Внешняя политика СССР в 1960-1980:м/у холодной войной и разрякой

Внешняя политика СССР в 1964--1985 гг.
 
 
СССР продолжал политику расширения сферы влияния, поддерживая врагов США («холодная война»). Однако навязывание многим странам Азии и Африки социалистических порядков мешало внешней политике, ибо эти порядки вели к ухудшению в экономике и вызывали недовольство населения.
В 1968 г. СССР под давлением лидеров социалистических стран ввел войска в Чехословакию, власти которой стали проводить либеральные преобразования, объективно способствовавшие свёртыванию социализма. Ввод войск вызвал резкое недовольство на Западе. В 1969 г. произошли пограничные конфликты СССР с Китаем. В 1965-1975 гг. СССР поддерживал Северный Вьетнам в борьбе против режима Южного Вьетнама и США. Победа Северного Вьетнама была победой и СССР. В 1967 г. СССР выступил на стороне арабских стран в их неудачной войне против Израиля, за спиной которого стояли США. Позднее он поддерживал Организацию освобождения Палестины против Израиля.
В конце 60-х гг. началась новая разрядка в отношениях с Западом. В 1972 г. в Москву приезжал президент США Р. Никсон. В 1971 г. СССР подписал договор о сотрудничестве с Францией, в 1972 г. — мирный договор с ФРГ и договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), в 1975 г. — Заключительный акт совещания в Хельсинки, объявивший послевоенные границы в Европе незыблемыми; СССР обещал соблюдать Декларацию прав человека ООН. Как знак наметившейся разрядки в 1975 г. в космос летал советско-американский экипаж (программа «Союз-Аполлон»). В 1979 г. был подписан договор ОСВ-2.
В 1979 г. СССР ввел войска в Афганистан для поддержки своих ставленников, после чего Запад обвинил СССР в агрессии. Не был ратифицирован договор ОСВ-2. Разрядка закончилась. В 1980 г. многие западные команды не приехали на олимпиаду в Москве, в 1984г. советские спортсмены — на олимпиаду в Лос-Анджелесе. Усиление противоречий в кконце 1980х-нчале 90х В эк. плане итоги семи посл. лет представл. катастрофич. Ситуация в н/х не переставала ухудшаться. Уровень жизни стремительно упал. Рассужд. об эк. реформе все меннее заслуж. доверия. Придя к вл-ти, Горб. окружил себя группой эк-тов, социологов, политологов (Абалкин, Заславская, проф. Бурлацкий и т. д.). Осн. напр-ия предполаг-х реформ совпад. с предложениями, сформ-ыми в Новосибирском докладе. Скоро было достигнуто единое мнение о необходим. расширения самост-ти пред-тий, кот. должны были управл-ся исодя из принципов самоокупаемости и самофинансирования. Значительно возрастали права трудовых коллективов, предприятий, организаций. Предусматривалось поощрять развертыв. частной инициативы, особ. в с/х, сфере индивид. труд. дея-ти, услуг. Частн. сектор, ин. капиталовлож. должны были стать стимулом к развит. пред-тий, что способств. бы осущ. эк. реформы. С нач. перестройки развитие реформы определ. 2 осн. тенденции: расширение самост-ти гос. пред-тий и расшир. сферы дея-ти част. сектора. Закон "О гос. пред-тии" - хоз.расчет и самофин-ние. Пред-е получило право устан. прямые связи с др. пред-ями, вместо Госплана. Некот. было разрешено вступ. в контакт с ин. пред-ями Реформы: 1) перстроить организ. стр-ру управления в центре и на местах с целью повыш. его эффект. 2) Обеспеч. развитие кооперативн. движения, разннобр. форм подряда, аренды 3) вып. прогр. фин. оздоровл. нар. хоз-ва (реформа ценообраз-ия, навед. порядка в бюджете, фин.-кред. с-ме, деят-ти банков) * Реорган-ия органов управл-ия привела к сокращ-ию 1 млн. чел. Причины провала: 1) осущ. планов реформы проис. по многим напр., но единой, до конца продум. прог-мы преобр. принято не было, хотя они и разраб. в парлам. 2) очень долго шел поиск путей радик-ой эк. реф. Только на 28 съезде КПСС 90 г. был сделан вывод о необх. формир-ия нов. модели эк-ки с рын. инфрастуктурой и разнообр. формами соб-ти. 3) В короткий срок была демонтир. прежняя с-ма упр-ия. Затян. введение новых 4) больш. трудности возник. в процессе реализ. реф. 5) Рук-во страны медленно уходило от ошибок в осущ. эк. пол-ки, а иногда не желало их замечать. 6) не удалось произвести фин. оздоровление эк-ки 7) проблемой остав. реф. ценообраз. 