Вопрос 5. ООН: организационно-правовая структура, компетенция. СНГ.
Системой ООН является сама организация, ее главные и вспомогательныеорганы и специализированные учреждения ООН – межгосударственные организации, сотрудничающие по специальным вопросам и связанные с ООН наосновании договора и других аспектов.
Учредительным документом ООН выступает Устав. Кроме того, в качестве учредительного документа называют Статут Международного Суда ООН,который представляет собой самостоятельный договор, однако участие в немсвязано с участием государства в ООН.
Основные цели ООН :
1. Поддерживать международный мир и безопасность;
2. Развивать дружественное отношение между нациями;
3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, культурного, социального, гуманитарного характера.
Любое государство, если оно является миролюбивым, принимает на себя обязательства по Уставу ООН и имеет возможности и желания выполнять эти обязательства, может стать членом ООН. Такие государства называются вновь вступившими. Существуют и первоначальные члены – государства, которые создавали ООН и одними из первых подписали и ратифицировали Устав организации.
Вопрос о приеме нового члена решается двумя органами ООН – Генеральной Ассамблеей, решение которой основано на рекомендации СоветаБезопасности. Несмотря на использование термина «рекомендация», решениеСовета Безопасности относительно того, может или не может быть членомООН то или иное государство, носит обязательный характер. Отсутствие такой рекомендации или отказ в ее выдаче является препятствием дляприемнового члена. Такой вывод следует из Консультативного заключения Международного Суда ООН от 03.03.1950 г.
Устав ООН предусматривает приостановление членства и исключение из организации. В этих процессах также участвует Генеральная Ассамблея и СоветБезопасности, рекомендации которого опять же имеют обязательную силу.
Система органов. Все органы делят на два вида: главные и вспомогательные.Главные органы прямо определены в Уставе ООН. К ним относят
Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, ЭКОСОС, Секретариат и Международный Суд ООН. Вспомогательные – образуются по мере необходимости, как правило, это комитеты и комиссии. Например, Комитет против
пыток, Комитет по информации, Совет по правам человека и т. д.
Генеральная Ассамблея (ГА) ООН является главным совещательным, директивным и представительным органом Организации Объединенных Наций.
Данный орган играет значительную роль в кодификации и установлении норм международного права. ГА состоит из всех членов ООН (на сегодня 192 члена), представленных делегациями не более чем из 5 человек. Каждая делегация имеет 1 голос.
Согласно Уставу Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея имеет следующие функции и полномочия:
- рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания
международного мира и безопасности, в том числе в области разоружения, и
делать соответствующие рекомендации;
- обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов,за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся нарассмотрении Совета Безопасности;
- обсуждать любые вопросы в пределах Устава или относящиеся к функциям любого органа Организации Объединенных Наций и за теми же исключениями делать рекомендации по этим вопросам;
- организовывать исследования и давать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области; развития икодификации международного права; содействия осуществлению прав человека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях, а также в области культуры,
образования и здравоохранения;
- рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, котораямогла бы подорвать дружественные отношения между нациями;
- получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;
- рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Нацийи устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;
- избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов другихсоветов и органов Организации Объединенных Наций и по рекомендации Совета Безопасности назначать Генерального секретаря.
Ассамблея уполномочена выносить государствам лишь не имеющие обязательной силы рекомендации по международным вопросам, входящим в еекомпетенцию. Тем не менее она может инициировать меры политического,экономического, гуманитарного, социального и правового характера.
Принятие решений в ГА осуществляется голосованием:
- квалифицированным, в 2/3 присутствующих (по особо важным вопросам);
- простым (по другим вопросам).
Генеральная Ассамблея проводит ежегодные сессии, начинающиеся в 3-йвторник сентября. Кроме того, могут быть созданы специальные и чрезвычайные сессии. В ходе регулярной сессии проводятся заседания Пленума ГА, Генерального комитета, Комитета по проверке полномочий и 7 главных комитетов:
1 – вопросы разоружения и безопасности;
2 – экономические и финансовые вопросы;
3 – социальные и гуманитарные вопросы;
4 – деколонизация;
5 – административные и бюджетные вопросы;
6 – правовые вопросы;
специальный – политические вопросы.
В работе ГА ООН могут принимать участие постоянные наблюдатели приООН (Ватикан, Швейцария). Кроме того, в качестве наблюдателей в работе
ГА ООН участвуют Организация освобождения Палестины, специализированные учреждения ООН, ОАГ, ЕС.
Согласно Уставу Совет Безопасности несет главную ответственность заподдержание международного мира и безопасности. Когда в Совет поступает
жалоба в отношении угрозы миру, он сначала обычно рекомендует сторонам
попытаться достичь согласия мирными средствами. В некоторых случаях сам
Совет проводит расследование и оказывает посреднические услуги. Он может
назначать специальных представителей или обращаться к Генеральному секретарю с просьбой произвести эти назначения или оказывать добрые услуги.
Он может устанавливать принципы мирного урегулирования. Если тот или
иной спор приводит к боевым действиям, Совет стремится прежде всего как
можно скорее положить им конец. Например, направляет миротворческие силы Организации Объединенных Наций. Совет может принимать решение о
принятии принудительных мер, введении экономических санкций (например,
торгового эмбарго) или осуществлении коллективных военных действий.
Государство-член Организации Объединенных Наций, которое не является членом Совета Безопасности, может принимать участие, без права голоса,в его обсуждениях в тех случаях, когда Совет находит, что интересы этойстраны затронуты. Государства-члены Организации Объединенных Наций и
государства, не являющиеся ее членами, приглашаются принять участие, без
права голоса, в проводимых Советом обсуждениях, если они являются сторонами в этом споре; условия участия государства, не являющегося членом Организации Объединенных Наций, определяются Советом.
