Иная версия эволюции общества была предложена немецким философом и экономистом К. Марксом (1818-1883).
Он исходил из того, что люди не свободны в выборе форм общественного развития. Их выбор объективно обусловлен степенью развития производительных сил и характером производственных отношений, которые они застают при рождении.
Эти факторы материального производства составляют основу человеческого общества, обеспечивают его прогресс. Изменения в развитии производительных сил приводят к новому разделению труда, новым формам собственности, порождают определенные формы обмена и потребления. К. Маркс считал, что политика и ее институты (право, государство) не имеют самостоятельного характера, а являются производными от экономической структуры общества. Политические институты выражают интересы класса-собственника. На этом основании он выдвинул идею о необходимости слома буржуазного государства как органа политического господства капиталистов-собственников, а в исторической перспективе (когда будет полностью преодолено социальное неравенство как источник тех конфликтов в обществе, которые и призвана разрешать политика) - ликвидации всякого государства вообще. На его место, по мысли К. Маркса, придет народное самоуправление во всех сферах общественной жизни. Это, в свою очередь, предполагает, что на смену политике в качестве регулятора жизни людей вновь должна прийти мораль, но уже впитавшая в себя все общечеловеческие нравственные ценности, прошедшие проверку историей.
Политическая мысль в истории Украины
Процесс формирования социально-политической мысли украинского народа начался еще в Киевской Руси в IX-XI вв. Не смотря на то, что она формировалась под влиянием взглядов античных и особенно византийских авторов, она, тем не менее, отличалась самобытностью и была направлена на решение вопросов политики, религии и морали, осознание места человека и украинского народа в мире. В социально-политических взглядах мыслителей Киевской Руси утверждаются социально-политические концепции, в которых содержится главная идея - объединение всего восточного славянства в единую державу. Впервые ее обосновал Киевский митрополит Илларион. В своем произведении "Слово о законе и благодати", он высказывает такие основные идеи: -величия и славы древнерусского народа, создавшего свое государство; -экономической, политической и культурной независимости Киевской Руси; -равенства всех народов, принявших христианство. Вопрос о роли государства, о единении всех славян, общей основе их происхождения ставят авторы знаменитой "Повести временных лет" - монах Киево-Печерского монастыря Нестор и иегумен Выдубецкого монастыря Сильвестр. Основная политическая идея - величие, единство и независимость Киевской Руси. В летописи предпринята попытка объяснить происхождение государственной /княжеской/ власти взаимной договоренностью /легенда о призвании варягов/. Поскольку государство имеет договорное происхождение, оно должно беспокоиться о добродетели, целомудрии, высокой нравственности своих жителей и карать злых людей. Князья не подчиняются народу, а должны поступать по воле бога, поскольку государство имеет еще и божественное происхождение. История сохранила еще несколько памятников социально-политической мысли Киевской Руси. В "Поучении Владимира Мономаха" излагаются правила высокой личной и общественной морали, провозглашается идея правосудия великого князя. Владимир требует от сынов всегда придерживаться норм законодательства, справедливости и правосудия. В произведении содержится идеальный образ русского князя - политика, воина, государственного деятеля и монарха. Значительную роль в развитии политической мысли сыграло "Слово Даниила Заточника" /начало XII в./. В нем сильны социальные мотивы: в обществе существует социальное неравенство; положение человека определяется не разумом и способностями, а богатством. При этом автор высмеивает тупоумие и ограниченность феодалов. Чтобы ликвидировать социальную несправедливость, нужна сильная княжеская власть. Большое значение в развитии государственно-политической мысли Киевской Руси имело "Слова о полку Игоревом" /ХII в./, в котором важное место занимала идея необходимости политического объединения русских земель и прекращения междоусобной борьбы. Важной вехой в утверждении традиций украинской государственности была политическая деятельность князя Галицко-Волынского княжества Данила Галицкого /1200-1264/. При нем создавалась модель государственного управления, которая ни в чем не уступала европейским институтам. Было много сделано для ограничения произвола светских и церковных феодалов, укрепления верховной власти, осуществлена ориентация на Европу и предприняты попытки ее объединения, для совместной борьбы против татаро-монголов, что нашло отражение в "Галицко-Волынской летописи" /ХII в./. В целом же для украинской политической мысли эпохи Киевской Руси характерными чертами являются: склонность к индивидуальной свободе /отсутствие рабства, вольный переход из сословия в сословие /, народоправие в публичной жизни /народное вече, выборы князя, подписание договора с ним, существование самоуправления), зачатки федерализма (удельные княжества). В Х!