8) осущ. эк. преобраз. осложн. усилением соц. напряж-ти, в связи с резким сниж. жизн. уровня 9)неблагоприя-е - авария на Чер АЭС, землетр. в Армении, снижение цен на нефть 10)Обостр-е п-кой сит-ции - распад СССР и вын. отставка Горбачёва. Российская власть в первой половине xixв :реформаторская и контрреформаторская тенденция. XIX век в истории нашего Отечества был отмечен целым рядом реформ во всех сферах общественной жизни. Они имели целью преодолеть отставание России от западноевропейских держав и снять остроту социальных противоречий, которые грозили подорвать основы самодержавного строя. Необходимость реформ диктовалась глубоким кризисом феодально-крепостнической системы и становлением новых капиталистических отношений. В 40-е гг. XIX в. начался, а к 80-м гг. XIX в. завершился промышленный переворот: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным, формирование промышленной буржуазии и рабочего класса.Но все же преобладающим в экономике России был аграрный сектор. Отсюда главным вопросом внутренней политики был вопрос об отмене крепостного права. Крепостничество тормозило процесс индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов и вложению их в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.Первым к разработке крестьянского вопроса приступило правительство Александра I (1801-1825). Результатами этой работы явились два документа: Указ 1801 г., который разрешал купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать землю в собственность и Указ 1803 г. «о вольных хлебопашцах», дававший право помещикам по их желанию освобождать крестьян с землей за выкуп. образование становилось более доступным для низших слоев населения. В его основу были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности начального образования и преемственности учебных программ на всех ступенях. М.М.Сперанского. Он подготовил план реформирования Российской империи в правовое государство. Этот проект предполагал разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Но из всех мер, предложенных М.М.Сперанским, был создан лишь Государственный совет (1810 г.), который наделялся совещательными функциями и формировался при личном участии императора. Во внутренней политике усилилась консервативная тенденция, получившая название «аракчеевщина» (по имени военного министра и руководителя Госсовета А.А.Аракчеева). Эта политика выражалась в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, насаждении палочной дисциплины в армии. Николая I (1825-1855) был направлен на расширение государственного аппарата, усиление политической централизации и жесткой регламентации всех сторон государственной и общественной жизни..В 1837–1841 гг. под руководством графа П.Д.Киселева была проведена реформа управления государственными крестьянами. Реформа улучшила правовое и материальное положение этой категории крестьян, ввела местное самоуправления. Впервые публично об отмене крепостного права заявил новый российский император Александр II (1855-1881). Его знаменитое высказывание о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, пока его отменят снизу» означала, что правящие круги пришли к мысли о необходимости глубоких преобразований.19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене.Естественным продолжением отмены крепостного права в России стали земская, городская, судебная, военная, образовательная и другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новыми социальными условиями. Александра III (1881-1894) маятник внутренней политики вновь качнулся в сторону контрреформ.Были значительно ограничены земское и городское самоуправление и учреждена должность земских участковых начальников; усилен полицейский режим и ликвидированы некоторые положения судебной реформы; введены дополнительные ограничения в сфере печати и образования. курс на модернизацию промышленности неуклонно продолжался. Правительство поддерживало частные акционерные банки, ввело новую систему налогообложения, ликвидировало «временнообязанное состояние крестьян» и понизило выкупные платежи. В 1882 г. был создан Крестьянский банк для льготного кредитования крестьян. Проводилась политика протекционизма для поддержания частного предпринимательства в сфере промышленности и железнодорожного строительства. В страну широко привлекался иностранный капитал.    
 




Наши рекомендации