Приложение 6. Краткие рекомендации по построению ответов на экзамене
В данных рекомендациях авторы пособия обращают внимание студентов на структуру ответа. При подготовке ответа на экзаменационный вопрос студенту следует воспользоваться материалом пособия, изложенным в вопросно-ответной форме (стр. 2-49), хронологией (стр. 50-60), терминологическим словарем (стр. 61-75), расшифровкой аббревиатур (стр. 87-95), схемами и таблицами (стр. 76-86).
Вопрос 1. Киевская Русь в IX–XII вв.
Киевская Русь – раннефеодальное древнерусское государство IX – начала XII вв. Важнейшей проблемой при освещении этого периода является норманнская теория и вопрос о происхождении государства у славян. Необходимо также рассказать о крещении Руси и значении принятия Русью христианства. Ваш ответ должен содержать краткие характеристики киевских князей, среди которых особое место занимают Владимир Креститель, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.
Материал пособия: стр. 2–6.
Даты: 862, 988–990, 1019–1054,1097, 1113–1125.
Термины: варяги, вече, вотчина, полюдье, христианство, язычество.
Схемы и таблицы: стр. 76.
Вопрос 2. Русь в XII–XV вв.
С 1132 г. Русь распалась на ряд княжеств и земель. Наступил период раздробленности. Начать ответ следует с изложения причин раздробленности. Важно подчеркнуть, что раздробленность была явлением закономерным и не являлась регрессом в развитии Руси. На XIII век приходятся внешние вторжения в русские земли: идет борьба с монголо-татарами и крестоносцами.
Русь на долгое время попала в зависимость от Золотой Орды. Стремление сбросить иго стимулировало процесс объединения русских земель. Создание централизованного государства происходило вокруг Москвы. Следует особо отметить деятельность московских князей Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III.
Материал пособия: стр. 7–11.
Даты: 1132, 1237–1241, 1240, 1242, 1325–1340, 1340–1353, 1353–1359, 1359–1389, 1380, 1389–1425, 1425–1462, 1462–1505, 1480, 1497.
Термины: баскак, Золотая Орда, кормление, крепостное право, Ливонский орден, местничество, «ордынский выход», Юрьев день.
Схемы и таблицы: стр. 77.
Вопрос 3. Россия в XVI в.
В XVI в. завершилось формирование централизованного российского государства. Главное внимание при ответе на этот вопрос следует уделить политике Ивана IV (Грозного), которая включала в себя и реформы, и террор (опричнину). Необходимо подчеркнуть, что опричнина являлась попыткой форсированно завершить централизацию России, в отличие от постепенных мер, намечавшихся Избранной радой.
В конце XVI в. со смертью Федора Ивановича пресеклась династия Рюриковичей, вследствие чего страна оказалась ввергнута в опасный династический кризис.
Материал пособия: стр. 12–13,16.
Даты: 1505–1533, 1533–1584, 1547, 1549, 1550, 1551, 1558–1583, 1565–1572, 1584–1598, 1589.
Термины: Боярская дума, династия, Земские соборы, земщина, «Москва – третий Рим», поместье, стрельцы.
Схемы и таблицы: стр. 77–78, 80.
Вопрос 4. XVII век в истории России
XVII в. начался событиями, получившими в русской истории название Смуты. При характеристике Смутного времени обычно принято выделять политическую борьбу в стране, народные движения начала века и интервенцию.
XVII в. вошел в историю как «бунташный» из-за обилия социальных выступлений. Важнейшими причинами такого небывалого прежде в России размаха социальных конфликтов явились развитие крепостничества, увеличение государственных налогов и повинностей.
В середине XVII в. окончательно оформилось крепостное право. Большинство исследователей предпочитают говорить о закрепощении как длительном процессе, прошедшем ряд этапов.
Во второй половине XVII в. происходило постепенное формирование абсолютизма. Все изменения в системе управления государством были направлены на ослабление выборного начала и укрепление единоличной царской власти.
Именно в XVII в. была подготовлена база для модернизации страны в петровскую эпоху.
Материал пособия: стр. 13–16.
Даты: 1598–1605, 1604, 1605, 1606, 1606–1607, 1608–1610, 1609–1618, 1610, 1610–1612, 1613, 1613–1645, 1645–1676, 1648, 1649, 1662, 1670–1671, 1676–1682, 1682.
