Внешняя политика СССР в 1960-1980-е гг.

Политика «разрядки».На рубеже 60-70-х годов значительно активизировалась

деятельность СССР на международной арене в условиях наращивания в мире ядерного

потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности.

В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил в силу. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государствами.

В 1966 г. в ходе визита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались отношения между Советским Союзом и ФРГ. Расширились торговые связи с Италией. Важной формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Советско-японское соглашение предусматривало участие Японии в разработке Южно-Якутского угольного бассейна.

По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Заключение в 1972 г. междуСССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности.

Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

Процесс «разрядки» оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений а ведущих странах мира. В связи с этим в 1978 и 1982 гг. состоялись специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Однако принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и др.) не позволили им достичь договоренности.

Руководство страны во главе с Л.И. Брежневым уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами.Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось свыше 50% общего торгового оборота.

В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивались автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР - судостроение и текстильное машиностроение.

В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк(МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии.

Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по ОВД советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы. Экономическая интеграция оказывала деформирующее воздействие на структуру их экономик, тормозила действие рыночного механизма хозяйствования.

Политика «ограниченного суверенитета», проводимая советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе «доктриной Брежнева». Одним из проявлений этой «доктрины» было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку «обновления социализма» путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена как «контрреволюция». В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран - участниц ОДВ в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь «проявлений антисоциализма».

Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После событий на острове Даманский были приняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа. Была увеличена численность советских войск в Монголии. Это привело к усилению напряженности в отношениях СССР и КНР. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономической реформы, основанной на принципах нэпа. Ее результаты были расценены советскими руководителями как реставрация капитализма.

Международный кризис конца 70-х годов.На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70- 80-х годов оказала негативное влияние советская политика в Афганистане. В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Большинство партгосаппарата и часть руководителей военного ведомства, опираясь на принцип пролетарского интерна­ционализма, настаивали на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира».

Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

Обострение международной обстановки и падение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса административно-командной системы.

СССР 1982-1985. Общество накануне «перестройки».

Неэффективность экономики, деформация общественно-политической жизни, социальная апатия населения вызывали глубокую озабоченность в руководстве страны. Предпринимались меры с целью преодоления негативных явлений в экономике и политике. В официальных документах декларировалась необходимость борьбы со взяточничеством и спекуляцией. В них содержались призывы к преодолению перекосов в распределительной сфере. Но реальных шагов по оздоровлению экономики не осуществлялось.

Деятельность Андропова Ю.В. и К. Черненко, время их «правления» было очень коротким и не ознаменовано никакими грандиозными событиями и изменениями. Оба деятеля так же относятся к понятию «геронтократии» в Советский период. Андропов встал во главе страны в 68 лет, Черненко – в 73 года, и оба прекратили свою деятельность вследствие смерти.

Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившей кризисом всей системе, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. (после кончины Л.И. Брежнева) он стал Генеральным секретарем ЦК партии. До этого назначения Ю.В. Андропов возглавлял КГБ.

10 ноября 1982 г. умер больной Брежнев, и в Политбюро развернулась борьба за выдвижение кандидатуры на высший пост. Победу одержал Андропов, и на пленуме 12 ноября по предложению его конкурента - К.У.Черненко он был избран генеральным секретарем ЦК КПСС, что в партийном государстве объективно приравнивалось к должности руководителя страны.

Избрание Андропова вызвало удовлетворение не только здоровой части партийной элиты, но и большинства населения страны, которое ожидало перемен и наведения порядка. На Западе с интересом встретили сообщение о новом лидере СССР, но отметили, что в силу его преклонного возраста и болезней он, скорее всего, будет переходным руководителем.

Ю.В. Андропов стал Генеральным Секретарем ЦК КПСС в ноябре 1982 года. С самого начало своей деятельности в качестве главы Союза он стал действовать активно. Андропов сразу после своего вступления в должность начал сокращение личного аппарата генсека. Он стимулировал расследование ряда дел, против крупных чиновников и «теневиков», которые был вынужден ранее свернуть по указанию окружения Брежнева. Это стало показателем нового курса политического руководства.

Ю.В. Андропов принял следующие меры:

1. Совершил кадровую перестановку в «верхушке» партии

2. Объявил о начале усиленной борьба с коррупцией, которая расплодилась из-за попустительского отношения Брежнева (вскоре борьба с этим видом правонарушения утихла)

3. Усилил меры по укреплению дисциплины (отлавливали опоздавших, гуляющих в рабочее время по улицам и магазинам и т.д.)

