Причины «экономоцентризма» в оценке внешнеэкономической политики государств и развития мировой экономики.

Зависимость внешней политики от внутриэкономического развития государства в конце 19 – начале 20 века складывается из 3 составляющих:

1. С начала 20 века успех в военных действиях стал зависеть от уровня экономического развития (поражение Германии в первой и второй мировых войнах).

2. 20 век ознаменован политическим пробуждением населения (демократизация, провозглашение прав и свобод человека). В этой связи государство стало обеспечивать достойный уровень жизни населения, и внешняя политика должна была тоже следовать в том же направлении.

3. Глобализация. Национальные государства перестали контролировать некоторые сферы (высокие технологии, финансы, энергетика), а развитие государства стало определяться местом государства в мире и конъюнктурой мирового сообщества. Мощь страны стала ставиться в зависимости от ее экономического развития. Произошло усиление ранее отстающих стран (Японии, Китая) и упадок сильных держав (СССР).

Природа мировой экономики структурно отличается от структуры мировой политики.

Мировая политика, главные агенты – государства.

Мировая экономика, главные агенты – государства и фирмы.

Однако и те, и те играют большую роль, руководствуясь рыночными правилами.

Внешнеэкономические отношения – трансграничное продолжение экономики.

Преобладание западного экономического либерализма, доминирование англо-саксонского подхода минимально (государство не должно непосредственно регулировать какие-либо процессы).

Универсальным принципом решения экономических проблем стало ослабление роли государства. Это следствие процессов глобализации.

2 водораздела:

1 водораздел (который прекратил понимание глобализации как ослабление гос-ва) – события 11 сентября 2001 года. Ослабление Востока послужило причиной для появления международного терроризма. Ослабление государства является губительным для всего мира. При ослаблении государства могут усиливаться негосударственные игроки.

2 водораздел – международный финансовый кризис 2008-2009 годов. Он подвел черту ухода государства от экономики, которая развивалась до 80-х годов. Стало очевидно, что рыночные факторы необходимо ограничивать, иначе они ведут к кризису. После кризиса государства стали усиливать участие государства в экономике страны, государство стало полным ходом возвращаться в экономику. Николя Саркози заявил, что эпоха неурегулированной экономики закончилась.

12. Примеры политической обусловленности внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики государств; примеры ограниченности концепций влияния экономических факторов на политику государств.

Обусловленность внешнеэкономических связей внешней политикой государства.

1. США – 1946 год, «план Маршалла», чтобы предотвратить угрозу прихода коммунистов в странах западной Европы.

* План Маршалла - американская программа восстановления и развития экономики Европы (European Recovery Program) после Второй мировой войны путем предоставления помощи со стороны США. Главной целью плана Маршалла было улучшение тяжелого экономического положения послевоенной Европы с целью недопущения прихода к власти левых сил и перехода европейских стран в лагерь социализма. В этой связи план Маршалла тесно связан с «доктриной Трумэна», направленной на противодействие расширению зоны влияния СССР в мире.

2. Политика США в отношении Израиля

Схожая ситуация присутствует в отношениях России и стран постсоветского пространства. Пример: Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном (не приносит выгоды как таковой, но усиливает влияние на постсоветском пространстве), политика в отношении Украины.

Ограниченности концепций влияния экономических факторов на политику государств.

1. Англо-германские отношения перед первой мировой войной; Договор 30 августа 1898 г. о разделе португальских колоний был извлечён из пыли архивов и даже несколько изменен в пользу Германии. Теперь ей должна была достаться уже вся Ангола, в то время как в 1898 г. ей отводилась только часть этой области. Переговоры об этом соглашении в основном были завершены во время пребывания короля Георга V в Берлине, в мае 1913 г. Визит этот и сам по себе имел значение как манифестация англо-германского «сближения». В августе 1913 г. соглашение о португальских колониях было парафировано. Впрочем, Грей затянул подписание и опубликование уже парафированного документа. Окончательная договорённость была достигнута только в конце июля 1914 г., всего за несколько дней до начала мировой войны. Англия повышала свой авторитет в глазах представителей Антанты.

