Критерии оценивания ответов на вступительном экзамене

Критериями оценки устного ответа поступающего в магистратуру являются полнота, логичность, доказательность, прочность, осознанность, теоретическая обоснованность, практическая направленность, самостоятельность в интерпретации информации и др.

Результаты экзамена определяются по 5-балльной шкале, разброс баллов в которой соотнесен и с традиционной шкалой оценивания (оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

5 баллов (соответствует оценке «отлично») ставится абитуриенту, свободно владеющему основными понятиями и идеями дошкольного образования, освоившему научные основы управления дошкольным образованием, организации воспитательно-образовательного процесса, хорошо ориентирующемуся в формах и методах организации педагогического процесса, работы с родителями воспитанников и педагогами. Поступающий в магистратуру четко, логично и доказательно выстраивает ответ на основе интеграции психолого-педагогических и методических знаний, аргументирует свое мнение, выстраивает суждения, с опорой на научно обоснованные данные, опыт работы, успешно решает практические педагогические и управленческие задачи.

4 балла (соответствует оценке «хорошо») ставится абитуриенту, достаточно свободно владеющему основными понятиями и идеями дошкольного образования, в полной мере освоившему научные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, формы и методы организации педагогического процесса, работы с работы с родителями воспитанников и педагогами. Однако в ответе не всегда прослеживается интеграция психолого-педагогических и методических знаний, встречаются неточности, либо ответ выстроен недостаточно логично, некоторые положения аргументируются недостаточно убедительно. Абитуриент в целом успешно решает профессиональные практические и управленческие задачи, но испытывает трудности при планировании хода их решения, либо в выборе способов решения.

3 балла (соответствует оценке «удовлетворительно»)ставится абитуриенту, владеющему основными понятиями дошкольной педагогики и управления дошкольным образованием на репродуктивном уровне освоившему научные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, формы и методы управления педагогическим процессом. Ответ неполный, содержит фактические ошибки, выстроен не вполне логично и доказательно, слабо аргументирован. Абитуриент не демонстрирует интеграцию психолого-педагогических и методических знаний, не всегда может четко выразить свое мнение, суждение, привести пример, способен решить профессиональную практическую задачу, но при этом может быть не рационально спланирован ход ее решения или выбраны не вполне адекватные способы решения.

2 балла(соответствует оценке «неудовлетворительно») ставится абитуриенту, не владеющему основными понятиями педагогики и управления образовательными системами, не освоившему научные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, формы и методы управления педагогическим процессом. Ответ поверхностный, содержит грубые фактические ошибки, выстроен не логично и недоказательно. Абитуриент демонстрирует бессистемные, отрывочные знания, не может четко выразить свое мнение, привести пример, испытывает затруднения в решении профессиональных задач, не рационально планирует и выбирает их способы решения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Дошкольная педагогика

Современное дошкольное образование как педагогическая система.

Нормативные документы (Закон "Об образовании в РФ», ФГОС дошкольного образования, Типовое положение о ДОУ и др.) о целях, задачах и содержании дошкольного образования. Комплексные и парциальные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников. Вариативность содержания и педагогических технологий дошкольного образования. Современные типы дошкольных образовательных организаций. Личностно-ориентированная модель построения образовательного процесса. Концепция построения развивающей среды в детском саду.

Ребенок дошкольного возраста как объект педагогического исследования и субъект воспитания.

Сущность понятия «развитие», «целостность», «субъект», «объект» с позиции современных философско-педагогических подходов. Целостность развития как внутренняя обусловленность субъекта, определяющая его уникальность. Личность ребенка как объект исследования и субъект воспитания. Модель целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. Целостное развитие как проявление социализации и индивидуализации личности ребенка. Дошкольный возраст как период первоначального становления личности и воспитания гуманистического отношения к миру. Система педагогических условий, обеспечивающих целостное развитие и воспитание ребенка как субъекта детской деятельности.

Воспитание детей раннего возраста в целостном образовательном процессе.

Развитие и воспитание детей раннего возраста. Современная наука о пренатальном онтогенезе. Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская о необходимости воспитания детей с первых дней жизни. Своеобразие периода раннего детства: быстрый темп физического и психического развития, повышенная ранимость организма и др. Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста. Режим дня в раннем детстве. Принципы построения режима дня. Особенность режима дня детей первого, второго и третьего года жизни. Создание положительного отношения детей к участию в режимных процессах, развитие навыков самостоятельности. Содержание культурно-гигиенических навыков, методика их формирования.

Воспитание основ здорового образа жизни в дошкольном детстве.

Воспитание здорового образа жизни как базис целостного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. Содержание в ФГОС ДО образовательной области «Физическое развитие». Цель, задачи и естественнонаучные основы физического воспитания и приобщения детей к здоровому образу жизни в современных образовательных программах. Содержание физического воспитания детей: воспитание гигиенической культуры и основ здорового образа жизни; валеологического просвещения дошкольников, овладение двигательной культурой. Диагностика физического развития детей дошкольного возраста. Средства физического воспитания. Режим, его значение в воспитании детей. Двигательная культура и двигательная активность детей. Методы и средства воспитания гигиенической культуры в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

Педагогические основы умственного развития и воспитания познавательной активности детей.