Термины: мануфактура, раскол, «хованщина».
Схемы и таблицы: стр. 78–80.
Вопрос 5. Россия в первой четверти XVIII в.
Первая четверть XVIII в. – время правления Петра I. Ответ на вопрос, посвященный петровским преобразованиям, позволяет показать разные подходы и оценки реформ Петра I, шедшие еще от западников и славянофилов. Если первые считали, что Петр вернул Русь на «столбовую дорогу» развития человечества, то вторые, наоборот, полагали, что он «извратил» естественный ход русской истории. При этом и те, и другие сходились во мнении, что царь совершил революционные преобразования. В публицистической литературе при характеристике Петра I можно встретить словосочетание «революционер на троне».
Видные русские историки С. Соловьев и В. Ключевский показывали, что преобразования, совершенные Петром I, были подготовлены всем развитием России в XVII в.
Со времен Петра I можно говорить о сложившемся в России абсолютизме. Петр I стал первым российским императором. Он предпринял первую попытку модернизации России в форме «вестернизации» («европеизации»).
Материал пособия: стр. 17–20.
Даты: 1682–1725, 1699, 1720–1721, 1703, 1708, 1711, 1712, 1714, 1716, 1718, 1720, 1721, 1722, 1724.
Термины: коллегии, меркантилизм, протекционизм, Сенат, Синод, черносошные крестьяне.
Схемы и таблицы: стр. 79–80.
Вопрос 6. Россия в середине – второй половине XVIII в.
После смерти Петра I в стране наступила эпоха «дворцовых переворотов». Следует указать имена монархов, с которыми связан данный период российской истории.
Суть вопроса составляет характеристика периода правления Екатерины II – «просвещенный абсолютизм». Важно подчеркнуть либеральный дух екатерининской эпохи, восприятие ею идей философов-просветителей. В то же время следует обратить внимание на противоречивый характер политики «просвещенного абсолютизма».
На рубеже XVIII – XIX вв. правил Павел I, который был убит в ходе последнего в истории России дворцового переворота.
Материал пособия: стр. 20–22.
Даты: 1725–1727, 1727–1730, 1730–1740, 1740–1741, 1741–1761, 1761–1762, 1762–1796, 1763, 1764, 1773–1775, 1775, 1785, 1796–1801.
Термины: «бироновщина», дворцовый переворот, регентство, фаворит.
Схемы и таблицы: стр. 79–80.
Вопрос 7. Россия в первой четверти XIX в.
Первая четверть XIX в. – период правления Александра I. Необходимо обратить внимание на изменения в политике Александра I на протяжении его царствования. Первый период (до наполеоновских войн) считается эрой либерализма. Второй период (последнее десятилетие его правления) характеризуется консерватизмом и даже реакционными чертами. Вместе с тем не следует давать однозначную трактовку второго периода как абсолютно реакционного. Надо помнить, что и в это время проводились меры либерального характера: дарование конституции Польше, отмена крепостного права в Прибалтике, разработка конституционного проекта Н. Новосильцевым.
При Александре I Россия выиграла Отечественную войну 1812 г., разбив войска Наполеона. В период правления Александра I в России появились тайные организации декабристов, которые выступили против власти в 1825 г., но потерпели поражение.
Материал пособия: стр. 22–25.
Даты: 1801–1825, 1801–1803, 1802, 1803, 1809, 1810, 1812, 1815, 1816–1819, 1825.
Термины: военные поселения.
Схемы и таблицы: стр. 79–80.
Вопрос 8. Россия во второй четверти XIX в.
Вторая четверть XIX в. – период правления Николая I. В литературе его деятельность традиционно оценивается как реакционная (расправа над декабристами, усиление репрессивных органов, ужесточение цензуры, отмена польской конституции, «мрачное семилетие»).
Однако в последнее время эти оценки уступают место более взвешенному подходу: обращается внимание на позицию императора по крестьянскому вопросу (его искреннее стремление ослабить крепостной гнет, реформа государственной деревни), кодификацию российского законодательства, удачную денежную реформу.
И все же итоги правления Николая I были плачевными: Россия проиграла Крымскую войну вследствие экономической и военно-технической отсталости.
Материал пособия: стр. 25–26.
Даты: 1825–1855, 1826, 1828, 1833, 1835, 1837–1841, 1841, 1842, 1853–1856.
