Организационно-правовая форма и структура компании

Введение

Как известно, во многих странах мира страхование стало неотъемлемой чертой цивилизованной жизни. Услугами страховых компаний пользуются частные лица, государственные и коммерческие структуры, бизнесмены, крупные корпорации. Именно поэтому страхование является одним из самых мощных финансовых институтов и играет важную роль в социально-экономической жизни своих стран.[14]

Страхование как звено финансовой системы далеко не новая деятельность в современном мире. Россия накопила значительный опыт в формировании и создании собственной страховой системы государства. Существуют наглядные образцы крупнейших компаний, прошедших путь длиною в десятилетия. Это: Ингосстрах, «Росгосстрах», «Аско». Эти страховые организации приведены в пример, как лучшие образцы российского отечественного страхования. В последнее время, а именно в эпоху перехода страны на «рельсы» рыночной экономики, принято подвергать критике все то, что было до 1991 года, «эпоха застоя». Так охарактеризовано время до перестроек, реформ и перемен.

О том, что у страхования в России есть будущее, говорит отношение к нему населения страны в целом и предпринимателей. На протяжении многих лет российские потребители не считали страхование экономически эффективным способом борьбы с опасностями. Так, в 1999 г., согласно данным исследований, менее 22% населения рассматривали страхование как экономически обоснованный способ борьбы с опасностями. Однако в последнее время развитие страхового рынка и рост осведомленности населения о страховании привели к изменению ситуации. На сегодняшний день, как показывают исследования «Росгосстраха», 33% населения придерживается мнения о высокой экономической эффективности страхования.[4]

Наибольшее количество потребителей, высоко оценивающих экономическую эффективность страховых отношений, приходится на страхование каско автотранспорта и медицинское страхование - виды с наибольшим уровнем выплат. Соответственно, в ближайшем будущем на этих сегментах можно ожидать наибольшего роста операций, а значит и усиления конкурентной борьбы.[15]

В России, несмотря на все сложности становления рыночных отношений, формируется круг крупных страховых компаний. До сих пор продолжается тенденция по увеличению их удельного веса на российском страховом рынке.

Одно из ведущих мест среди первых ста по величине компаний занимает ООО «Росгосстрах».

Росгосстрах сохраняет самые высокие темпы роста активов среди крупнейших страховщиков:

♦ 2009год - 30,5 млрд рублей (рост на 34,4%),

♦ 2010 год- 50 млрд рублей (рост на 50%).

Местом прохождения практики является филиал ООО «Росгосстрах» в г Кемерово, ул. 50 лет Октября, д. 160, ИНН 783543001.

Директором филиала ООО «Росгосстрах» является Бобров А.В.

Филиал ООО «Росгосстрах» является лидером страхового рынка в регионе. Сборы страховых премий более чем в два раза превышают сборы ближайшего конкурента. Также, Компания Росгосстрах занимает лидирующие позиции в г. Кемерово и во всей кемеровской области по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) и имущественному страхованию, а также является одним из лидеров страхового рынка региона страхованию от несчастных случаев, страхованию транспорта.[13]

Таким образом, роль и стратегия Росгосстраха в развитии российского страхового рынка является актуальной темой для исследований.

Цель практики - расширение и систематизация знаний по специальным предметам на основе изучения деятельности конкретного предприятия, приобретения практических навыков, развития профессионального мышления.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи для прохождения практики:

1. подготовка к осознанному пониманию содержания работы по специальности;

2. воспитание чувства ответственности при выполнении конкретных заданий на предприятии;

3. выработка навыков применения полученных теоретических знаний на практике.
Период прохождения практики: 17.04.2012г. - 28.05.2012г.

1. Характеристика и история появления ООО «Росгосстрах»

«Росгосстрах» — крупнейшая в России страховая компания, предоставляющая широкий спектр страховых услуг частным лицам и компаниям для защиты от самых разнообразных рисков.

Российская государственная страховая компания имеет богатую историю на рынке отечественного страхования. Компания образована в феврале 1992 года и стала правопреемником Госстраха РСФСР, который был создан в 1921 году. Фактически, история Госстраха, а затем Росгосстраха - это большая часть истории развития российского рынка страховых услуг.[7]

«Росгосстрах» — единственная компания, которая располагает филиальной сетью, сравнимой по охвату с Почтой РФ и Сбербанком России.