У –ХУ вв. украинские земли стали добычей литовских, польских и венгерских феодалов, турок, крымских татар. Это тормозило развитие украинской культуры и социально-политической мысли. Стихийная борьба украинского народа породила на свободных землях Нижнего Приднепровья казачество со своей военно-административной организацией, государственным устройством, политическими отношениями, властью, демократией, свободой, правом. В XVI-XVII в.в. по Украине прокатывается мощная волна крестьянско-казацких восстаний под руководством К.Косинского, С.Наливайка, М.Жмайла, Тараса Трясила, И.Сулимы, П.Павлюка, Я.Острянина против социального гнета и колонизации. Эта борьба обусловила появление национально-культурного движения, получившего отражение в деятельности добровольных церковных объединений - братств. Братства возглавили движение за социальные и национальные права украинского народа, развернули антикатолическую пропаганду и культурно-просветителъскую деятельность. Важное значение в формировании и развитии украинской политической мысли сыграла украинская полемическая литература. Зачинателем и пропагандистом ее был первый ректор острожской школы Герасим Смотрицкий. Он разоблачал коварство папы римского и иезуитов, клеймил позором феодалов, пробуждал чувства патриотизма и национального достоинства украинцев, призывал бороться с польским и иезуитским засильем. Среди полемистов выделяется Христофор Филарет со своим произведением "Апокрисис". Его социально-политические взгляды включают идеи общественного договора и естественного права, ограничения власти монарха законом, признание прав и свобод подданных, основанных на требованиях "права и божьего и прирожденного". Идеи "Апокрисиса" были направлены против социального и религиозного угнетения украинского народа как иностранными, так и "своими" феодалами. Значительное место в развитии социально-политической мысли принадлежит Ивану Вышенскому /конец XVI-начало XVII в./. Социальный идеал он рисует, исходя из своего учения о "истинной церкви", идеализируя раннехристианскую общину. Но в этой социальной утопии четко прослеживается требование социального равенства для всех людей. Значительный вклад в развитие украинской политической мысли внес Богдан Хмельницкий. В его письмах, универсалах, других документах обосновывается идея борьбы против польских магнатов, папы Римского, униатской церкви, за автономию Украины в составе России. Он не представлял себе общественного строя без сословных привилегий, без подданных и господ. Его идеал общественного устройства строился по типу Польши: сословное государство, опора которого - шляхетство, военнослужащее сословие, на привилегированное положение которого претендовало украинское казачество, прежде всего казацкая старшина. Значительную роль в утверждении политических, социально-экономических и культурных ценностей Украины в XVII-XVIII в.в. сыграла Киево-Могилянская академия, профессором и ректором которой был выдающийся ученый - Феофан Прокопович. Суть разработанной Прокоповичем теории просвещенного абсолютизма состояла в обосновании приоритета светской власти над духовной, подчинении церкви государству, секуляризации /изъятии/ церковных и монастырских земель. Абсолютный монарх как верховный носитель государственной власти ставится над всеми законами. Но на троне должен обязательно сидеть просвещенный монарх, который может обеспечить развитие науки, искусства, ремесел и мануфактур. Впервые принцип демократизма нашел свое юридическое оформление в чрезвычайно важном историческом документе "Договоре и Конституции", который подписали 16 апреля 1710 г. в г.Бендеры Гетьман Ф.Орлик и Кошевой атаман К.Гордиенко. И хотя эта конституция не была реализована, она, при всей своей ограниченности, имеет огромное значение как документ, который впервые в истории Украины юридически зафиксировал положения, которые регламентируют взаимоотношения гетьмана и народа, закрепляют социальные и политические "вольности'' запорожцев и старшины. Все остальные сословия украинского народа стоят ниже казачества, которое обособляет в себе вооруженную силу и исполнительную власть. Активными творцами социально-политической доктрины украинского Просвещения XVIII в. были Я.Козельский, С.Десницкий, В.Каразин, П.