Тема 1. Человек и общество
ГИА по обществознанию, 9 класс
вопросы кодификатора
Учитель истории и обществознания
Ганюшин Михаил Евгеньевич
МБОУ Ичалковская СОШ
Перевозского района
Нижегородской области
Данный материал соответствует рекомендациям по оформлению презентаций. Важнейшие понятия выделены, дополнительная информация содержится в справочном материале, как в самой презентации, так и отдельно. Презентация содержит обширный иллюстративный ряд, соответствующий изложенному материалу (можно использовать для более понятного объяснения). Задания тестового характера взяты из официальных демонстрационных версий ФИПИ 2009-2012гг.
Слайд №2
Задача урока (дополнительного занятия): эффективная подготовка учащихся 9-го класса к ГИА по обществознанию.
Цели:
1) Усвоение учащимися следующих элементов содержания, проверяемые заданиями
экзаменационной работы (вопросы кодификатора):
- общество как форма жизнедеятельности людей;
- взаимодействие общества и природы;
- основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь;
- биологическое и социальное в человеке;
- личность, особенности подросткового возраста;
- деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение);
- человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение;
- межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
2) Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества.
3) Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо;
- сравнивать суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы);
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Общество как форма жизнедеятельности людей
Слайд №3
Существует понятие общество в широком и узком смысле.
Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения и совместной жизнедеятельности людей.
Слайд №4
Под обществом в узком смысле понимается:
- Определённый этап человеческой истории (средневековое общество)
- Объединения людей с общими целями и интересами (цветоводы)
- Население страны, государства (российское общество)
- Всё человечество в целом
Слайд №5
Различают следующие типы обществ:
- Традиционное
- Индустриальное
- Постиндустриальное
Более подробно типы обществ в дополнительных материалах.
Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
Информация о глобальных проблемах в дополнительных материалах
Слайд №6
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:
Задание А1 (д.в. 2010г). Учёные-обществоведы определяют общество как
1) весь мир в многообразии его форм
2) совокупность природных и социальных сил
3) обособившуюся от природы часть мира
4) естественные условия существования человека
Взаимодействие общества и природы
Слайд №7
Существует понятие природы в широком и узком смысле.
В широком смысле под природой понимается весь мир, в многообразии его форм и проявлений;
в узком смысле – биосфера, естественные условия жизни общества, человека.
Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.
Слайд №8
Типы отношений общества и природы:
Гармоничные – получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов.
Конфликтные – загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов.
Таким образом взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.
Слайд №9
Для первичной рефлексии учащимся предлагаются следующие задания:
Задание А2 (д.в. 2009г). Воздействие природы на развитие общества иллюстрирует
1) создание природного заповедника
2) ликвидация горожанами последствий землетрясения
3) законодательное ограничение охоты на волков
4) загрязнение реки промышленными отходами
Слайд №10
Задание А3 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Слайд №11
Сферы общественной жизни | Составляющие элементы | Деятельность людей и отношения между ними |
Экономическая | Предприятия, фирмы, банки, биржи и др. | Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ |
Политическая | Парламент, правительство партии, общественные организации и др. | Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями |
Слайд №12
Сферы общественной жизни | Составляющие элементы | Деятельность людей и отношения между ними |
Социальная | Системы соц. обеспечения, здравоохране- ния и др. | Отношения между различными общественными группами |
Духовная (культура, образование, наука, религия) | Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д. | Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления |
Слайд №13
Все сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) тесно взаимосвязаны.
Слайд №14
Для первичной рефлексии учащимся предлагаются следующие задания:
Задание А4 (д.в. 2011г). Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
1) социальной
2) трудовой
3) экономической
4) технической
Слайд №15
Задание А5 (д.в. 2009г). Правительство ввело запрет на импорт замороженного мяса и птицы. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует данный факт?
1) политической и экономической
2) экономической и социальной
3) социальной и духовной
4) духовной и политической
Слайд №16
Задание А6 (д.в. 2012г). Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
Слайд №17
Задание А7 (д.в. 2012г.). Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Биологическое и социальное в человеке
Слайд №18
Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.
Биологическое начало:
1) анатомия
2) физиология
3) протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.)
Слайд №19
Основные отличия человека от животных:
1) Человек способен производить орудия труда, использовать их;
2) Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
3) Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;
Только для человека возможна самореализация личности.
Слайд №20
Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.
