Субъектами государственного управления могут выступать только политики или госслужащие.
К политикам относятся лица, которые в официальном порядке (установленном в зависимости от уровня и специфики развития государственности традициями, обычаями, нормативными правовыми актами) получили возможность осуществлять определенные полномочия от лица государства в целом или отдельного государственного института, органа.
Госслужащие получают право управлять государством от политиков, реализуют функции исполнительного, распорядительного, обеспечивающего характера.
Государственное управление осуществляется преимущественно «сверху — вниз», путем реализации прямых вертикальных связей, предполагающих отношения руководства и подчинения.
Разумеется, не обойтись в государственном управлении и без «обратных связей», по количеству и характеру которых можно судить о типе политической системы, политическом режиме.
Однако приоритет в управлении любым, даже самым демократическим государством все же имеют прямые связи, характеризующие воздействие субъекта на объект, а не их взаимодействие.
Государственное управление осуществляется в официально установленных географических границах, в рамках конкретной ограниченной территории.
Для федеральных органов власти – это территория всего государства,
для региональных органов власти – территория региона,
для территориальных отраслевых государственных органов – подведомственное им пространство (сфера деятельности).
Наконец, в арсенале средств и ресурсов государственного управления имеются такие уникальные инструменты воздействия, как право и легальное принуждение.
Так, в современном государстве право принимать законы имеет только законодательный представительный орган власти — парламент.
К тому же только специально уполномоченные субъекты государственного управления могут официально принудить граждан уплачивать налоги или отбывать воинскую повинность.
В современной специальной литературе
государственное управление трактуется в широком и узком значениях.
В широком смысле оно включает все ветви, органы и институты государственной власти и управления, всех должностных лиц, все государственные учреждения, организации, предприятия.
В узком смысле под государственным управлением понимается только сфера реализации исполнительной власти.
На практике применительно к государственной сфере употребляют термины
· «государственная власть и управление»,
· «политическое и административное управление»,
· «политика и администрирование».
Все это обнаруживает тесную взаимосвязь указанных категорий и делает необходимым их сопоставление.
Современные исследователи выделяют в сфере государственного воздействия два блока:
· государственно-политическое
· государственно-административное управление.
Указанные виды государственного управления различаются постольку, поскольку различаются политика и администрирование.
Таблица 2.2
Государственно-политическое и государственно-административное управление
Критерий | Государственно-политическое управление | Государственно-административное управление |
Источник легитимности | Народ | Субъекты государственно-политического управления (президент, лидеры парламентских фракций, председатель правительства, министры) |
Характер управленческих решений и действий | Дискретный (например, одобрение закона или кадровые назначения) | Непрерывный (процессуальный) (информационно-аналитическое обеспечение парламентской деятельности, административное производство) |
Виды решений | Законы, указы, постановления и распоряжения (имеют высшую юридическую силу) | Подзаконные правовые акты |
Характер управления | Правоустанавливающий, нормотворческий | Правоприменительный (Исполнение правовых норм) |
Степень профессионализма | Не обязательно обладание квалификацией и соответствующим образованием | Обязательны профильное образование, квалификация, стаж работы |
Ответственность | Политическая (перед общественностью, президентом, парламентом, правительством) | Юридическая (дисциплинарная, административная, гражданская, уголовная) |
Так, политики получают от общества первичный мандат, а государственные служащие назначаются на свои должности политическими руководителями, приобретая «вторичный мандат».
Поскольку политическая практика является уникальной сферой деятельности, обязательные профессионально-квалификационные требования к замещению политических должностей отсутствуют. Так, в большинстве стран выдвигать свою кандидатуру на высшие государственные посты может каждый гражданин с учетом языкового и возрастного ограничений, ценза оседлости. В то же время гражданин, претендующий на замещение должности госслужбы, помимо вышеперечисленных цензов обязательно должен соответствовать профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности. Вот почему политика считается искусством, а госслужба - профессией.
В России, с ее номенклатурным бюрократическим наследием и постоянными политическими претензиями исполнительной власти, иные чиновники являются куда более значимыми политиками, чем парламентарии.