Термины: промышленный переворот.
Схемы и таблицы: стр. 79–80.
Вопрос 9. Россия во второй половине XIX в.
В ответе четко должны быть обозначены два периода: правление Александра II (эпоха великих реформ) и правление Александра III (период контрреформ).
Александр II и его окружение осознали неэффективность сложившейся в стране системы, ставшей тормозом на пути развития России и решились на коренные реформы: отмену крепостного права, земскую, судебную, городскую, военную и др. В результате реформ Россия сделала существенный шаг на пути модернизации.
Александр III не только не продолжил реформаторскую политику отца, но и попытался пересмотреть и «исправить» результаты реформ 60–70-х гг. Однако восстановить прежние порядки было уже невозможно.
Материал пособия: стр. 26–28.
Даты: 1855–1881, 1861, 1863, 1864, 1865, 1867, 1870, 1873–1874, 1874, 1876, 1879, 1881, 1881–1894, 1882, 1883, 1884, 1887, 1889, 1892.
Термины: народничество, рескрипт, социал-демократия, «хождение в народ».
Схемы и таблицы: стр. 79–80.
Вопрос 10. Россия в начале XX в. Первая русская революция.
Характеризуя Россию начала XX в., следует отметить, что в 1900–1903 гг. страна пережила тяжелый экономический кризис, перешедший с 1904 г. в затяжную депрессию. Начавшаяся в 1904 г. русско-японская война оказалась крайне неудачной для России. Все это обострило имевшиеся в стране противоречия.
Необходимо сказать о причинах, характере, движущих силах первой русской революции.
Основные события революции: «кровавое воскресенье», восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический», Всероссийская октябрьская политическая стачка, Манифест 17 октября (провозглашение гражданских свобод и законодательной Государственной думы), Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
В заключение важно раскрыть значение революции 1905–1907 гг.
Материал пособия: стр. 29–30.
Даты: 1894–1917, 1898, 1902, 1903, 1904–1905, 1905–1907, 1905, 1906, 1907, 1907–1912, 1912–1917, 1914, 1917.
Термины: большевизм, «зубатовщина», Интернационал, марксизм, меньшевизм, черносотенцы, Государственная дума.
Аббревиатуры: РСДРП.
Схемы и таблицы: стр. 79–80, 82.
Вопрос 11. Революционный процесс в России в 1917 г.
При подготовке к ответу надо учитывать, что не все события 1917 г. имеют однозначную оценку. Классическая схема, принятая в советской историографии, рассматривала события 1917 г. как две последовательные революции – Февральскую (буржуазно-демократическую) и Октябрьскую (социалистическую). Сегодня многие исследователи отказались от деления событий Февраля и Октября и видят в них единый взаимосвязанный процесс, носящий революционный характер.
Важно показать паралич политической власти в стране осенью 1917 г. и в связи с этим – неспособность антибольшевистских сил противостоять вооруженному восстанию в октябре 1917 г.
Материал пособия: стр. 30–32.
Даты: 1917 год – 27 февраля, 2 марта, май, июнь, 3–5 июля, 24 июля, 25–31 августа, 30 августа – 24 сентября, 1 сентября, 25 сентября, 24–25 октября.
Термины: корниловщина, Советы.
Аббревиатуры: РСДРП(б), ЦК, ВРК.
Схемы и таблицы: стр. 79–80, 82.
Вопрос 12. Советское государство в период с октября 1917 г. до конца 1920–х гг.
Основное содержание вопроса: установление в стране однопартийной диктатуры, Гражданская война, НЭП.
Разгон большевиками Учредительного собрания, разгром левых эсеров привел к фактическому установлению в Советской России однопартийной политической системы.
Тема Гражданской войны обширна, необходимо ограничиться лишь обозначением основных моментов. Наиболее важными являются сведения о причинах Гражданской войны, времени ее начала и политическом содержании. Материал о боевых действиях может быть сокращен. Однако общее представление о ходе и последовательности событий необходимо.
Одним из основных событий внутренней политики 1920-х гг. стало изменение экономического курса (НЭП). Отмечая экономическую эффективность новой экономической политики, важно также подчеркнуть политические и социальные цели НЭПа: это было средство выхода из политического кризиса и способ укрепления союза рабочего класса с крестьянством.
Материал пособия: стр. 33–36.