Лодий. Они провозглашали феодально-крепостнические отношения несправедливыми, противоречащими нормам права. Просветительная идеология стала идеологией "естественных, прирожденных прав" человека. Важное место в ней занимала договорная теория государства и общества (теория общественного договора), где народ и государственная власть - равноправные стороны. Поэтому ликвидация договора и подписание нового вполне допустимо. Просвещение и моральное осуждение общественным мнением деспотических порядков - основные способы борьбы за утверждение общественного договора. Они полагали, что равенство состоит в признании равенства людей перед законом, выступали за уничтожение классовых и сословных привилегий, но не самих классов. Политическая свобода и равенство органично связано с правом собственности. Нарушение права свободы или равенства приводит к нарушению права собственности и наоборот. Позиции просветителей имели специфические особенности, но они все сходились на том, что решающую роль в обществе играют законы, направленные на достижение общего блага. Не имеет особого значения государственная форма правления - монархия или республика, были бы разумные, законные правители. Поэтому они требовали утверждения обстоятельного законодательства и справедливого правосудия, направленного против своеволия и произвола. Кризис феодально-крепостнических отношений и вызревание в их недрах капиталистических, обусловил появление в 40-е годы XIX века новых социально-политических идей. В конце 1845 г. – начале 1846г. в Украине возникло тайное Кирилло-Мефодиевское братство, организованное Н.Костомаровым, М.Гулаком, В. Белозерским, позже в него вошли П.Кулиш , О.Маркович, Т.Шевченко. Всех их объединяла идея славянской республиканской федерации. Товарищество отстаивало идеалы свободы , равенства и братства для украинского и других славянских народов, находящихся под социально-экономическим, политическим и национальным гнетом. Оно отбрасывало все формы угнетения, выступало против царизма и самодержавного строя, крепостного права и угнетения человека и народа. Осуществить свои идеалы Кирилло-Мефодиевское товарищество считало возможным путем реформ, мирной пропаганды, воспитания, литературной деятельности. Особую позицию в этом вопросе занимал Т.Шевченко, Он первым в украинской политической философии обосновал неизбежность и необходимость крестьянской революции, конечной целью которой должно быть установление демократической республики. Выдающее место в истории общественно-политической мысли в Украине второй половины XIX в. занимает деятельность М.Драгоманова (1841-1895г.). В его лице украинское общество получило мыслителя, который впервые поднял украинский вопрос на европейский уровень и поэтому может по праву считаться "отцом украинской политологии". М.Драгоманов унаследовал традиции Кирилло-Мефодиевского товарищества, что нашло отражение в программе "Громада" (1880г.), которую подписали М.Драгоманов, С.Подолинский, М.Павлик. Все они стояли на автономно-федеративных позициях в решении социальных, экономических и политических вопросов, считая, что государственная централизация несет много зла и должна уступить место другим, лучшим формам общественного строя. Выступая за автономно-федеративное устройство, М.Драгоманов подчеркивал, что автономия политическая и национальная возможна и без государственной обособленности. Он полагал, что национальные права могут быть осуществлены на основе политических свобод, "чем больше политических свобод, тем больше национальных прав". Противопоставляя идеям сепаратизма идею автономии и федерации, Драгоманов разработал программу национально-культурной автономии. Чрезвычайно самобытным и оригинальным мыслителем был поэт, писатель, философ, революционер-демократ И.Франко(1856-1916г.). В социальной революции он видел коренное изменение всей системы социально-экономических и политических отношений. При этом он предполагал спокойное развитие революции, соответственно материальной и духовной культуры народа. Чем более развит народ, тем меньше возможностей для кровопролития и насилия. Революция, по Франко, приведет к социализму, при котором государство в старом значении слова, исчезнет. Державу и политику заменит деятельность самих громад. И.Франко отмечал, что гражданско-федеративный принцип охраняет и гарантирует свободу личности и громады, определяет их права и обязанности. Концепция украинской державности во всей ее исторической полноте была разработана Михаилом Грушевским (1866-1934гг.), которому суждено было стать и первым в истории президентом Украинского государства. Для его политологических взглядов характерно: -научное (а не идеологическое) обоснование правомерности украинского народа иметь свое государство; -не фетишизация государственной самостоятельности, а понимание ее как способа в достижении главной цели - "блага народа и каждого гражданина"; -создание украинского государства как родины всех народов, которые проживают на Украине; -строгое и постоянное сравнение идеала (государственного суверенитета) с условиями и возможностями его реализации; -создание социального государства, основная функция которого состоит в обеспечении общественного блага и общественной пользы, это гуманистическая держава людей и для людей. Развитие политической науки в Украине связано с 20-ми годами и именами В.Липинского, Д.Донцова, М.Хвылевого, В.Виниченко. В.