В группу компаний «Росгосстрах» входит порядка 3000 агентств и страховых отделов, а также 400 центров урегулирования убытков, общая численность работников системы достигает 64 000 человек, в том числе более 46 000 агентов.

История развития страхования в России и компании «Росгосстрах» уходит глубоко в корни истории государства. Так, страховая деятельность в России начиналась в период правления Екатерины И. В 1781 г. императрица издает Устав купеческого пароходства, который включает постановление о морском страховании. Страхование от огня вводится также при Екатерине П. Ее манифестом от 28 июня 1786 г. учреждается Государственный заемный банк, страховой экспедиции которого повелевается производить во всех городах страхование каменных домов, состоящих в залоге в названном банке.

Начиная с 1786 года, в России устанавливается государственная монополия на страхование. Вслед за Государственным заемным банком создается Государственный ассигнационный банк, проводивший страхование на дожитие и страхование ренты.

В начале ХIХ в. (1827 г.) государственная монополия на страхование была снята. С этого времени началось бурное развитие акционерных, взаимных и земских страховых обществ, которые играли заметную роль в финансово-экономической жизни страны.

В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ. К 1890 г. доля иностранного капитала в страховом деле составила 24,4 процента. В XX веке начинается новая история страхования в России.

В 1991 году начинают осуществляться мероприятия по децентрализации единой государственной страховой компании. В соответствии с решением Коллегии Министерства финансов РСФСР от 27.02.91 г. бывшие управления Госстраха РСФСР в АССР, краях и областях преобразованы в самостоятельные юридические лица - государственные страховые фирмы. В России начинают возникать многочисленные частные страховые компании. Как правило, их возглавляют бывшие специалисты Союза и Росгосстраха.

В 1992 году решением Правительства правопреемником Госстраха РСФСР становится Российская государственная страховая компания (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1992 года №76). От имени государства учредителем выступает Госкомимущество России -держатель 100% акций компании. За ОАО "Росгосстрах" сохранен статус учредителя дочерних страховых обществ.

Возникновение вначале 90-х годов новых частных компаний вызывает необходимость объединения их в профессиональное сообщество. Поначалу в России действуют два профессиональных союза страховщиков. Но к началу 1996 года на совместном заседании союзы объединяются в единый Всероссийский Союз Страховщиков (ВСС).

В 1997 году государственные страховые фирмы преобразованы в ДСАО - дочерние страховые общества ОАО "Росгосстрах" в целях восстановления управляемости компанией. Совет директоров ОАО "Росгосстрах" разрабатывает и утверждает Концепцию развития системы на 2000-2005 гг. Начата организационная, финансовая и информационная консолидация компании. Восстановлен рост объема страховой премии, собственных средств, чистых активов, инвестиционного дохода и иных важнейших показателей.

14 августа 2001 г. в страховых организациях системы Росгосстраха начинается прием заявлений граждан по выплатам предварительной компенсации по договорам, заключенным до 1 января 1992 г.

Начинается поэтапная приватизация компании, в результате которой 49% акций ОАО "Росгосстраха" приобретает консорциум частных инвесторов во главе с ведущей отечественной инвестиционной компанией "Тройка Диалог". 22 марта 2002 г. Варданян Рубен Карленович назначен Генеральным директором Открытого акционерного общества "Российская государственная страховая компания" (ОАО "Росгосстрах").

8 августа 2002 года 48 крупнейших страховых компаний страны, в том числе Росгосстрах, учреждают Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Это - общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В декабре 2002 г. решением Совета директоров ОАО "Росгосстрах" создан Общественный Совет. Все 10 межрегиональных и региональных центров РГС наряду с ОАО "Росгосстрах" становятся членами Российского союза страховщиков, а затем получают лицензии Минфина РФ на право проведения ОСАГО.

1 июля 2003 года вступает в силу Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В 2003 году Росгосстрах подтверждает свои лидирующие позиции на рынке классического страхования жизни, становится безусловным лидером по обязательному страхованию авто гражданской ответственности (более 50 процентов рынка) и по темпам технологического развития на страховом рынке России. Росгосстрах становится самым узнаваемым брендом из российских страховых компаний.

Организационно-правовая форма и структура компании

«Росгосстрах» — крупнейшая в России страховая компания, предоставляющая широкий спектр страховых услуг частным лицам и компаниям для защиты от самых разнообразных рисков.