Даты: 1918 год – 5–6 января, 3 марта, 5–6 июля, 10 июля; 1918–1920, 1921, 1922, 1924, 1925.
Термины: «антоновщина», белая гвардия, «военный коммунизм», НЭП, продовольственная диктатура, продразверстка.
Аббревиатуры: РКП(б), РСФСР, ВЦИК, СНК, ВЧК, ВСНХ, РККА, РВС, СРКО, СТО, ГОЭЛРО, НЭП, СССР, ВКП(б), ВЛКСМ, ЦИК.
Схемы и таблицы: стр. 80–84.
Вопрос 13. СССР в конце 1920-х – 1930-е гг.
Тема очень обширна, поэтому важно выделить главные процессы, проходившие в данный период: индустриализацию, коллективизацию, формирование тоталитарного политического режима.
Индустриализацию следует рассматривать не просто как подъем промышленности, а как комплексное социально-экономическое явление, тесно связанное со всеми сферами жизни общества. Это явление закономерно для страны первой половины XX в. Сомнение вызывает не сама индустриализация, а темпы и методы ее проведения. За обеспечение средствами и рабочей силой форсированной индустриализации страна заплатила высокую цену.
С процессом индустриализации была тесно связана коллективизация. Коллективизация нанесла тяжелый урон сельскому хозяйству, обрушила на крестьян голод и репрессии. Средством принудить крестьян к вступлению в колхозы стало раскулачивание.
Характеризуя политический строй страны, обратите внимание на употребляемые в литературе термины «тоталитаризм», «сталинизм», «культ личности», «командно-административная система».
Материал пособия: стр. 36–37.
Даты: 1928–1932, 1929, 1933–1937, 1934, 1936.
Термины: индустриализация, коллективизация, культ личности, культурная революция, Лига Наций, фашизм.
Аббревиатуры: НКВД, ОГПУ, ГУЛАГ, ИТЛ.
Схемы и таблицы: стр. 80, 82–84.
Вопрос 14. Советский Союз в период Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Этот период нашей истории известен практически каждому гражданину нашей страны. Однако следует помнить, что история Великой Отечественной войны до сих пор вызывает ряд дискуссий.
Отметим, что частой ошибкой в ответе бывает незнание хронологических рамок Второй мировой и Великой Отечественной войн. Первая началась 1 сентября 1939 г., а закончилась 2 сентября 1945 г., вторая соответственно: 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.
Одной из проблем, обсуждавшихся в последнее время в науке, стала периодизация Великой Отечественной войны. Традиционно она выглядит следующим образом:
первый период (22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.) – оборонительная война со стороны СССР, военно-стратегическое преимущество Германии;
второй период (19 ноября 1942 г. – 1943 г.) – коренной перелом в ходе войны (Сталинградская и Курская битвы);
третий период (1944 г. – 9 мая 1945 г.) – освобождение СССР и Восточной Европы, разгром фашистской Германии.
Рекомендуется изучить ряд источников: приказ № 220 Ставки Верховного Главного командования Красной Армии от 16 августа 1941 г. – документ содержал ряд жестких мер по отношению к сдающимся в плен дезертирам, наказанию должны были подвергаться и их семьи, оставшиеся в тылу; приказ № 227 наркома обороны СССР от 28 июля 1942 г. (знаменитый приказ, получивший название «Ни шагу назад!») выставлял виновницей катастрофической ситуации в стране Красную Армию и предписывал создание штрафных батальонов для провинившихся и заградительных отрядов для пресечения попыток отступления; итоговые документы конференций руководителей СССР, США и Великобритании в Тегеране (декабрь 1943 г.), Ялте (февраль 1945 г.), Потсдаме (август 1945 г.) Документы зафиксировали договоренности трех крупнейших держав – союзниц по антигитлеровской коалиции относительно совместных действий по окончанию войны и послевоенному устройству мира.
Даты: 1939 – 23 августа, 1 сентября, 28 сентября; 1939, ноябрь–1940, март; 1941, 22 июня; 1941, 30 сентября; 1942, январь; 1942 , 19 ноября – 1943, 2 февраля; 1943, 5 июля – 23 августа; 1945, 8 мая; 1945, 9 августа; 1945, 2 сентября.
Термины: план «Барбаросса», ленд-лиз, «Тайфун», «Уран», «Цитадель».
