Политические права и свободы
Вторая группа конституционных прав граждан – это политические права и свободы, определяющие формы и пределы участия граждан в делах общества и государства.
В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием человека гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права «каждому», а политические «гражданам».
Естественный характер прав гражданина вытекает из следующей конституционной нормы: «Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через представительные органы в формах и пределах, определенных Конституцией» (ст. 3). Власть народа проявляется также во всех элементах и субъектах политической системы общества (ст. 4, 5).
Конституция Республики Беларусь закрепляет большой объем политических прав и свобод граждан, реализация которых позволяет им более активно участвовать в осуществлении политической власти. В первую очередь это право на информацию. Статья 34 Конституции гарантирует право на получение, хранение и распространение полной достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Государственные органы, общественные объединения должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Право на информацию является одним из фундаментальных прав человека, призванных обеспечить не только его личные интересы, но и участие в делах общества и государства. Под свободной информацией понимают информацию, связанную с процессом познания и свободно циркулирующую между различными материальными носителями (например, передаваемое по радио сообщение либо опубликованная статья). Свободная информация представляет собой наиболее распространенное как в науке, так и в обыденном применении значение термина информация, поскольку именно с ним отождествляется содержательный аспект информации, фигурирующий как сведения. В деятельности этих органов государства должна быть присуща информационная открытость, призванная обеспечить доступность для личности информации, представляющей общественный интерес или затрагивающий личные интересы человека, систематическое информирование граждан о подготовляемых и принятых решениях.
Открытость и гласность государственной службы, прежде всего, предполагает возможность доступа всех заинтересованных лиц к информации о деятельности государственного аппарата. Осведомленность граждан создает возможность их активного участия в управлении государством, т.е. способствует росту социальной активности, что является нормой для любого демократического государства. Гражданам должны быть доступны материалы о деятельности государственных органов (стенограммы, протоколы заседаний и т.п.), при условии, что в них нет сведений, содержащих государственную тайну.
Право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, свободного, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст. 38 Конституции) – право, которое подробно регламентируется в Избирательном кодексе Республики Беларусь.
Определяя место избирательных прав в системе общей системе прав и свобод личности, прежде всего следует отметить, что термин «избирательные права», употребляемый именно во множественном числе, включает в себя целый комплекс самостоятельных, но одновременно взаимосвязанных друг с другом прав и свобод: а) право избирать (активное избирательное право); б) право быть избранным (пассивное избирательное право); в) право участвовать в выдвижении кандидатов; г) право участвовать в предвыборной агитации; д) право участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий; е) право участвовать в иных избирательных действиях и т.д.
В соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой граждане имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах, что подробно нашло закрепление в Законах о государственной службе, о прокуратуре, милиции, о судоустройстве и статусе судей и других нормативных правовых актах государства.
Действующее законодательство Республики Беларусь четко устанавливает организационно-правовые формы, в которых осуществляется государственная служба и ограничивает круг лиц, которые обладают статусом государственных служащих.
В соответствии со ст. 37 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право сами участвовать в решении государственных дел, а также через свободно избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами. Более подробно право на непосредственное участие регулируется Избирательным кодексом Республики Беларусь и другими нормативными правовыми актами.
Каждому предоставляется право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, а последние обязаны рассмотреть их и дать ответ по существу в определенный законом срок. Данное право можно реализовать в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан». Однако данный законодательный акт не в полной мере регулирует эту область общественных отношений. Например, не конкретизирована ответственность должностных лиц за нарушение положений Закона.
В Конституции Республики Беларусь 1994 г. сохранены свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь (ст. 35).
Каждый имеет право на свободу объединений. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Данные ограничения соответствуют нормам международного права и установлены для обеспечения независимости и объективной деятельности указанных должностных лиц. В принципе любая общественная и трудовая деятельность не только накладывает на человека определенные обязанности, но и ограничивает его права. Но есть сфера деятельности человека, которая напрямую связана с ограничением значительной части индивидуальных прав. Это, прежде всего государственная служба, поступая на которую индивид сознательно отказывается от части своих гражданских прав. Этот отказ государство компенсирует чиновнику морально – статусом государственного служащего – и материально – стабильностью положения (как правило, пожизненным наймом), окладом, высокой пенсией, социальными льготами. Помимо гражданских прав частично ограничиваются и естественные права (право на предпринимательскую деятельность, например). Кроме того, система государственного управления жестко иерархична, требует безусловного подчинения вышестоящему начальству и т.д. Однако эти все потери компенсируются обществом морально и материально.
Впервые гражданам Республики Беларусь в количестве не менее 50 тыс. человек предоставлено право законодательной инициативы (ст. 99 Конституции).