Сегодня Группа компаний "Росгосстрах" представляет собой вертикально интегрированный холдинг. Он включает ОАО "Росгосстрах", три крупных региональных компании и семь межрегиональных страховых компаний, организованных по принципу построения федеральных округов. В их составе работают 76 республиканских, краевых и областных филиалов, более 2300 агентств и страховых отделов.

Государство по-прежнему сохраняет блокирующий пакет акций, что обеспечивает компании дополнительную надежность. Кроме того, через участие в деятельности Росгосстраха как систем образующей компании государство воздействует на формирование целой отрасли экономики страны.[10]

Головной компанией группы является Открытое Акционерное Общество «Росгосстрах». Она определяет направления стратегического развития как всей компании в целом, так и отдельных подразделений. Вся система работает по единым корпоративным стандартам управления, применяет универсальные страховые технологии.[12]

Высший орган правления – общее собрание акционеров.

Наряду с Общим собранием акционеров, составной частью системы управления является Совет директоров, избираемый ежегодно решением годового Общего собрания акционеров.

Единоличный исполнительный орган - генеральный директор, избираемый решением Общего собрания акционеров и возглавляющий Исполнительную дирекцию Общества.

Совет директоров, являясь коллегиальным органом управления, осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных Уставом к компетенции Общего собрания акционеров и не переданных ему решением Общего собрания акционеров. Совет директоров формируется и действует в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», Уставом Общества и внутренними документами Общества – Положением о Совете директоров, утвержденным решением Общего собрания акционеров, и Регламентом заседаний Совета директоров, утвержденным решением Совета.

Положение о Совете директоров определяет статус и компетенцию Совета, устанавливает порядок его формирования и деятельности, права и обязанности Директоров, а также определяет порядок выборов и деятельности Председателя Совета директоров, назначения и деятельности секретаря Совета директоров.

На 1 августа 2009 года совокупный уставный капитал системы Росгосстрах составлял 985,7 миллионов рублей. В настоящее время в компании работает свыше 97 тысяч сотрудников, в том числе более 60 тысяч страховых агентов. Центральный офис Компании представляют более 400 высокопрофессиональных специалистов разных сфер деятельности.

Центральный офис компании осуществляет административное и методическое руководство региональными подразделениями (Региональными обществами и их Филиалами). Основные задачи сотрудников Центрального офиса - определение направлений стратегического развития как Системы в целом, так и отдельных подразделений, планирование, контроль и экспертная поддержка региональных подразделений.

Система Росгосстрах организована по территориально-матричному принципу. Это означает, что у каждого работника есть две линии подчинения: административная (в рамках того территориально-определенного структурного подразделения, в штате которого числится работник) и функциональная (в рамках тех функций, которые осуществляет работник).

Кемеровский филиал компании «Росгосстрах» занимает лидирующие позиции среди страховых компаний Кемеровской области и имеет самую разветвленную сеть в регионе - 22 страховых отдела и центр урегулирования убытков.[11]

Сегодня Росгосстрах - это динамично развивающаяся организация, с формирующейся корпоративной и профессиональной культурой. Приоритетными задачами на ближайшие 2 года являются реализация бизнес-плана по ОСАГО, реорганизация филиальной сети, выстраивание системы продаж, внедрение современных информационных технологий и систем финансовой отчетности, а также обучения и переподготовки персонала. Главный потенциал Компании - ее сотрудники. Управление Компанией основано на использовании современных методик, обеспечивающих высокое качество коммуникации, творческий подход и командную работу.

3. Цели и миссия ООО «Росгосстрах»

Миссия звучит так: защита благосостояния людей путем предоставления им доступных и отвечающих их потребностям страховых услуг.[12]

Миссия определяет главные принципы работы компании Росгосстрах:

1. Ответственность и честность.

2. Нацеленность на долгосрочные и взаимовыгодные отношения с клиентами.

3. Обеспечение надежности, эффективности проводимых страховых сделок.

4. Соблюдение деловой этики.

5. Комплексное и качественное обслуживание клиентов.

6. Предоставление широкого спектра страховых услуг.

7. Повышение уровня страховой культуры в стране.

8. Современные методы управления.

9. Интенсивное внедрение новейших информационных технологий.

10. Формирование новых каналов продаж.

11. Создание системы обучения и постоянное повышение квалификации сотрудников.

Главная цель ООО «Росгосстрах» — стать абсолютным лидером российского рынка страхования, закрепить репутацию надежной, солидной и динамично развивающейся компании.

Наши рекомендации