Тема 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР (1917-1939 гг.)
Первый внешнеполитический документ советской власти — Декрет о мире — имел практическое (выход из войны) и агитационно-политическое (дать импульс революционному движению в западных странах, стимулировать мировую революцию) содержание. В декрете о мире отражены основные внешнеполитические приоритеты новой власти: стремление к миру, к мирному существованию и курс на мировую революцию. Очевидна противоречивость этих внешнеполитических принципов.
Заключение Брестская мира вывело Советскую Россию из I мировой войны, но одновременно означало поражение надежд на мировую революцию. В годы гражданской войны советское государство во внешнеполитической деятельности стремится добиться мира для своего народа. Одновременно были периоды реанимации надежд на мировую революцию (особенно когда Красная Армия подходила к Варшаве), которые вновь не оправдались. Переход к нэпу усилил прагматическую ориентацию во внешней политике руководства страны: мирные условия были необходимы для восстановления народного хозяйства, для упрочения власти.
Изучая вопросы внешней политики СССР в 20-30-е годы следует учитывать, что из-за противоречивости ее основных принципов (ориентация на мирное сосуществование и курс на мировую революцию) отношения СССР с зарубежными странами развивалась не ровно. И все же главным вектором этого развития было постепенное укрепление позиций СССР на международной арене, рост его влияния как великой державы. Основные причины этого: 1) объективные потребности мировой экономики, т. к. выпадение СССР из мирового хозяйства болезненно сказывались в капиталистических странах; 2) ослабление классово-идеологического компонента внешней политики СССР: но мере уменьшения надежд на мировую революцию усиливались прагматические ориентации на мирное сосуществование с капиталистическим миром.
В 1920-1921 гг. Советское государство вышло из дипломатической изоляции, подписав мирные договоры со своими западными соседями (кроме Румынии), нормализовав отношения со своими южными соседями (кроме Китая), заключив с ними дружественные договоры на равноправной основе, питая надежду стимулировать национально-освободительное движение (суть восточной политики СССР). В 1922 году Советская Россия участвовала в работе международной конференции в Генуе, во время которой заключила Рапальский договор с Германией.
1924 год ознаменован признанием СССР крупными капиталистическими державами, кроме США (полоса дипломатического признания СССР: к середине 20-х годов он поддерживал официальные отношения более чем с 20 странами мира).
Опираясь на документы, следует объяснить неровность межгосударственных отношений СССР (полоса признания и периоды напряженности). Следует учитывать, что до 1933 г. во внешней политике СССР делалась ставка на обострение межимпериалистических противоречий, которые, считалось, приведут к революционному взрыву. В то же время СССР старательно избегал политики, которая могла бы привести к военному конфликту: стране нужен был мир для развития экономики, упрочения политической системы. Ближе к середине 30-х гг. сделана ставка на создание системы коллективной безопасности. Новый курс позволил СССР добиться некоторых успехов на международной арене (признание США, вступление в Лигу Наций, заключение договоров о взаимопомощи с Францией и Чехословакией и т. п.).
Опираясь на исторические документы и факты, важно разобраться в причинах усиления внешнеполитической изоляции СССР и переориентации внешней политики в условиях предвоенного политического кризиса.
1-ое занятие
1. Внешняя политика Советской России в 1917-1920 гг. (формирование принципов, внешнеполитические приоритеты).
2. Выход Советской России из внешнеполитической и экономической изоляции. "Восточная'' политика. (1920-1921).
3. Участие в международных конференциях (Генуя, Гаага, Москва, Лозанна). Рапальская политика.
4. Полоса дипломатического признания СССР и периоды конфронтации (середина 20-х гг.).
5. Внешнеполитическое положение СССР и направление его внешней политики в конце 20-х-30-е гг.
а) Усилия по упрочению мира и разоружению.
б) Внешнеполитическая деятельность в условиях расширения агрессии фашист
ской Германии и ее союзников. Участие в гражданской войне в Испании.
6. Мюнхенская политика западных держав и нарастание положения изоляции СССР. Военные конфликты на Дальнем Востоке.
Источники
1. Год кризиса. 1938-1939. Документы и материалы: В 2 т. М., 1990.
2. Документы внешней политики СССР. Т. 1-23. М., 1957-1998.
3. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.
4. История Отечества в документах. 1917-1993. Хрестоматия: В 4 ч. Ч. 2. М., 1994.
5. Майский И.М. Воспоминания советского дипломата. 1925-1945. М., 1987.
6. Накануне. 1931-1939. Как мир был ввергнут в войну. Краткая история в документах, воспоминаниях, комментариях. М., 1991.
7. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси-России-СССР за 1000 лег в именах, документах, фактах. Выи. 2. Воины и мирные договоры. Кн. 3. Европа в I и XX в. Справочник. М., 1998.
8. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Выи. 2. 1921 1932. М.. 1979: Вып. 3. 1933 1941. М., 1980.
9. Хрестоматия но истории СССР. 1917 1945. М., 1991.
10. Хрестоматия по истории России. 1917 1945. М., 1995.
11. Хрестоматии по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.
Литература
- Аблова Н.Е. История КВЖД и российская эмиграция в Китае (I половина XX в.). Мн., 1999.
- Ахтамзян А.А. Ранальская политика. М., 1974.
