадзе – Бейкера. Эти два министра иностранных дел подписали соглашение, в котором акватории были отданы Америке. Ну пиздец короче. Горбачев понимал, что соглашение вряд ли будет ратифицировано. Ну и грузин договорился о временном применении. Ну вот с 90-го года он временно применяется. Ебать-колотить. Ратификация невыгодна – это однозначно.

Порядок расторжения МД.

Решение о порядке расторжения МД принимает тот же орган РФ, который принял решение о заключении данного договора. Если данный договор подлежал ратификации, то Президент РФ вправе приостановить его действие, одновременно внеся в Госдуму законопроект о его расторжении.

В соответствии с Венской Конвенцией 1969 года МД может быть прекращен по следующим основаниям:

1) в соответствии с положениями договора.

2) с согласия всех участников – например, Варшавский Договор так прекратился.

3) в случае заключения между теми же участниками нового договора, если из него вытекает намерение прекратить действие предыдущего – например, Брестский Договор прекратился принятием Рапалльского Договора.

4) в случае невозможности его исполнения – например, между Гондурасом и Сальвадором.

5) в случае коренного изменения обстоятельств, если наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на заключение договора – например, МВФ и РФ заключили договор о предоставлении кредитов, но потом в РФ поменялось правительство.

6) в случае противоречия договора императивной норме МП, норме juscogens, возникшей после заключения договора.

Нужно отличать прекращение договора от недействительности договора.

При наличии установленных конвенцией 1969 года оснований, один из участников договора вправе требовать признания договора недействительным:

1) в случае очевидной некомпетентности контрагента, касающейся его полномочий на заключение договора.

2) ошибка.

3) обман.

4) подкуп представителя государства.

5) применение силы или угроза ее применения как против государства, так и против его представителя.

6) противоречие договора на момент его заключения норме juscogens (императивной норме МП).

Правовые последствия признания договора недействительным и прекращения его действия различны. Прекращение договора не влияет на правовое положение его участников, возникшее в результате исполнения договора. Если же договор признан недействительным, то любая из сторон вправе требовать восстановления положения, существовавшего до заключения договора.

Правопреемство государств.

Правопреемство – это переход прав и обязанностей от одного государства к другому государству в результате изменения их государственных границ. Вопрос о правопреемстве возникает только в том случае, если изменения этих границ произошло в соответствии с международным правом.

Те государства, которые не признают данные изменения по-прежнему вправе считать, что носителем всех прав и обязанностей в отношении данной территории по-прежнему является государство-предшественник.

Критерием законности изменения государственных границ является признание другими государствами. Все государства, кроме Иордании и еще какого-то государства, не признали аннексию Ираком Кувейта. Отсюда заявление Ирака о том, что Ирак является правопреемником Кувейта, не имеет силы.

Не любое фактическое изменение государственных границ является правопреемством, а только такое изменение, которое является законным.

Вопросы правопреемства регулируются двумя международными конвенциями. Конвенция 1978 года «О правопреемстве в отношении международных договоров» и Конвенция 1983 года «О правопреемстве в отношении государственной собственности, государственного долга и государственных архивов».

Однако, эти конвенции были ратифицированы незначительным числом государств, и поэтому отношения правопреемства большей частью регулируются обычными нормами, которые и были кодифицированы в данных конвенциях.

В этих конвенциях рассматриваются основные возможные ситуации изменения государственных границ:

1) часть территории одного государства переходит к другому государству (нынешний Выборгский район Ленинградской области в 1940 году перешел от Финляндии к СССР). В этом случае в момент перехода договоры государства-предшественника утрачивают свою силу на переходящей территории, а договору государства-преемника вступают в силу. Государству-преемнику без компенсации переходит все недвижимое государственное имущество на переходящей территории. Государственный долг в отношении этой территории подлежит разделу между предшественником и преемником. Гражданам государства-предшественника, проживающим на переходящей территории, обычно предоставляется право оптации, т.е. право выбора гражданства в течение определенного установленного срока.

2) часть территории отделяется от государства-предшественника и образует новое независимое государство (Эритрея отделилась от Эфиопии, Южный Судан отделился от Судана). В этом случае в отношении международных договоров действует принцип tabularasa, в соответствии с которым международные договоры государства-предшественника действуют на территории нового государства до тех пор, пока либо оно само, либо его контрагент не откажутся от исполнения этого договора. В отношении государственного имущества всё оно без компенсации переходит государству-преемнику. В отношении международного долга Конвенция 1983 года предусматривает полное освобождение нового государства от правопреемства долга государства-предшественника, в т.ч. и сделанного для развития территории государства-преемника.