4. В июне 1983 года был принят закон «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» (но закон так и остался номинальным, так как в экономике по прежнему оставались в приоритете командно-административные методы управления)

Широкий резонанс в обществе вызвали действия нового Генерального секретаря, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечивающих запросы народного хозяйства либо уличенные во взяточничестве (например, министр внутренних дел Н.А. Щелоков). В аппарат ЦК партии были привлечены Н.И. Рыжков (заместитель председателя Госплана СССР), В.И. Воротников и Е.К. Лигачев (местные партийные работники) и др. В числе ближайших помощников нового лидера находился М.С. Горбачев, руководитель аграрного сектора ЦК партии.

Пути преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел, прежде всего, в совершенствовании руководства экономикой - системы управления и планирования, хозяйственного механизма. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с бюрократизмом, бесхозяйственностью и коррупцией. Речь шла не о каких-либо радикальных реформах и преобразованиях, а об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Однако меры по наведению порядка не привели к ощутимым результатам. Оставались неизменными подходы руководства к внешней политике. Как и прежде, советские войска продолжали участвовать в «необъявленной войне» в Афганистане.

Одновременно в стране продолжалось преследование диссидентов, которые также не вписывались в андроповскую модель советского государства.

Борьба за улучшение экономического положения государства, в котором явственно прослеживались элементы стагнации, началась с широкомасштабной кампании по наведению порядка и производственной дисциплины.

В стране обострилась демографическая проблема, и нужно было задействовать все трудовые ресурсы, направить их на магистральные направления, чтобы выполнить пятилетний план и Продовольственную программу, которая уже давала сбои.

По инициативе Андропова начались жесткие меры по укреплению трудовой дисциплины. Активно боролись с пьянством на производстве, но антиалкогольных кампаний не проводили.

Борьба Андропова с хищениями, взяточничеством, коррупцией в правящей верхушке народом была воспринята положительно. Тем не менее, его мероприятия в этом направлении существенно ничего не изменили и ожидаемых результатов, конечно, не принесли.

Осенью 1983 года здоровье Юрия Владимировича резко ухудшилось. Свою руководящую деятельность он был вынужден осуществлять из кремлевской больницы в Кунцево. До последнего дня он сохранял работоспособность и ясность мысли: видя только одним глазом, в день просматривал до 400 страниц документов. 9 февраля 1984 года Юрий Владимирович Андропов скончался.

После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял К.У. Черненко. Кадровый партийный работник, немолодой уже человек (в момент избрания генсеком ему было более 80 лет), он не стремился к проведению в стране каких-либо реформ. Новый лидер продолжил свою деятельность в русле предыдущей главы правительства. В конце 1984 г. была опубликована программа «На уровень требований развитого социализма. Некоторые актуальные проблемы теории, стратегии и тактики КПСС», в которой отмечалось отставание СССР от капиталистических стран, и давалась установка на совершенствование социализма и подъема хозяйства страны. За свое недолгое пребывание на посту Генерального Секретаря ЦК КПСС он пытался бороться с теневой экономикой, начать политику ускорения и предпринять некоторые реформы.

К. У. Черненко за год своего пребывания на должности генсека КПСС фактически лишь обозначил возвращение к брежневской эпохе застоя в области экономики, идеологии и общественной жизни. На прежние должности были возвращены около 50 ответственных работников ЦК, снятых Андроповым; восстановлен в партии с сохранением партстажа соратник Сталина В. М. Молотов. Был отменен пленум ЦК КПСС, посвященный вопросам интенсификации производства. Лишь предусмотренная школьная реформа частично была реализована в виде повышения зарплаты учителям. Стоит отметить, что именно при Черненко в 1984 году был введен праздник День знаний (1 сентября). Также при нем сборная Союза отказалась принимать участие в Олимпиаде 1984 года, проходившей в Лос-Анжелесе, в ответ на бойкот Америки в 1980 году. Однако начатый в общественно-политической жизни 1980-х гг. процесс перемен оказался необратимым. Административно-командная система, сформировавшаяся в 30-е годы и выдержавшая преобразования хрущевской «оттепели», находилась на грани распада. Это все глубже осознавали многие представители партийно-государственного аппарата.

Наши рекомендации