Аббревиатуры: ГКО, СВГК.
Схемы и таблицы: стр. 80, 83–84.
Вопрос 15. СССР в послевоенный период (1945–1953 гг.)
Ответ по этому вопросу, как и о Великой Отечественной войне, должен быть достаточно эмоциональным, но эмоциями не следует подменять знания конкретно-исторического материала. Советский Союз – наиболее пострадавшая страна из всех стран – участниц Второй мировой войны. СССР потерял примерно 30% национального богатства, были разрушены около 32 тыс. промышленных предприятий, 1710 городов, 70 тыс. деревень. Однако особенно трагичными были людские потери, точное число которых историкам не удалось установить до сих пор. По оценкам современных ученых, эта цифра составляет 27 млн. человек. В 1946 г. тяжелое экономическое положение было усугублено неурожаем и голодом. Масштабы разрушений были столь велики, что, по мнению иностранных экспертов, Советскому Союзу для восстановления разрушенного необходимо было как минимум 25 лет.
Ряд исследователей считает, что данный период можно назвать «апофеозом тоталитаризма», «апогеем сталинизма», о чем свидетельствуют возросший престиж страны и ее руководства в результате победы в войне, усиление репрессий, рост численности госаппарата, ужесточение идеологического пресса, «ленинградское дело», «борьба с космополитизмом», «дело врачей».
Другая часть исследователей выделяет понятие «демократический импульс войны», обращает внимание на обсуждение в 1946 г. проекта новой Конституции, расширявшей демократические начала. Делались предложения ликвидировать специальные суды военного времени и военные трибуналы. Но эти предложения, как и новая Конституция, не были приняты. После войны в обществе были очень сильны ожидания либерализации политического режима. Однако они не оправдались. Более того, начался новый цикл репрессий. Угнанные в годы войны в Германию или находившиеся в плену советские люди, прибыв на родину, сразу же переправлялись в советские концентрационные лагеря.
Возникшие вскоре после окончания Второй мировой войны противоречия между капиталистическими и социалистическими странами довольно быстро переросли в «холодную войну». Обратите внимание на различные мнения историков о «виновнике» начала «холодной войны». Зарубежные авторы и ряд российских историков считают, что главная роль в развязывании «холодной войны» принадлежит СССР. Советские историки отводили эту роль странам Запада. В последнее время не принято «искать виновных» – признается ответственность обеих сторон в разрыве союзнических отношений.
Даты: 1946, 1946–1948, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953.
Термины: депортация, космополитизм, «холодная война».
Аббревиатуры: МВД, ООН, НАТО, СЭВ, ГДР, ФРГ, КПСС.
Схемы и таблицы: стр. 80, 82–84.
Вопрос 16. Развитие СССР в период 1953 – 1964 гг.
Разные оценки вызывает период нахождения у власти Н.С. Хрущева. При ответе на этот вопрос обратите особое внимание на противоречивость преобразований, на неоднозначные оценки итогов его реформ.
После смерти Сталина началось преодоление сталинского наследия, постепенное духовное освобождение. Важно отметить значение XX съезда КПСС в разоблачении культа личности Сталина. Доклад Хрущева имел для того времени колоссальное значение: он разрушал основы почти религиозной веры людей в Сталина.
Период пребывания Хрущева у власти стал временем постоянных преобразований государственного и партийного аппарата. Большое беспокойство у партаппарата вызвало введенное в 1961 г. в Устав КПСС требование систематического обновления выборных партийных органов.
Ни общество, ни руководство страны еще не избавились от наследия предшествующего периода. К середине 60-х гг. Хрущев утратил социальную опору. Его отставка не вызвала протеста в обществе.
Материал пособия: стр. 37–39.
Даты: 1953, 1953–1955, 1954, 1955, 1956, 1957, 1959, 1960, 1961, 1962, 1964.
Термины: «оттепель».
Аббревиатуры: КГБ, ОВД.
Схемы и таблицы: стр. 80, 82–84.
Вопрос 17. СССР в период 1964 – 1985 гг.
При рассмотрении экономического развития страны в указанный период наибольшее внимание привлекает реформа 1965 г. («косыгинская реформа») и причины ее неудачи. В качестве причин ее сворачивания выделяются разные факторы – от неподкрепленности экономических преобразований политическими до влияния внешнеполитических процессов (событий 1968 г. в Чехословакии) на внутреннее положение в СССР.