Ряд современных политологов и социологов, подчеркивая большую политическую значимость исполнительно-распорядительного государственного управления, вообще предпочитают термину «административное управление» категорию «бюрократия».
Бюрократия (от фр. bureau — канцелярия, зеленое сукно, которым покрывали столы должностных лиц государственных учреждений и греч. kratos- власть, господство) - способ и форма организации государственного управления, при котором все дела сосредоточены в руках вертикально интегрированной исполнительно-распорядительной власти.
При изучении государственного управления особую значимость приобретают методы, средства и технологии, с помощью которых осуществляется непрерывное, систематическое, профессиональное воздействие государственных служащих на подведомственные им объекты.
В данном контексте обычно употребляют термин административное управление,понимая под ним практическую деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения государственно-управленческих решений.
Это сфера деятельности управленческого аппарата.
Муниципальное управление — категория, по ряду признаков схожая с государственным управлением.
Однако, поскольку муниципальное управление осуществляется в локальном масштабе, его отличиями от государственного воздействия будут:
• ограниченность сферы распространения территорией муниципального образования;
• многообразие форм и методов, предусматривающих активное участие местного населения (сходы, собрания граждан, территориальное общественное самоуправление, местный референдум и др.);
• ограниченность местной власти нормами «центрального» (в России — федерального и регионального) законодательства;
• скудность финансово-экономических, организационных ресурсов по сравнению с государственным управлением;
• социальная ориентация воздействия (в ведении муниципального управления находятся по большей части вопросы социальной сферы).
Термин «муниципальное управление» трактуется как деятельность исполнительных органов местной власти (администрации муниципального образования).
В отечественной специальной литературе гораздо чаще употребляется термин «местное самоуправление», объединяющий деятельность исполнительных и представительных органов местной власти, а также самостоятельную, под свою ответственность деятельность граждан данного муниципального образования по решению вопросов местного значения.
В политологии общественное самоуправление признается высшим видом коллективной самоорганизации и индикатором подлинной демократии, так как его осуществление требует развитой культуры гражданского участия и ответственности в целом, так и каждого индивида в частности.
Вот почему в современном государстве местное самоуправление является высшей формой управленческой самостоятельности граждан.
Вкаждом государстве по-своему решается,
· какие полномочия могут быть делегированы на уровень местного самоуправления без ущерба для страны,
· какими ресурсами и в каком объеме следует наделять органы местной власти для эффективной реализации этих полномочий,
· как будет осуществляться взаимодействие между государственной и муниципальной властью.
В случае успешного решения этих вопросов и государственное, и местное управление в сочетании образуют систему публичной власти и управления.
Публичное управление — вид социально-политического воздействия, предполагающий:
· участие граждан в формировании органов управления;
· непосредственное и системное взаимодействие общества и государства при разработке и реализации политических решений;
· эффективные механизмы политической ответственности должностных лиц и высших чиновников.
Индикаторами публичности управления являются два условия:
1) непосредственное и системное участие населения в организации и функционировании государственной власти;
2) действенность и эффективность «обратных связей» между государством и гражданами.
Все активнее входит в разговорную практику термин «государственный (муниципальный) менеджмент»,что является признаком активизации деятельности государственного и муниципального сектора в рыночной среде, проникновения форм, методов и технологий бизнеса в систему государственно-административного управления.
Менеджмент (англ. manage- руководить) - это функциональное управление в бизнес-секторе, которое осуществляется наемным профессионалом и имеет целью максимизацию экономической прибыли.
В теории управления наряду с менеджментом принято различать:
· стратегическое руководство (англ. execиtive— исполнительная власть), которое реализуется на высшем уровне бизнеса, обычно собственниками предприятия, с целью общего развития организации,
· непосредственное управление небольшим коллективом людей (англ. supervision — надзор), которое осуществляет бригадир или начальник отдела.
Менеджмент и государственное (муниципальное) управление различаются по ряду критериев (табл. 2.3).
Таблица 2.3