Виды потребностей:
- Биологические (питание, вода, самосохранение, продолжение рода и др.)
- Социальные (общение, самореализация и др.)
- Духовные (вера, творчество)
Слайд №21
Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.
Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
Слайд №22
Для первичной рефлексии учащимся предлагаются следующие задания:
Задание А8 (д.в. 2011г.). Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации
Слайд №23
Задание В1 (д.в. 2009г). В приведённом списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) потребность в пище и воде
2) способность к творчеству
3) способность к чувственному познанию
4) наличие сознания
Черты сходства | Черты отличия | ||
Личность, особенности подросткового возраста
Слайд №24
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.
Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
Слайд №25
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Информация об этапах социализации в дополнительных материалах.
Слайд №26
Особенности подросткового возраста:
1) Психологические изменения
2) Физиологические изменения
3) Развитие мышления
4) Формирование самосознания
5) Формирование мировоззрения
6) Полярность мнений и поведения
7) Чувство взрослости
Слайд №27
Для первичной рефлексии учащимся предлагаются следующие задания:
Задание А9 (д.в. 2010г). Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестрёнку и брата. Всё это характеризует Сашу как
1) гражданина
2) индивида
3) личность
4) сына
Слайд №28
Задание А10 (д.в. 2011г). Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Всё это характеризует Володю как
1) индивида
2) личность
3) ученика
4) товарища
Слайд №29
Задание А11 (д.в. 2012г). Сергей работает врачом. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как
1) товарища
2) индивида
3) личность
4) работника
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Слайд №30
Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.
Более подробно об отличиях деятельности человека от активности животных в дополнительных материалах.
Слайд №31
Структура деятельности включает в себя:
- Объект
- Субъект
- Мотив
- Цель
- Средства
- достижения
- Результат
Более подробно об основных компонентах деятельности в дополнительных материалах.
Слайд №32
Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Слайд №33
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:
Задание В2 (д.в. 2011г). Сергей – ученик 9 класса. Помимо учёбы, он много времени отдаёт компьютерным играм. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры.
1) даёт возможность овладеть новым опытом
2) построена на замещении реальных объектов условными
3) имеет определённые мотивы и цели
4) ведёт к усвоению предметных областей
Черты сходства | Черты отличия | ||
Человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение
Слайд №34
Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.
Признаки малой группы:
1) Наличие общей цели;
2) Совместная деятельность;
3) Личное взаимодействие членов группы;
4) Длительность существования;
5) Добровольный характер
6) Определённый эмоциональный фон.
Слайд №35
Различают следующие типы малых групп:
- Условные (нет постоянных контактов)
- Реальные (постоянные контакты)
- Естественные (складываются сами по себе)
- Формальные (официальные)
- Неформальные (неофициальные)
Слайд №36
Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
Формальные:
- переговоры о приеме на работу;
- беседа директора с родителями ученика
- отношения между должностными лицами в служебное время
- назначение деловой встречи по телефону.
Неформальные:
- вечеринка друзей;
- поездка с приятелями на пикник;
- туристический поход;
- знакомство с соседом
- беседа с приятелем по телефону.
Слайд №37
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
Через общение человек:
- получает знания об окружающем мире
- происходит передача опыта
- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество
- усваивает правила и нормы поведения
- учится оценивать поступки других людей
- формирует личные качества:
- принципиальность, отзывчивость,
- честность, доброту и др.
Слайд №38
Для первичной рефлексии учащимся предлагаются следующие задания:
Задание А12 (д.в. 2012г). Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
1) глава государства обращается к гражданам в СМИ
2) врачи слушают доклад министра здравоохранения
3) друзья встретились после ссоры, выяснили причины и помирились
4) представители профсоюзов обсуждают организацию митинга
Слайд №39
Задание А13 (д.в. 2010г). Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием
1) обучение
2) свобода
3) творчество
4) общение
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Слайд №40
Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.
Причины конфликтов:
1) Неумение контролировать эмоции
2) Негативные чувства (зависть, корысть)
3) Невоспитанность
4) Различные ценностные ориентации
5) Возрастные
Слайд №41
Стратегии поведения в условиях конфликта:
- Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её
- Приспособление – сглаживание противоречий в ущерб своих интересам
- Соперничество – открытая борьба за свои интересы
- Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок
- Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон
Слайд №42
Источники
1) Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.;
2) Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.;
3) Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.;
4) Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.;
5) Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;
6) Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.;
7) Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.;
8) Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/.