Споры вызывает и оценка общего уровня развития советской экономики, по ряду позиций не уступавшей ведущим державам мира, а по ряду – позволяющей относить СССР к странам «третьего мира».
В политической сфере преобладают такие характеристики как «неосталинизм», «тоталитарно-бюрократический режим», «геронтократия». Большое внимание в исследованиях последних лет отводится государственному аппарату, номенклатуре, причем большинство оценок его деятельности носит отрицательный характер.
Материал пособия: стр. 39–40.
Даты: 1964–1982, 1965, 1968, 1972, 1974, 1975, 1977, 1979, 1980, 1982–1984, 1984–1985.
Термины: диссидентство, оппозиция, стагнация, теневая экономика.
Аббревиатуры: СБСЕ, ОБСЕ.
Схемы и таблицы: стр. 80, 82–84.
Вопрос 18. Перестройка в СССР.
Термин «перестройка» обозначал курс на реформирование тоталитарного советского общества. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. Горбачев. Вскоре он провел быстрое обновление и омоложение кадров. Апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС выдвинул задачу ускорения социально-экономического развития страны. В 1986 г. появились первые признаки гласности. Начался поиск альтернативных моделей развития социализма.
Следует показать, что реформы были необходимы, но стратегия их проведения отсутствовала. Горбачев и его окружение столкнулись с сопротивлением партийно-государственного аппарата как на местах, так и в высшем эшелоне. Рост гласности и политической самостоятельности масс на фоне сложной экономической ситуации привел к обострению межнациональных отношений. Стремясь предотвратить распад СССР, Горбачев предложил заключить новый союзный договор. Подписание союзного договора было сорвано событиями 19–21 августа 1991 г. («августовский путч»). Следствием стал распад СССР.
Перестройка привела к демократизации общества: к гласности, политическому плюрализму, свободным выборам, окончанию «холодной войны». С распадом СССР, образованием независимой России, с уходом в декабре 1991 г. Горбачева в отставку перестройка потерпела крах. К этому времени она утратила свое значение как политическая концепция развития общества.
Материал пособия: стр. 40–42.
Даты: 1985, 1986, 1989, 1990, 1991.
Термины: альтернатива, гласность, консенсус, «новое мышление», сепаратизм.
Аббревиатуры: ГКЧП.
Схемы и таблицы: стр. 80, 83–84.
Вопрос 19. Российская государственность в 1990–1993 гг.
В этом вопросе необходимо, прежде всего, охарактеризовать важнейшие документы по данному периоду, ограничиваясь констатацией их основных положений. Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» была принята 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР и провозглашала РСФСР суверенным государством, объявляя о верховенстве Конституции РСФСР на всей территории республики, приостанавливая действие законов СССР.
В «Заявлении глав государств республик Беларусь, РСФСР, Украины» от 8 декабря 1991 г. провозглашалось создание Содружества Независимых Государств (СНГ), что фактически оформило распад СССР.
Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г., устанавливала новую политическую систему государства, гарантировала права и свободы человека и гражданина, закрепляла существование различных видов собственности. Конституция вырабатывалась и принималась в условиях политического и конституционного кризиса. Она стала правовой основой формирования новой российской государственности в 1990-е годы.
Материал пособия: стр. 43–45.
Даты: 1990, 1991, 1992, 1993.
Термины: ваучер, либерализация цен, приватизация, суверенитет, «шоковая терапия».
Аббревиатуры: РФ, СНГ.
Схемы и таблицы: стр. 85–86.
Вопрос 20. Итоги и уроки развития российского государства в 1990-х – начале 2000-х гг.
Данная тема в силу исторической приближенности к нашему времени не является хорошо изученной в исторической литературе (поэтому во многих вузах экзаменационные вопросы по этому периоду сведены к минимуму или даже отсутствуют). Большинство оценок и выводов по основным событиям и процессам носят ярко выраженный конъюнктурный характер, а многие проблемы являются скорее политическими, чем научными.
В связи с вышесказанным мы советуем придерживаться строгой хронологической последовательности в изложении событий и ограничиваться констатацией фактов. В крайнем случае, можно сослаться на различные оценки изменений, произошедших в нашей стране за последние полтора десятилетия.