2. российско-германские отношения. Это был первый межгосударственный договор, регулирующий взаимоотношения между Германией и Россией после окончания Первой мировой войны. В дальнейшем он подтверждался и расширялся другими договорами, в частности в 1926 г. Берлинским договором. Подписанием же Рапалльского договора, как Веймарская республика, так и Советская Россия, находившиеся в международной изоляции, рассчитывали усилить свои позиции на международной политической арене. Важное значение подписание имело и для экономики двух стран: для Германии Россия являлась хорошим рынком сбыта промышленной продукции, бойкотировавшейся в это время в других странах Европы; для России сотрудничество с Германией означало возрождение собственной промышленности, пришедшей в упадок и разрушенной во время гражданской войны. Конкретно в рамках договора было обговорено о поставках германской стороной оборудования для разработки каспийских нефтяных месторождений. Выгода представлялась обоюдной: Россия без помощи других европейских стран разрабатывает нефтяные месторождения; Германия уменьшает свою зависимость от нефтяных картелей Великобритании и США.

3. Россия-Эстония, Латвия, Литва (начало 90-х). Балтика полностью зависит от России. Тем не менее, происходит переориентация от России к Европе.

13. Концепции, описывающее влияние политических факторов на экономику

Ø В МП основную роль занимает государство, а в МЭ – бизнес (фирмы), государство лишь регулятор. Государство + фирма = компания.

Ø МЭ и МП трансграничное продолжение внутренней экономики

Ø Экономика не должна испытывать на себе неэкономическое воздействие

1 водораздел( который прекратил понимание глобализации как ослабление гос-ва) – события 11 сентября 2001 года. Ослабление Востока послужило причиной для появления международного терроризма. Ослабление государства является губительным для всего мира. При ослаблении государства могут усиливаться негосударственные игроки.

2 водораздел – международный финансовый кризис 2008-2009 годов. Он подвел черту ухода государства от экономики, которая развивалась до 80-х годов. Стало очевидно, что рыночные факторы необходимо ограничивать, иначе они ведут к кризису. После кризиса государства стали усиливать участие государства в экономике страны, государство стало полным ходом возвращаться в экономику. Николя Саркози заявил, что эпоха неурегулированной экономики закончилась.

Ø План Маршалла – помощь Европе после второй мировой войны. Краткосрочной выгоды США не получали, но этим они предотвратили приход к власти коммунистов. Так же помощь Израилю (военная помощь)Именно коммунисты были главной силой сопротивления.

Нефтепровод, проходящий через Азербайджан, Грузию, Турцию. Этот проект не приносит выгоду, но имеет внешнеполитическую ценность. Геополитический плюрализм.

Та же политика проводится и в России, например политика на постсоветском пространстве. Таможенный союз с Беларусью и Казахстаном не приносит экономической выгоды России.

Экономическая взаимозависимость относительна. Англия и Германия, Германия и Россия перед 1 мировой войной. Отношения России со странами Балтии в начале 90-х

Теория секьюритизации – эта теория предполагает, что та или иная сфера жизнедеятельности рассматривается сквозь призму безопасности, то эта сфера меняет свое восприятие.

Если область секьюритизируется, то она переходит в область важную из второстепенной, т.е. она перестает «жить своей жизнью».

Сегодня Т.С. имеет огромное значение. Пример: безопасность ЕС при российской поставке газа – проекты альтернативных газопроводов и т.д.

Коммерческие отношения начинают рассмотриваться с политической точки зрения. Пример: Американо-Китайскике отношения.

Секьюритизация может привексти к войнам и конфликтам.

Теория секьюритизации (безопасности). Разработана Копенгагенской школой МЭ и МП. Создатели – Барри Бузан и Олли Вебер. Если жизнедеятельность рассматривать через призму безопасности, то она предстает государству в другом виде, переходит в другую область (угроза или безопасность, остальное – на 2 план, угроза выходит на 1 план, требует решения государства). Примеры: стратегии и доктрины социальной безопасности. Россия + ЕС: строительство трубопроводов в обход России, диверсификация поставок нефти и газа. Отношения США и Китая: угроза восприятия массовой торговли с Китаем, политика сдерживает отношения

Теория гегемонистической стабильности (1970, Роберт Гилпин): структура междунарадных отношений влияет на отношения между государствами, особенно если структура – гегемон.

Гегемон, обеспечивая мир и устанавлиявая общие правила игры, добивается исполнения этих правил, создает благоприятные предпосылки торгово-экономического развития.

Если где-либо в мире возникает распределение силы, где есть гегемон, то в этой системе будет интенсивно развиваться торгово-экономические отношения.

Экономика и торгово-экономические отношения будут основными силами для установлоения гегемона.

США были родоначальниками ЕС: они подавили противоречия между странами (Франция, Германия, ВБ)

В СССР торгово-экономические отношения со странами социалистического лагеря не достигли того же уровня развития, т.к. экономика была плановой, хотя СССР поощрял торгово-экономические отношения внутри соц. блока стран.

Наши рекомендации