Конвенция 1983 года не ратифицирована многими, потому что она несправедлива. Выход к морю в Эфиопии был только на территории будущей Эритреи. А Эритрея взяла и отделилась. А Эфиопия долги брала, чтобы порты строить в Эритрее. А она взяла и отделилась. А долги должна выплачивать Эфиопия. Несправедливо.

3) в случае распада или слияния государств все вопросы правопреемства должны разрешаться по соглашению между преемниками.

Применительно к МД бывшего СССР Министерство Иностранных Дел РФ в специальной Ноте от 13.01.1992 года уведомила все государства, что все МД СССР сохраняют свою силу в отношении вновь образовавшегося государства. В отношении государственной собственности бывшего СССР все государства-преемники (бывшие республики СССР) обратили в свою собственность движимое и недвижимое союзное имущество, оказавшееся на их территории. В отношении госдолга СССР Российская Федерация заключила соглашение со всеми бывшими союзными республиками, кроме трех прибалтийских о принятии на себя внешнего государственного долга СССР в обмен на отказ этих государств от претензий на собственность СССР за границей. Что такое собственность за границей? Здания посольств и дипмиссий, а еще долги других государств по отношению к СССР. Это имущество бесполезно, ибо долги были безнадежными. Российская Федерация является не просто правопреемником, но и продолжателем СССР. Это означает, что РФ осуществляет права и несет обязанности бывшего СССР, которые по своей природе не могут быть разделены. Так, РФ заняла место СССР в международных организациях, в т.ч. стала постоянным членом Совбеза ООН. Также РФ - единственная из республик бывшего СССР - является атомным государством в соответствии с положениями договора 1968 года «О не распространении ядерного оружия».

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Виды МО

Классификацию МО можно производить по различным основаниям.

По объему международных прав и обязанностей МО подразделяют на:

- межправительственные

- неправительственные – не имеют международной правосубъектности. И их деятельность регулируется правом тех государств, на территории которых они работают (УЕФА, ФИФА, МОК). Формально, решение УЕФА можно обжаловать в обычный суд той страны, где она находится.

По кругу участников МО подразделяются на:

- универсальные - членами которых могут быть любые государства мира.

- региональные – участие в которых ограничено определенным регионом.

По целям, стоящим перед данной МО, их можно подразделить на:

- организации общей компетенции – деятельность таких МО затрагивает все сферы отношений между государствами-членами.

- организации специальной компетенции – приоритет имеет определенное направление деятельности.

Организации специально компетенции можно подразделить на:

- политические

- военно-политические

- социально-экономические

Например, ООН – универсальная МО общей компетенции, а МВФ – универсальная МО специальной компетенции, а НАТО – региональная МО специально компетенции.

Членство в ООН.

Членами ООН могут быть любые суверенные и миролюбивые государства, способные и желающие выполнять обязательства, содержащиеся в ее уставе. Государствами-учредителями ООН являются 51 государство антигитлеровской коалиции.

Прием в члены организации осуществляет ГА ООН по рекомендации Совбеза ООН.

За действия, не совместимые с принципами Устава ООН государство может быть исключено из членов ООН по решению ГА ООН.

Главные органы ООН.

В соответствии с уставом, главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Секретариат, Международный суд и Совет по опеке.

Генеральная ассамблея ООН.

Генеральная ассамблея состоит из всех членов организации. Каждое государство имеет один голос. Если государство имеет задолженность перед организацией более, чем причитающийся с нее взнос за 2 полных года, то такое государство может быть лишено права голоса в ГА.

ГА собирается на очередные ежегодные сессии или на специальные сессии. Специальные сессии собирает генсек по требованию Совбеза или большинства членов организации.

Ежегодные сессии организации начинаются в сентябре.

Для принятия решений на ГА необходимо, чтобы в голосовании участвовало более половины государств-членов. По общему правилу решения принимаются простым большинством голосов при наличии кворума. Большинство в 2/3 голосов необходимо для:

1) принятия рекомендаций в отношении поддержания международного мира и безопасности.

2) для выборов непостоянных членов совбеза, членов экономического и социального совета.

3) для приема или исключения из организации.

4) для принятия решений по бюджетным вопросам.

Резолюции ГА по вопросам, не относящимся к функционированию организации имеют рекомендательный характер.

ГА уполномочивается обсуждать и давать рекомендации по мирному улаживанию любой спорной ситуации, за исключением тех, которые в настоящее время находятся на рассмотрении в Совбезе ООН. С учетом этого исключения ГА вправе рассматривать и обсуждать любые вопросы, относящиеся к ведению организации.