- Маргойт С.А. История побед и поражении советской внешней политики. 1917 -1939. М., 1993.
- Новиков М.В. СССР. Коминтерн и гражданская война в Испании. 1936-1939. Кн. 1-2. Ярославль, 1995.
- Нежинский Л.Н. Была ли военная угроза ("ССР в конце 20-х-начале30-х гг.? //
История СССР. 1991. № 6: Внешняя политика Советского государства в
1917— 1921 гг.: Курс на мировую революцию пли мирное существование? //
История СССР. 1990. № 6. - Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1931–1941. М., 1992.
- Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917- 1991. / Под ред. А.О. Чу-барьяна. М., 1993.
- Хайцман В.М. СССР и проблема разоружения (между 1 и II мировыми войнами). М.. 1959: Советский Союз. Разоружение. Мир, события, факты. 1917–1962. М., 1962.
- Шишкин В.А. Цепа признания. СССР и страны Запада в поисках компромисса (1924-1929). СПб., 1991.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Выполнение контрольной работы по курсу «Новейшая история восточных славян (история России и Украины)» предусмотрено учебным планом и является составной частью самостоятельной работы студента-заочника по изучению указанного курса и подготовке к сдаче экзамена.
Контрольная работа выполняется письменно в объеме одной школьной тетради и защищается устно в форме собеседования с преподавателем в течение семестра в дни консультаций или накануне сессии. Студент, не выполнивший контрольную работу или не защитивший ее, к экзамену (или зачету) не допускается.
Темы контрольных работ на каждый год указываются преподавателем. План контрольной работы, ее структура продумывается и составляется студентом самостоятельно. Перечень литературы к темам имеет рекомендательный характер и не является исчерпывающим. Студенту не следует ограничиваться только теми публикациями, которые названы в перечне литературы к теме. При выборе темы контрольной работы студенту-заочнику полезно учитывать наличие источников и литературы по ней в местных библиотеках, свои возможности найти и получить необходимую для выполнения контрольной работы литературу.
Важнейший этап при подготовке контрольной работы — изучение научной литературы и источников по избранной теме. Рекомендуется начать с доступных учебных пособий, хрестоматий, учебников для вузов. С учетом тех изменений, которые произошли в последнее десятилетие в освещении советского периода истории России, предпочтение следует отдавать учебной литературе, вышедшей в 90-е гг. Во всяком случае недопустимо ограничиваться изданиями только советского периода, т.е. вышедшими до начала 90 гг. Имеющийся сегодня плюрализм мнений, различия во взглядах авторов исторических исследований, различный подход к освещению и оценке многих исторических личностей, событий, явлений новейшей истории восточнославянских стран периода 1917–1939 гг. большое количество учебных пособий зарубежных авторов, написанных в разные годы, требуют от студента критического подхода к ним, продуманной аргументации своей (или избранной) точки (рения, умения вести научную полемику. Разумеется, это потребует дополнительного обращения к опубликованным документам. их изучения и анализа.
Такой же подход потребуется при изучении рекомендуемой и имеющейся в библиотеках научной литературы и источников (статей, монографий, сборников документов, воспоминаний, статистических данных и т. д.), в т.ч. и опубликованных в периодических изданиях (исторические и общеполитические журналы, газеты).
В процессе изучения и сбора материала по избранной теме следует наметить план контрольной работы, который окончательно формируется перед ее написанием. Контрольная работа должна включить как минимум: I) название темы; 2) план (2-3 и более главы /раздела/); основную часть, т.е. содержание глав, которое должно максимально полно раскрыть тему, включать выводы по изложенному историческому материалу; 4) списка изученных и использованных источников и литературы.
Контрольная работа должна быть написана грамотно, четко, разборчивым почерком, с выделением абзацев, глав (пли разделов). Страницы следует пронумеровывать и обязательно оставлять поля для замечаний. Цитаты, факты, цифровой материал, приведенные в контрольной работе, обязательно должны иметь ссылки на источники, из которых они взяты. Ссылки делаются в конце страницы пли в конце работы с соблюдением установленных правил. Работа должна быть подписана студентом. В конце ее ставится дата выполнения.
Преподаватель учитывает степень полноты раскрытия темы, логику изложения, аргументирование выводов. Особое внимание обращается на культуру оформления.
Основные требования, предъявляемые к содержанию контрольной работы: I) всестороннее освещение и анализ основных вопросов рабочего плана; 2) выводы должны быть логичны и аргументированы; содержание контрольной работы должно свидетельствовать о знании исследовательской литературы и источников по избранной теме.
Наиболее типичные недостатки контрольных работ: 1) компилятивный характер, отсутствие последовательности и логичности в изложении; 2) содержание контрольной работы ограничено материалом учебных пособий и учебников: 3) описательный характер, без должного анализа и обобщения; небрежное оформление работы (текст написан неразборчивым почерком, изложенный материал не имеет плана, фрагментарен, неправильно оформлены ссылки, неправильно оформлена библиография: 4) фактические и грамматические ошибки.
При серьезных недостатках и ошибках работа возвращается студенту. Повторная работа представляется при наличии первого варианта. При успешной сдаче в зачетной книжке делается соответствующая запись, которая служит основанием для допуска к сдаче зачета пли экзамена по курсу.