Тема 2: Культура – Природа – Общество – Человек.

Культурогенез. Первобытная культура

Понятие культуры как системы, как способа проявления жизнедеятельности людей. Сфера культуры. Культура и природа, культура и общество. Человек – творец и творение культуры, природная и культурная среда обитания человека - Разумного. Инкультурация – приобщение человека к культуре, усвоение им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре. Социально-политическое, национальное, религиозное содержание в культуре. По мнению известного теоретика культуры Ю.М. Лотмана, «культура, прежде всего, - понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее, по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, то есть социальное. Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива - группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией».

Влияние религиозных верований на формирование традиций, обычаев, ритуалов в конкретном социуме.

Социокультурная динамика, ее детерминанты.

Культурогенез - возникновение и развитие духовной культуры первобытного общества (образ, мифы, легенды). Истоки религии, ранние религиозные верования, сущность язычества. Первобытное искусство (наскальные рисунки). Специфика первобытной культуры заключается в том, что она выросла из не-культуры, поскольку до нее культуры не существовало. Первобытная культура не может рассматриваться как более примитивная, чем современная культура, хотя она более сложна, обладает более развитой структурой. Однако простота первобытной культуры не является ее недостатком, напротив, древний человек совершил гигантский прорыв, перейдя из некультурного состояния к культурному, а это гораздо сложнее, чем современному человеку изобрести компьютер. Развитие человека, его становление как культурного существа сопровождалось и физиологическими изменениями: прямохождение, увеличение объема мозга и т.д. Благодаря культуре происходит эволюция и человека и общества.

Особенности этнической культуры (расовые, этнонациональные, этнолингвистические и другие)

Леви-Стросс, выступая за сохранение самобытности культур, считает необходимым создать некую «гермитичность», то есть «непроницаемость» культуры, так как нарушение допустимого предела в контактах между культурами становится для них губительным, ибо ведет к усреднению и нивелированию, утрате самобытности. Леви-Стросс весьма скептически относится к созданию мировой цивилизации и культуры. Он ратует за сохранение многообразия культур и их аутентичности.

Тема 3. Основные понятия культурологии.

Морфология культуры

В 90-е годы ХХ века в России специальность «Культурология» официально вошла в систему высшего, а затем среднего специального и школьного образования. Новая сфера гуманитарного знания заявила себя как интегрирующая, то есть соединяющая в единое целое различные знания, науки. Однако о предмете и месте культурологи еще не сложилось единого мнения. Можно выделить два направления: изоляционистское, согласно которому культурология имеет свой, самостоятельный научный подход, и интегративистское, главная мысль которого заключается в том, что культурология - это синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.

Американский ученый-антрополог Лесли Уайт определил границы культурологи и разъяснил ее содержание: «Культурология – это ветвь антропологии, рассматривающая культуру (институты, технологии, идеологии) как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным принципам и развивающихся по своим собственным законам. Культурный процесс рассматривается здесь как самодостаточный и самоопределяющийся. Культурология утверждает, что люди ведут себя тем или иным образом потому, что родились и воспитались в определенных культурных традиция» (цитируется по учебнику Кравченко А.И. Культурология. - М.: Проспект, 2005. - С. 7).

Культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества. Основная цель социального института - организовать деятельность людей в определенной сфере человеческой деятельности.

Культура представляет собой мир ценностей, то есть организованную систему смыслов и идеалов, разделяемыми всеми членами общества. Культура воплощает в себе все самое ценное и важное с точки зрения сообщества, а именно то, что они хотели бы сохранить для будущих поколений.

Культура - это небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Основной знаковой системой является язык, при помощи которого мы общаемся и передаем информацию. Другими знаковыми системами являются мифы, литературные произведения, картины, фильмы, религиозные ритуалы, предметы быта, несущие огромную информацию о мире и о том, как он устроен, и т.д.

Культура, являясь системой понятий, ценностей, оценок, определяет то, как видит мир ее носитель. Культурная картина мира включает в себя всю совокупность опыта, полученного данным народом на протяжении всей истории его существования. Культурная картина мира значительно отличается от научной, так как включает в себя лишь те представления, которые необходимы человеку в обыденной жизни.

Наши рекомендации