В Совет входят 5 постоянных членов: Китай, Российская Федерация,Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Франция, и 10непостоянных.
Председательствование в Совете Безопасности осуществляется членамиСовета Безопасности поочередно в английском алфавитном порядке их наименований. Каждый председатель занимает этот пост в течение одного календарного месяца.
Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичныйсрок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения Совета
Безопасности с одиннадцати до пятнадцати, два из четырех дополнительных
членов избираются на срок один год. Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию.
Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры
считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов.
Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов,включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Это – правило
«единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето».
В соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Еслидругие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации правительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения,которые государства-члены согласно Уставу обязаны выполнять.
В Минском соглашении 1991 г. о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) Беларусь, Россия и Украина, провозгласив прекращение существования СССР и создание СНГ. Основными целями создания СНГ можно назвать дальнейшее развитие иукрепление отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества междугосударствами-членами.
В задачи СНГ входит:
- осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
- всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие
государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
- обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
- сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
- содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
- взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Со-
дружества.
СНГ имеет свою организационно-правовую структуру. В нее входят Совет глав государств и Совет глав правительств. Задачами данных органов является рассмотрение всех вопросов, затрагивающих деятельность Содружества. Совместную координационную деятельность в области внешней политики
государств-членов с Советом глав государств и правительств осуществляет
Совет министров иностранных дел.В рамках СНГ создана система защиты прав человека. Деятельностью по
соблюдения прав человека занимается Комиссия по правам человека, которая
имеет статус консультативного органа.
Совещательным и консультативным органом СНГ является Межпарламентская Ассамблея, которая состоит из делегаций парламентов государств-членов.
Литература
1. Международное публичное право: Учебник/Под ред. К.А. Бекяшева. 6-е изд., - М.: Проспект, 2011. – 927 с.
2. Капустин, А. Я. Общая характеристика основных принципов институционной системыЕвропейского Союза / А. Я. Капустин // Правоведение. – 2000. – № 1.
3. Кириленко, В. П. Превратится ли Организация Объединенных Наций в мировое правительство? / В. П. Кириленко, С. А. Малинин // Региональная политика. – СПб., –1994. – № 3.
4. Малинин, С. А. Правосубъектность международных организаций / С. А. Малинин,Т. М. Ковалева // Правоведение. – 1992. – № 5.
5. Малинин, С. А. Договорная правоспособность международных организаций /С. А. Малинин, Т. М. Ковалева // Правоведение. – 1988. – № 4.
6. Кривчикова, Э. С. Главные органы ООН / Э. С. Кривчикова. – М., 1989.
Контрольные вопросы:
1. Понятие и признаки международной организации?
2. Международные неправительственные организации: признаки и виды?
3. Международные конференции.
4. ООН: система органов, полномочия.
5. Специализированные учреждения ООН: понятие, признаки и их виды.
Тест для самоконтроля
(ОК-12, ПК-1, ПК-8)
1. Основное различие между межправительственными и неправительственными международными организациями состоит в следующем:
+первые являются субъектом международного права, представляют собой учреждение, созданное государствами на основе международного договора для достижения общих целей
-первые созданы в рамках ООН, вторые- неправительственными учреждениями
-обладают неодинаковой компетенцией
-осуществляют специфические функции
2. Организация Объединенных Наций – ООН, является организацией:
+универсальной
-региональной
-закрытой
-межрегиональной
3. НАТО:
+Организация Североатлантического договора
-Всемирная торговая организация
-Международное агентство по атомной энергии
-Международная организация труда
4. Целью деятельности ЕС является:
+ последовательное развитие интеграционных процессов для образования
таможенного, экономического и политического союза;
- согласование общей экономической и торговой политики стран – членов,
предоставление взаимопомощи между ними;
- предоставление кредитов и займов различным странам.
5. Классифицируйте по кругу участников следующие организации на
открытые и закрытые:
а) Организация американских государств; д) НАТО;
б) Международная организация труда; е) ВТО;
в) Европейский Совет; ж) СНГ.
г) Организация Объединенных наций; з) ФАО.
6. В структуру ООН входят: (укажите неверный ответ)
- Совет по Опеке; + Европейский Суд по правам человека;
+ Консультативный совет; - Специализированные организации ООН;
- Секретариат; - Генеральная Ассамблея ООН;
- Совет Безопасности; + СБСЕ.
7. Специализированная организация ООН ЮНЕСКО – это:
- организация поддержки и защиты интеллектуальной собственности и научного
развития;
+ ООН по вопросам образования, науки и культуры;
- международная ассоциация поддержки и развития культуры, искусства и
образования;
- ООН по вопросам образования, науки и спорта.
8. Основные задачи этой организации сводятся к оказанию финансовой поддержки развивающимся государствам, предоставление беспроцентных кредитов бедным странам на льготных условиях на срок.до 50-ти лет;
- ВТО (Всемирная торговая организация); - МВФ (Международный валютный фонд);
- МБРР (Международный банк реконструкции - МФК (Международная финансовая корпорация);
и развития); - МАР (Международная ассоциация развития).
9. Региональная организация СНГ создана 8 декабря 1991 на основе соглашения между:
+ Республикой Беларусь; РСФСР и Украиной;
- Беларусией, СССР, Украиной, Арменией и Узбекистаном;
- Молдовой, Россией, Беларусией, Украиной, Узбекистаном и Таджикистаном.
10. Высшим органом правления СНГ является:
+ Совет глав государств; - Консультативный правительственный совет
- Генеральная Ассамблея СНГ - Конференция глав государств и правительств.