Политическое и правовое учение Платона. Проект идеального государства.
УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ
План
1 Государственно правовые воззрения софистов. Сократ о государстве и праве
2 Политическое и правовое учение Платона. Проект идеального государства.
3 Государство и право в учении Аристотеля
4 Государственно - правовые концепции Древнего Рима.
«История учений о государстве и праве» - Предметом данной дисциплины является история возникновения и развития теоретических знаний человечества о государстве, праве, политике и законодательстве.
Основным методом и методологической базой курса является диалектический метод. Он рассматривает государственно - правовые концепции во взаимосвязи и развитии между собой, а также явлениями общественной жизни. Кроме этого второй принцип, принцип историзма. История движется, проходит через прошлое, настоящее в будущее. Один момент чувствовать эпоху, второй понимать.
Государственно правовые воззрения софистов. Сократ о государстве и праве
Различают три этапа (периода) развития древнегреческой политико - правовой мысли:
1) Ранний этап это 9-6 вв до н. э. - зарождение государственности, рациональный подход, наиболее известные авторы Гомер, Гиссиода и известнейшие семь мудрецов. В этой период формируется философский подход – Пифагор;
2) Второй этап 5-первая половина 4 вв. до н. э. Рассвет древнегреческой философии и политико - правовой мысли - Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель;
3) Третий этап/ период вторая половина 4- 2 вв до н. э. - период эллинизма, период Александра Македонского. Период упадка др греческой философии - Эпикур, Полибий, Стоик.
С 6 века до н. э. формируется система знаний о государстве и праве. Постепенно происходит вытеснение мифологических представлений (Гомер и Гесиод) философским подходом (Пифагор, Демокрит). Рационалистические толкования (софисты) замена к логико - понятийным понятиям (Сократа и Платона) к первичным формам научного исследования (Аристотель), историко - политического исследования (Полибия).
Школа софистов. Начали свою деятельность в 5 в д н э, в период укрепления античной демократии. София - мудрая. Известные софисты, два поколения: старшие (Протагор, Горгий) и младшие софисты (Фрасимаг, Ликофрон). У софистов и Сократа главная тематика – «Человек», пытались выделить роль человека во взаимоотношениях права, свободы. "Человек - мера вещей" высказывание Протагора.
Софисты проводили анализ законов, не как божественное установление, а проявление мудрости людей. Также очень важный тезис, впервые прозвучал в истории " все люди равны", любое неравенство вытекает из человеческих законов. Первые кто попытались заниматься философскими вопросами.
Сократ один из первых доказал возможность внутренней духовной свободы, и впервые показал связь свободы со справедливостью. Был более практиком, рационалистом, считал, что главное - знание, определял их исключительную роль.
Мера причастности людей к божественному началу определяет степень знания. Именно это определяло уровень в обществе. По мнению Сократа, политическая свобода человека возможна только в случае господства разума и справедливости (через законы).
Контролируемая демократия самый лучший способ со времён Сократа.
По мнению Сократа наиболее благоприятные государства, благоустроенное государство:
– аристократическое Спартак и Крит;
– Фиви, умеренно – олигархическое.
Всегда критиковал Афины (там демократия). При жизни Сократ был признан мудрейшим из всех людей.
Политическое и правовое учение Платона. Проект идеального государства.
Платон считается одним из величайших мыслителей. Основные работы написал в форме диалога : государства и закона. "Каждый должен заниматься тем что он знает, своим делом, не должен претендовать на чужое и не утрачивал своего". Справедливость, законы, рассматривались Платоном как реализованные в земной жизни идеи каких то, идеальных сущностей. В душе человека должно соединяться три начала: разумное, яростное, вожделеющее. В государстве аналогичны три начала: совещательное, защитное, деловое.
Три сословия формируются от того, что в душе формируется. Если яростное - воин, разумное - правитель, вожделеющее - ремесленник, производитель.
По его мнению, идеальное государство - справедливое правление лучших людей (правление философов) действие справедливых законов. Наиболее приемлемый вариант правления государством - аристократическое государство. Также исключал частную собственность, предлагал ликвидировать институт семьи (отбор пар производит государство), женщины уравнены в правах и возможностях с мужчинами, а воспитанием детей занимается государство, оно же регламентирует трудовые отношения. Он идеалист, но понимал, что оно не будет долговечным.
После деградации аристократического государства, тимократия - где главенствующую роль играют воины.
(схема 1)
Деградация государства по Платону выглядит следующим образом: вырождение, ослабление аристократии (власти лучших, мудрых людей) ведет к господству силы. Власть захватывают воины, которые лучшим качеством человека считают честь (тиме). Они закрепощают свободных ремесленников и землевладельцев. Образуется так называемая тимократия, которая ведет постоянные войны с соседями.
Тимократия допускает частную собственность и скопление богатства. Образуется кучка богачей (олигархов), которые, в конце концов, захватывают политическую власть и для удержания ее вводят имущественный ценз, основная масса народа отстраняется от участия в государственном управлении и выражает свое недовольство в вечной вражде с олигархами.
Олигархия - Политическая власть принадлежит узкой группе лиц. Строй основан на имущественном принципе (богачи, бедняки отстранены). Олигархия будет постоянно воевать сама с собой.
Демократия - у неимущих зреет ненависть к богачам, приводит к революции. Приятный и разнообразный строй, но не имеющий должного управления. Равенство равных и неравных определяет Платон. Стремление к свободе. С победой беднейших слоев устанавливается демократия. Государственные должности замещаются уже не лучшими людьми, а по жребию. Свобода бьет через край, царит своеволие и безначалие.
В каждой систем бомба замедленного действия. Сам строй себя губит. Опьяненное состояние народа. Происходит переход к терапии.
Наконец, устанавливается тирания – сильная и жестокая единоличная власть тирана, который обещает навести порядок. Такая власть держится на насилии и вероломстве и, по мнению Платона, является худшей формой государственного устройства, ибо при ней рушится нравственность Тирания - наихудший строй, беззаконие, произвол и насилие. (см. схему 1).