Вместе с тем, ГА имеет право обращать внимание Совбеза на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру.

В 1950 году ГА приняла резолюцию N377 «Единство в пользу мира». В соответствие с ней, ГА взяла на себя полномочие по проведению миротворческих акций в том случае, когда Совбез не предпринимает необходимых действий. Эта резолюция не правомерна, ибо фактически ГА приняла на себя полномочия, которые не закреплены для нее в Уставе, которые закреплены за Совбезом.

ГА рассматривает и утверждает бюджет ООН. При этом ГА распределяет между государствами-членами расходы организации.

ГА также утверждает финансовые соглашения со специализированными учреждениями ООН и проверяет бюджеты этих организаций.

Сессия ООН заканчивается в 18 00 перед очередной сессией. Работает круглогодично.

Совет Безопасности ООН.

Он состоит из 15 государства-членов. 5 из них являются постоянными: США, КНР, ВБ, Франция, РФ. 10 избираются на 2 года Генеральной ассамблеей по системе справедливого географического представительства и с учетом роли государств в поддержании международного мира.

В соответствие с резолюцией ГА 5 из непостоянных членов должны представлять Азию и Африку, 2 государства – Латинскую Америку, 1 – Восточную Европу и 2 – Западную Европу и другие государства, в т.ч. Австралию, Новую Зеландию и Канаду.

В соответствие с предложением, высказанным предыдущим Генсеком, Совет Безопасности предлагается расширить до 24 государств, при этом постоянными членами Совета становятся Япония, Германия, Бразилия и Индия. Однако данный план пока не реализован.

Изначально в Совбез входило лишь 9 государств. В середине 60-х расширили до 15-ти.

Почему 5 государств – постоянные члены? Это главные государства антигитлеровской коалиции.

Изменения по поводу 5-ти постоянных членов: вместо СССР стала РФ. А еще проблема с Китаем: в Уставе написано – Китайская республика. А правительство Китайской республики проиграло в 1949 году гражданскую войну и бежало на Тайвань, и до 1971 года это правительство было в Совбезе постоянным членом, хотя контролировало лишь Тайвань. Поэтому место Китайской Республики в 1971 году заняло КНР и стало постоянным членом Совбеза.

Совбез работает постоянно, собираясь на регулярные заседания. Председательствуют его члены по очереди в алфавитном порядке в течение 1 месяца. Для принятия решения по процедурным вопросам необходимо большинство в 9 голосов. Для принятия решения по всем иным вопросам также необходимо большинство в 9 голосов, но при этом «ЗА» должны высказаться все постоянные члены Совбеза. Если хотя бы один из них голосует «ПРОТИВ», то решение не принимается. Если кто-то из постоянных членов Совбеза воздерживает при голосовании, то решение считается принятым.

Совбез несет главную ответственность за поддержание международного мира и в соответствие со ст.24 Устава ООН действует при этом от имени всех членов организации.

Исходной точкой для действий Совбеза является международный спор или ситуация, которая может угрожать международному миру. О таком споре или ситуации Совбезу могут сообщить любое государство, ГА в целом или Генсек.

Также сам Совбез может расследовать подобную ситуацию или спор и рекомендовать заинтересованным сторонам надлежащие методы урегулирования. Если Совбез определит, что данный спор или ситуация представляют собой угрозу международному миру, он должен потребовать от государств, участвующих в данном споре немедленно прекратить совершение действий, ведущих к ухудшению данной ситуации и немедленно приступить к мирному разрешению данного спора или ситуации. Также Совбез вправе потребовать от участвующих в конфликте сторон применения временных мер, которые и должны предотвратить ухудшение ситуации. Например, приостановление военных действий, вывод войск и т.д. При этом данные временные меры не должны наносить ущерба правам и притязаниям конфликтующих сторон.

Резолюции Совбеза имеют обязательную силу для государств. Они обязаны выполнить требования Совбеза. В случае неподчинения участников конфликта резолюции Совбеза, последний вправе применить санкции в отношении данных государств.

Первоначально Совбез должен применить санкции невоенного характера, т.е. разрыв дипломатических отношений, разрыв экономических и торговых отношений, разрыв транспортных сообщений с государством-нарушителем. Если, по мнению Совбеза, таких мер оказалось недостаточно, то он вправе применять любые действия вооруженных сил, которые необходимы для восстановления международного мира.

Совбез имеет право требовать от любого государства-члена ООН предоставления своего воинского контингента для участия в применении санкций. Численность и порядок использования контингента определяется в специальном соглашении между Совбезом и данным государством.

