Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Учебно-тематическое планирование курса.
№ п/п | Примерная программа | № п/п | Авторская и Рабочая программа | ||||
Наименование разделов | Кол - во часов | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | ||||
10 кл | 11 кл | ||||||
I. | Человек как творец и творение культуры | I. II. | Общество и человек. Тема 2. Человек Основные сферы общественной жизни Тема 3. Духовная культура | ||||
П. | Общество как сложная динамическая система | I. | Общество и человек. Тема 1. Общество Заключительные уроки | 2 (4) | |||
III. | Правовое регулирование общественных отношений | III. VI. | Право Правовое регулирование общественных отношений | 20(21) | |||
IV. | Экономика | II. IV. | Основные сферы общественной жизни Тема 4. Экономическая сфера Экономика | 4 (5) | |||
V. | Социальные отношения | II. V. | Основные сферы общественной жизни Тема 5. Социальная сфера Проблемы социально-политического развития общества | 14(15) | |||
VI. | Политика как общественное явление | II. V. | Основные сферы общественной жизни Тема 6. Политическая сфера Проблемы социально-политического развития общества | ||||
VII. | Человек в системе общественных отношений | V. IV. I. II. | Проблемы социально-политического развития общества Экономика Общество и человек. Тема 2. Человек. Основные сферы общественной жизни Тема 3. Духовная культура Тема 4. Экономическая сфера Тема 5. Социальная сфера Тема 6. Политическая сфера |