Типология политического лидерства
В политологии предлагаются различные типологии (специфические классификации) политических лидеров. Многообразие подобных классификаций определяется многоплановостью самого феномена лидерства (как властеотношения) и возможностью применять разные подходы для выделения типов лидеров.
Виды политического лидерства определяются по следующим основаниям:
1) в зависимости от идеальных типов господства (М. Вебер):
традиционное (основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке), легальное (основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка, в правомерности существующих норм общежития) и харизматическое (основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера одаренности, Божьего дара, других исключительных качеств);
2) в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения (Г. Лассуэлл): агитационное (воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером), организационное (влияющее на политический процесс через работу с кадрами, посредством использования возможностей структуры, организации)и теоретическое (воздействующее силой интеллекта, логики);
3) в зависимости от целей, поставленных лидерами, и от воздействия, оказываемого ими на общество (Р. Такер): консервативное (базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся, современном виде), реформаторское (стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур) и революционное (ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе, к качественно новой ситуации);
4) в зависимости от вида институциональности: формальное (связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения) и неформальное (возникает на основе личных отношений участников);
5) в зависимости от характера деятельности лидера: универсальное (постоянно проявляющее качество лидера) и ситуационное (проявляющее качество лидера в определенной ситуации);
6) в зависимости от используемых лидерами методов управления обществом: демократическое (выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению), авторитарное (предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах) и невмешивающееся (стремящееся уйти от решения имеющихся проблем, переложить свои функции на ближайших помощников);
7) в зависимости от содержания: творческое (в данном случае лидер разрабатывает и предлагает программу поведения) и исполнительное (когда лидер — лишь организатор выполнения уже заданной программы);
8) в зависимости от субъектов: индивидуальное и групповое;
9) в зависимости от объекта: общенациональное, партийное, территориальное и т.п.;
10) в зависимости от отношения к власти: правящее и оппозиционное;
11) в зависимости от срока действия: временное и постоянное и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
Ашин Г.Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные науки и современность. 1993. № 2.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1992.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 201—203.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция 13. С. 341—353.
Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. Лекция 11. С. 169—172.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.18.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 12. С. 361—366.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 11. С. 215—223.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 143—146.
Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 4. С. 82—83.
Пугачев B.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.М., 1997. Гл. 9. С. 175—176.
Рыбаков О.Ю. Человек в политике: пути самореализации. Саратов, 1995. С. 115—129.
Понятие политической элиты
Термин “элита” в переводе с латинского означает “лучший”, “отборный”, “избранный”.
Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.
Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития.
Существование политической элиты обусловлено следующими факторам:
— психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
— законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;
— высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
— широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);
— практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
— политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).
Политическая элита не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате “естественного отбора”, слой людей, который создается из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями. Поэтому политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы. Функции политической элиты:
— стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);
— организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);
— интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).
Политическая элита подразделяется на правящую (которая непосредственно обладает государственной властью), оппозиционную (т.е. контрэлиту), высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
Авраамова Е., Дискин И. Социальные трансформации и элиты // Общественные науки и современность. 1994. № 3.
Ашин Г.К. Правящая элита и общество // Свободная мысль. 1993. № 7. Березовский В., Червяков В. Современная политическая элита России // Свободная мысль. 1993. № 1—2.
Борисов Л.П. Политология. М., 1996. Гл. 5.
Дай Т.Р. Демократия для элиты. М., 1984.
Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. Лекция 10. С. 146—164.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 18. С. 389—397.
Малютин М. Новая элита в новой России // Общественные науки и современность. 1992. № 2.
Массы, элита и лидер. М., 1991.
Мясников С.Г. Смена правящих элит: “консолидация” или “вечная схватка”? // Полис. 1993. № 1.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 11. С. 205—215.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.6. С. 124—136.
Политология/ Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 5. С. 98—116.
Политология:. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 402—404.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. Гл. 8 С.142—162.
Политическая социализация
Результативное вхождение человека в мир политики не может быть только спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, но требует постепенного освоение личностью или социальной группой норм, видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Такой процесс называется политической социализацией и осуществляется следующими основными путями: “во-первых, непосредственно, путем обучения (подражания) устойчивым образцам и принятым реакциям в рамках общей социализации личности; во-вторых, путем накопления, а затем сознательного сопоставления личного и общественного опыта, что позволяет сгладить, “усреднить” различия индивидуального восприятия; в-третьих, с помощью идеологических импульсов, поступающих извне и действующих в одних случаях в интересах политической системы, а в других — вразрез с ними” (Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985. С.207).
Факторами политической социализации служат семья, школа, средства массовой информации, участие в деятельности политических организаций и политических событиях. На характер, специфику политической социализации оказывают значительное воздействие региональные и исторические особенности страны, где она осуществляется. Однако доминирование в народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентаций отнюдь не ведет к однообразию политической жизни, оставляет для человека большую возможность выбора своих политических предпочтений, способов установления отношений с политической властью. Социализация — процесс избирательный, в ходе него идет освоение норм, ценностей, ориентации, способов участия в осуществлении власти, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии, жизненному опыту участников политического процесса.
Политическая социализация осуществляется через исторический опыт. Именно через него проходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством передачи исторического опыта служат традиции — устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Действие традиции находит выражение в определенных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах.
Политическая социализация обеспечивает целесообразное сочетание тех элементов политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является
такой тип отношений человека с политической властью, когда через традиции, уроки исторического опыта он связан с прошлым; с помощью норм институтов, ценностей активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.
ЛИТЕРАТУРА
Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985. С.200—210.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 9. § 2.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл. 12. § 3.
Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.300—312.
Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С.247—251.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.
Политическое участие
Термин “политическое участие” активно используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу.
Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности. Так, различают активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие.
Наиболее значимые виды политического участия:
— действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;
—периодическое участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий;
— деятельность в политических организациях, движениях, партиях;
— выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;
— посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;
— прямое действие — непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампании неповиновения или бойкот;
— воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.
Весьма продуктивным является использование термина “политическое участие” для характеристики политической активности на уровне конкретного социологического анализа при описании степени вовлеченности личности, социальной группы в активное политическое действие (степень участия).
литература
Демидов А.И. Политическая деятельность. Саратов, 1987. С. 11—24.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 7. § 2.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С. 322—325.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 12. § 2.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.14.§ 3.
Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С. 208—227.