Помимо предоставления вооруженных сил Совбез вправе требовать от государств-членов ООН совершения любых других действий, необходимых для осуществления вооруженных санкций, в т.ч. предоставления своей территории для прохода и размещения войск ООН.

Устав ООН и Совбез не накладывает никаких ограничений ни по характеру применяемых им вооруженных санкция, ни по срокам их применения. Действия ООН именуются миротворческими акциями, которые бывают акциями по поддержанию мира и акциями по принуждению к миру.

Акции по поддержанию мира осуществляются с согласия всех сторон, участвующих в конфликте. Обычно они осуществляются для наблюдения за выполнением уже достигнутых мирных соглашений.

Акции по принуждению к миру осуществляются против воли одной из сторон, участвующих в конфликте, и по существу представляют собой ведение военных действий.

Проведение любой миротворческой акции осуществляется в соответствие со специальной резолюцией Совбеза. В этой резолюции определяются цели данной акции и полномочия войск ООН, участвующих в этой акции. Для участия в каждой из миротворческих акций ООН заключает с государствами-участниками соглашение о предоставлении ими своих вооруженных контингентов для осуществления этих акций.

Всеми своими полномочиями Совбез обладает лишь для разрешения споров, угрожающих международному миру и безопасности. В отношении всех иных видов международных споров Совбез не вправе принимать их к своему рассмотрению. При этом Совбез является правоприменительным, а не правоустанавливающим органом. Совбез не вправе своей резолюцией разрешить любой международный спор. Он вправе лишь требовать от участников спора использовать лишь мирные методы для его разрешения.

Секретариат.

Состоит из генерального секретаря ООН и такого персонала, который может потребоваться для организации. Генсек избирается на 5 лет Генеральной ассамблеей ООН по рекомендации Совбеза с правом переизбрания. В настоящее время генсеком является Пан Ги Мун.

Генсек представляет Генеральной ассамблее ежегодный отчет о работе организации. Он также вправе сообщать Совбезу о любых ситуациях, которые могут представлять собой угрозу международному миру. Генсек представляет организацию в ее отношениях с государствами и другими международными организациями.

Генсек осуществляет комплектацию административного персонала ООН в соответствии со штатами, утверждаемыми Генеральной ассамблеей.

Служащие ООН при исполнении своих обязанностей не имеют права получать указания от какого-либо правительства и должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц.

Штаб-квартира ООН находится в городе Нью-Йорк, США. ООН и США заключили соглашение о статусе штаб-квартиры ООН, в соответствии с которым помещения, занимаемые организацией, изъяты из-под юрисдикции США.

Официальными языками ООН являются английский, французский, испанский, русский и китайский. Нередко официальные переводы делают на арабском, но он не является официальным языком ООН.

Международный Суд ООН.

МС ООН – главный судебный орган ООН. Он действует на основе Статута МС 1945 года, участниками которого являются все государства-члены ООН. Его местопребывания – город Гаага, Нидерланды.

Суд состоит из 15 членов, причем в его составе не может быть двух и более граждан одного государства. Членами суда могут быть лица, либо удовлетворяющие в их странах требованиям для назначения на высшие судебные должности, либо являющиеся признанными специалистами в области МП.

Для государств, являющихся участниками Гаагской Конвенции 1907 года «О мирном разрешении международных столкновений», право назначения кандидатов в судьи имеют национальные группы постоянной палаты третейского суда.

В государствах, не являющихся участниками Конвенции 1907 года, правительство вправе назначить четырех специалистов по МП специально для выдвижения кандидатур в ICJ. От каждого государства может быть выдвинуто не более четырех кандидатов, при этом не более двух граждан одного государства.

Генсек ООН составляет список всех кандидатов и направляет его в ГА и Совбез. Кандидат считается избранным, если он получил большинство и в ГА, и в Совбезе. При этом при голосовании в Совбезе не учитывается разница между голосами постоянных и непостоянных членов. Судьи избираются на 9 лет, при этом состав суда обновляется на 1/3 каждые три года. Судьи имеют право на переизбрание.

При исполнении своих обязанностей они не могут занимать никаких иных должностей и заниматься иной профессиональной деятельностью. Они пользуются дипломатическими иммунитетами и привилегиями.

Судья может быть отрешен от своей должности только по единогласному решению остальных судей.

Возглавляет суд его председатель, избираемый всеми судьями.

Основными задачами ICJ является:

1) разрешение межгосударственных споров.

2) предоставление консультативных заключений по вопросам МП.