В 1990-х – начале 2000-х гг. россияне четыре раза избирали Президента РФ (1991, 1996, 2000, 2004) и Государственную Думу РФ (1993, 1995, 1999, 2003). В 2007 г. предстоят выборы Государственной Думы пятого созыва, в 2008 г. – очередные выборы Президента России.
В указанный период шло реформирование системы федеративных отношений, судебной системы, избирательного законодательства и иных сфер. В экономике и социальной сфере все еще остается множество нерешенных проблем.
Материал пособия: стр. 45–49.
Даты: 1995, 1996, 1999, 2000, 2003, 2004.
Термины: дефолт, инфляция, олигархия.
Аббревиатуры: СЕ, МВФ.
Схемы и таблицы: стр. 85.
Приложение 7. контрольные вопросы
1. С какого по какой век правила династия Рюриковичей? Почему она так называется?
2. Кто и когда крестил Русь?
3. С именем какого князя, прежде всего, связан расцвет Киевской Руси?
4. Кто такой Владимир Мономах?
5. Какой период и почему называют «удельным»?
6. Чьи нашествия пришлось отражать Руси в XIII веке?
7. Как долго на Руси было монголо-татарское иго?
8. Кто из русских князей отличился в борьбе с монголо-татарами?
9. Когда сложилось централизованное русское государство? Какой город стал его центром?
10. Какая форма правления была в России в XVI веке?
11. С какого времени и какой российский монарх стал официально именоваться царем?
12. Каковы хронологические рамки Смуты?
13. Имена каких исторических фигур олицетворяют собой период Смутного времени?
14. С какого по какой век правила династия Романовых?
15. Кто и с какого года был первым царем династии Романовых?
16. Кто первым из российских монархов и в честь какого события стал именоваться императором?
17. Когда началась и когда завершилась эпоха дворцовых переворотов?
18. Кто и почему вошел в историю России как «просвещенный монарх»?
19. С именем какого русского императора связана Отечественная война 1812 г.?
20. Какой император вошел в историю как «жандарм Европы»?
21. При каком императоре началась и при каком закончилась Крымская война?
22. Какого императора и почему назвали «Освободитель»?
23. Какого императора и почему назвали «Миротворец»?
24. Какого императора и почему назвали «Кровавый»?
25. При каком императоре Россия пережила две войны и три революции? О каких войнах и революциях идет речь?
26. Когда в России пало самодержавие? Кто был последним русским самодержцем?
27. Кто управлял страной после падения самодержавия?
28. Когда большевики пришли к власти?
29. Как называлось первое советское правительство? Кто стал его председателем?
30. В какие годы на территории России шла крупномасштабная Гражданская война?
31. Как называлась политика чрезвычайных мер в годы Гражданской войны?
32. Когда большевики проводили новую экономическую политику?
33. Какие процессы проходили в стране в годы первых пятилеток?
34. Когда началась и когда закончилась Вторая мировая война (число, месяц, год)?
35. Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война (число, месяц, год)?
36. Какой период в истории страны называется «оттепель»? С именем какого руководителя партии он связан?
37. Какой период в истории страны называется «застой»? С именем какого руководителя партии он связан?
38. Какой период в истории страны называется «перестройка»? С именем какого руководителя партии он связан?
39. Кто был последним Генеральным Секретарем ЦК КПСС?
40. Когда был образован и когда распался СССР?
41. Кто был первым и последним Президентом СССР?
42. Какое событие ознаменовало собой распад Советского Союза?
43. Когда была принята Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» (число, месяц, год)?
44. Когда была принята действующая Конституция РФ (число, месяц, год)?
45. Как называется современный российский парламент?
46. Как называется верхняя палата современного российского парламента?
47. Как называется нижняя палата современного российского парламента?
48. Сколько субъектов в Российской Федерации?
49. Сколько раз и когда избирали Государственную Думу РФ?
50. Сколько раз и когда избирали Президента РФ?