Липинский утверждал, что только собственная держава, созданная украинской нацией на своей этнографической территории, спасет ее от развала и правовой анархии. Основная мысль, которая выражает его политическое кредо - никто не создаст нам Украинского государства, если мы сами его не создадим, и никто не сделает нас нацией, если мы сами нацией не желаем быть. Согласно концепции Липинского, только государство должно объединить жителей территории в органическую целостность. Для консолидации нации необходима сильная рука в лице одной личности (наследственного монарха), которая олицетворяет в себе идею суверенности и независимости, возглавляет оборону и государственную администрацию, но власть которой была бы ограничена двумя законодательными палатами, где высшей была бы палата - Трудовой Совет государства. Эта концепция "трудовой монархии" явно бесперспективна, что подтвердилось в жизни. Один из основных тезисов В.Липинского состоит в том, что государство можно создавать по инициативе народной аристократии, под которой он понимал активное меньшинство, которое объединяет наилучших членов всех классов. Собственное государство возможно, но мнению Липинского, только на почве компромисса между классами украинского общества во имя желаемого всеми законного строя и спокойного труда. Липинский полагал, что географическое положение Украины, общее историческое прошлое, общие экономические интересы требуют, чтобы Украина, как отдельное независимое и национальное государство, совместно с Россией и Беларусью создали военный и экономический союз и совместно с ними искали себе союзников в Европе. В отличие от В.Липинского, в центре внимания Д.Донцова была нация. В 1926 году он издал работу "Национализм",в которой рассматривал национализм как мировоззрение, стимулирующее все начинания и устанавливающее взаимоотношения со всеми странами внешнего мира. Для расширения и укрепления украинского национализма, по мысли Донцова, необходимо было превратить украинца в человека, который бы с религиозной любовью подходил к своей нации и считал бы моральным и этичным только то, что усиливает и укрепляет нацию. Наряду с поиском решения проблемы национального, государственного возрождения на путях монархизма и национализма, были попытки разрешить эту проблему и на почве социалистических преобразований. Так М.Хвылевый все свои усилия направил на то, чтобы придать коммунистическому мировоззрению национальное содержание. Для этого, считал он, необходимо пробудить самосознание украинцев, которым был привит комплекс рабства. Чтобы освободить украинского человека и украинскую культуру от наслоений рабства, необходимо стремиться к идеалу европейского человека - человека-гражданина, творца истории, создателя культурных, общественных и политических ценностей. Отсюда призыв к украинцам ориентироваться на Европу, а не на Россию. Естественным следствием таких взглядов был вывод о необходимости создания национальной культуры и о борьбе двух культур - русской и украинской. Взгляды В.Винниченко - писателя, драматурга, видного политического деятеля - первого председателя правительства (Генерального Секретариата) Украинской Народной республики претерпели сложную эволюцию. В 1917 году при определении национально-государственного устройства он исходил из интересов строительства социализма, считал, что для социалистов национальное развитие - необходимое, естественное условие и способ приближения человечества к высшим формам социальной жизни. Идеал украинской демократии он видел в федерации российской республики и участия в ней Украины "как родного с другими государственного тела". В 1920 г. в своем труде "Возрождение нации", Винниченко пришел к выводу, что наилучшей формой развития революции каждой нации есть полная государственная независимость, в добровольном союзе со всеми социалистическими государствами против мировой буржуазии. В.Винниченко отмечал, что возрождение украинской нации осуществлялось и будет осуществляться в гармонии с социальным освобождением. Чем "левее" будет социально-политический режим в Украине, тем более он будет содействовать национальному возрождению украинского народа В 1949 г. осмысливая уроки украинской истории, в работе "Завещание борцам за освобождение" он писал, что украинское государство есть, его создал украинский народ. Но существующая украинская государственность не может удовлетворить потребности национального возрождения. Она не самостоятельная, покалеченная, изувеченная, ограблена и замучена, но она есть. Она живет, бережет в себе силы, которые содержат в себе идею "самостийности" и при определенных условиях осуществят ее. В начале ЗО-х годов ростки политической мысли были задушены. В стране на долгие годы установился тоталитаризм, которому политология как наука была не нужна и развивалась как идеология. Политология как наука, в том числе и украинская, развивалась только за границами СССР в зарубежных научных центрах, созданных украинской диаспорой и эмиграцией. Распад СССР и провозглашение Украины суверенной республикой в 1991 г. создал качественно новые условия для развития отечественной науки о политике, с учетом всего мирового опыта в этой отрасли знаний.