Сторонами разбирательства в ICJмогут быть только государства. При этом суд может рассматривать лишь те дела, все участники которых выразили свое согласие признать юрисдикцию суда. Такое признание может относиться к данному спору, к определенной категории споров или ко всем видам международных споров. Признание может быть безусловным или на условиях взаимности, бессрочным или на определенный срок. Признание юрисдикции ICJ осуществляется либо путем заявления об этом уполномоченных должностных лиц данного государства, либо путем вступления в силу международного соглашения, устанавливающего признание такой юрисдикции.

ICJпо сути – это постоянно действующий арбитраж. Дела там рассматриваются только тогда, когда стороны согласны на это. ICJ – не орган власти в отличии от национальных судов.

Дело в суде начинается путем подачи заявления секретарю суда. Секретарь извещает о полученном заявлении все заинтересованные стороны и других членов ООН при помощи Генсека ООН. Судопроизводство в ICJ состоит из двух стадий: письменной и устной.

Письменная стадия состоит из предоставления сторонами суду меморандумов, контрмеморандумов и ответов на них.

Устная стадия состоит в заслушивании свидетелей, экспертов и представителей сторон.

Официальными языками суда являются английский и французский.

По общему правилу дела рассматриваются общим составом суда, однако по просьбе сторон дела могут рассматриваться и в более узком составе палатами из 3 или 5 судей для ускорения процесса.

Если одна из сторон, участвующих в деле не имеет в составе суда судьи-гражданина своего государства, она вправе назначить для рассмотрения данного дела судью adhoc. Этот судья пользуется всеми правами судьи ICJ, но только при рассмотрении данного дела.

Решение суда выносится большинством голосов судей, участвующих в слушании. Если голоса разделились поровну, то решающим является голос председательствующего. Решение ICJ окончательно и не подлежит обжалованию. Пересмотр его возможен лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств до истечения 10 лет с момента вынесения решения.

Решения ICJобязательно для участвующих в споре сторон, однако, статут суда не устанавливает какого-либо механизма по их принудительному исполнению. Заинтересованное государство может обратиться в Совбез ООН, если государство-ответчик не выполняет вынесенное ICJ-ем решение, однако Совбез не обязан предпринимать каких-либо мер для обеспечения принудительного исполнения решений ICJ.

Совет по опеке.

Под международной опекой понималась система управления несамоуправляющихся территорий, которая была создана в соответствии с Уставом ООН. Под опеку ООН были переданы территории, ранее являвшиеся колониальными владениями Германии, Японии и Италии. В настоящее время Совет по опеке не функционирует, поскольку все подопечные территории стали независимыми государствами.

Лига Арабских Государств.

Она была создана в 1945 году. В нее входят арабские государства Азии и Северной Африки, а также Палестинская автономия.

Руководящими органами являются Совет Лиги, Совещание глав государств, Генеральный секретариат.

При организации действует специализированные учреждения и специализированные министерские советы. Штаб-квартира находится в Каире.

Африканский Союз.

Эта организация была создана в 2002 году на основе Организации Африканского Единства, созданной в 1963 году.

В нее входят государства, расположенные в Африке и на прилегающих к ней островах.

Руководящими органами организации являются Ассамблея глав государств и правительств, исполнительный совет министров, Панафриканский парламент. Штаб-квартира находится в Аддис-Абебе.

Европейский Союз.

ЕС был создан в 1992 году на основе трех европейских сообществ, созданные в 1957 году. Первоначально учредителями европейских сообществ, основным из которых было Европейской Экономическое Сообщество, были 6 государств: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Они создали в 1957 году ЕЭС (его уже нет), Европейское сообщество по атомной энергии, Европейское объединение угля и стали (его сейчас нет).

В настоящее время в ЕС входит 27 государств: 6 государств-учредителей, Дания, Великобритания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, Финляндия, Швеция, Австрия, Словения, Словакия, Чехия, Польша, Венгрия, Мальта, Кипр, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Болгария.

В 2013 году присоединится еще к ЕС Хорватия.

Норвегия и Швейцария не входят в ЕС.

Целями ЕС является экономическая и социально-политическая интеграция участников. Государства-члены ЕС создали общий рынок, основывающийся на отмене всех таможенных барьеров между государствами-участниками, на создании общей таможенной границе и проведении совместной внешнеторговой политики.

Руководящими органами ЕС являются Совет, Комиссия, Европейский Парламент и Суд Европейского Союза.

В состав Совета входят представители правительств государств-участников. Совет определяет основные направления развития ЕС. Комиссия – это главный исполнительный орган ЕС. В него входят лица, назначенные персонально Советом. Комиссия ЕС работает в Брюсселе. Европейский Парламент избирается населением государств-участников сроком на 5 лет. Главными его задачами является контроль за деятельностью Комиссии и у<

Наши рекомендации