Содержание
Введение. 1
Тема 1. Киевская Русь (IX – начало XII веков) 2
1. Как возникло название «Русь»?. 2
2. В чем суть норманнской теории?. 2
3. Почему древнерусское государство называется Киевской Русью? 3
4. С именами каких князей, главным образом, связана история Киевской Руси? 3
5. Когда и зачем Русь приняла христианство? Какие последствия имела христианизация? 5
6. Когда и почему Киев перестал быть общерусским центром?. 6
Тема 2. Удельная Русь (период раздробленности). Объединение русских земель вокруг Москвы. Складывание централизованного государства (XII – XV века) 7
1. Когда и почему наступила феодальная раздробленность?. 7
2. Была ли феодальная раздробленность периодом упадка (регресса) в развитии Руси? Какие процессы протекали в это время в русских землях?. 8
3. Какие нашествия пришлось отражать Руси в XIII веке?. 8
4. Что такое монголо-татарское (ордынское) иго?. 9
5. Когда вновь объединились русские земли? Почему это объединение произошло именно вокруг Москвы? 10
6. С именами каких московских князей, прежде всего, связан процесс объединения русских земель в централизованное государство?. 10
Тема 3. Россия в XVI – XVII веках. 12
1. Какую роль в развитии России сыграла политика Ивана Грозного? 12
2. Когда и почему пресеклась династия Рюриковичей?. 13
3. Что такое Смута?. 13
4. Какой век и почему вошел в историю России как «бунташный» век? 14
5. Когда в России окончательно оформилось крепостное право? Как проходил процесс закрепощения крестьян? 16
Тема 4. Россия в XVIII веке. 17
1. Когда в России окончательно сложился абсолютизм? Какая форма правления была до этого? 17
2. Кто стал первым императором России? Как именовался глава Руси (России) в предшествующие исторические периоды?. 17
3. Что такое модернизация? Каковы особенности российской модернизации? 18
4. Кто предпринял первую попытку модернизации России? Насколько успешной она была? 19
5. Что такое «эпоха дворцовых переворотов»?. 20
6. Какое время и почему называют периодом «просвещенного абсолютизма»? 21
Тема 5. Россия в XIX веке. 23
1. Когда был последний в истории России дворцовый переворот?. 23
2. О каком историческом периоде писал А. Пушкин: «Дней Александровых прекрасное начало…»? 23
3. Что такое «аракчеевщина»?. 24
4. Почему вторая четверть XIX века вошла в историю России как «эпоха николаевской реакции»? 25
5. Какое время называют «эпохой великих реформ»? О каких «великих реформах» идет речь? 26
6. Период правления какого императора и почему вошел в историю как «период контрреформ»? 28
Тема 6. Россия в начале XX века. 29
1. Почему начало ХХ века получило образную характеристику: «эпоха великих революций»? 29
2. Какими причинами была вызвана первая русская революция? Что она принесла России? 29
3. Чем была вызвана Февральская революция? Почему так быстро пало самодержавие? 30
4. Могла ли Россия после падения самодержавия остаться на пути развития капитализма? 30
5. Почему большевикам удалось взять власть?. 31
Тема 7. Советское государство (октябрь 1917 – 1991 годЫ) 33
1. Была ли у России возможность избежать установления однопартийной диктатуры? 33
2. Почему большевики одержали победу в Гражданской войне? Каковы были последствия Гражданской войны? 34
3. Чем был вызван переход к НЭПу? Каковы были его последствия?. 35
4. Какими процессами определялось развитие страны в конце 20-х-–30-х годах? 36
5. Какие изменения произошли в стране после смерти Сталина?. 37
6. Чем характеризовалась эпоха «застоя»?. 39
7. Каковы были цели и итоги перестройки? Почему распался СССР?. 40
Тема 8. Российская Федерация (1991 – нач. 2000-х годов) 43
1. Какие события стали главными вехами формирования новой российской государственности в 1990–1991 годах?. 43
2. В чем заключался политический и конституционный кризис 1993 года? Чем он завершился? 43
3. Какова роль Конституции РФ 1993 года в формировании новой российской государственности? 44
4. Какие этапы прошел в своем развитии российский федерализм?. 45
5. Каковы итоги и уроки развития российского государства в 1990-е годы? 47
6. Какие события и действия властей способствовали укреплению российской государственности в начале 2000-х годов? Какие задачи стоят перед современной Россией?. 48
Приложение 1. Хронология. 50
Приложение 2. Краткий терминологический словарь. 61
Приложение 3. Схемы и таблицы.. 76
Приложение 4. Аббревиатуры (XX век) 87
Приложение 5. Экзаменационные вопросы.. 96
Приложение 6. Краткие рекомендации по построению ответов на экзамене 97
Приложение 7. контрольные вопросы.. 110
[М.В.1]Ало