Умственное воспитание в системе целостного развития дошкольника. Содержание в ФГОС ДО образовательной области "Познавательное развитие". Теоретические основы умственного воспитания. Сенсорные основы умственного воспитания и развития основных видов деятельности ребенка. Накопление чувственного опыта, формирование обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов в дошкольном детстве. Задачи умственного воспитания: развитие познавательной активности и познавательной деятельности детей; формирование знаний об окружающем мире; развитие познавательных интересов, речи и интеллектуальных способностей. Конструирование образовательного процесса, направленного на развитие познавательных интересов и активности дошкольника. Проблемно-поисковая направленность детской деятельности. Детское экспериментирование с объектами и материалами. Взаимосвязь средств умственного воспитания в образовательном процессе. Диагностика умственного развития дошкольников.

Педагогические основы освоения социально-нравственного опыта и ценностных ориентаций в дошкольном детстве.

Социально-нравственное воспитание в системе целостного развития дошкольника. Содержание в ФГОС ДО образовательной области "Социально-коммуникативное развитие". Ориентация социально-нравственного воспитания на общечеловеческие ценности, национальные и культурные традиции. Своеобразие нравственного становления личности в первые семь лет жизни. Задачи социально-нравственного воспитания детей: воспитание гуманного отношения к миру, дружеских взаимоотношений, культуры поведения и др. Формы, средства и методы нравственного воспитания дошкольников. Педагогическая диагностика социально-нравственного развития детей.

Воспитание ценностного отношения к труду в дошкольном детстве.

Трудовое воспитание в системе целостного развития дошкольника. Элементарная трудовая деятельность дошкольников, ее своеобразие. Цель и задачи трудового воспитания в детском саду. Виды и формы организации труда дошкольников. Взаимосвязь средств трудового воспитания. Системные знания о труде взрослых и их роль в трудовом воспитании. Самостоятельная трудовая деятельность детей, ее направленность на развитие активности, инициативы и творческой индивидуальности. Педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми в процессе трудового воспитания. Условия трудового воспитания.

Теоретические основы игровой деятельности ребенка-дошкольника.

Теория игры. Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Значение игры для разностороннего развития личности ребенка. Место ребенка в игре как творца и субъекта его собственной деятельности. Происхождение игры в истории общества, связь ее с трудом и искусством. Игра - своеобразный способ отражения жизни (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт). Н.К. Крупская, А.С. Макаренко об игре как целенаправленной творческой деятельности, о связи ее с трудом. Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин об игре. Разработка теории игры и методики руководства ею в детском саду Е.А. Флериной, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Т.Д. Марковой, Л.В. Артемовой, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной, Н.Я. Михайленко и др. Многообразие детских игр, их классификация. Своеобразие каждого вида. Их использование в педагогическом процессе. Связь игры с другими видами деятельности. Значение игрушки для удовлетворения потребности ребенка в игре, для осуществления замысла. Образовательная и воспитательная ценность игрушки.

Организация игровой деятельности детей в дошкольной образовательной организации.

Возникновение и развитие игры в раннем детстве. Освоение детьми способов действия с игрушками. Возникновение сюжетной игры. Элементы сюжета игровой деятельности; персонаж, ситуация, действия с предметами. Руководство взрослыми игровой деятельностью детей. Обогащение и усложнение содержания игры в дошкольном возрасте. Мотивы выбора игры, их изменение с возрастом и развитием ребенка. Развитие игрового творчества, способности к замыслу, целенаправленности, плановости игры, умения применять и комбинировать знания, умения творчески решать игровую задачу. Игры - драматизации как разновидность творческих игр, их своеобразие, воспитательно-образовательные ценности. Режиссерские игры, их своеобразие, ценность этих игр для развития ребенка. Условия, необходимые для развития данного вида игр (Н.K. Крупская, А.Е. Шибицкая. Л.С. Фурмина и др.). Связь игры с конструированием и трудом, формы связи игры и труда. Содержание и характер строительно-конструктивных игр (Л.А. Парамонова, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева и др.). Особенность этих игр в разных возрастных группах. Своеобразие руководства строительными играми детей разных возрастов. Обучение детей конструированию. Значение самодельных игру шек, их виды. Педагогическое значение содержания игры, пути обогащения содержания игр. Соз дание педагогических условий для развития творческой игры. Влияние воспитателя на выбор темы и развитие сюжета игры. Пути обогащения творческих игр. Прямые и косвенные методы и приемы руководства игра ми детей. Совместная игра воспитателя с детьми, необходимость понимания воспитателем замысла ребенка, стимулирование свободы, непосредственности, радости ребенка от игры. Развитие игрового творчества (Д.В. Менджерицкая, Н.С. Карпинская, Р.Н. Жуковская. Н.Я. Михайленко, О.В. Солнцева, Л.С. Фурмина и др.). Пути формирования игрового коллектива. Развитие в игре чувств, интересов, правильных представлений об окружающем. Проявление индивидуальных особенности детей в развитии игры. Формирование детского коллектива в игре. Игровые и реальные взаимоотношения. Влияние педагога на взаимоотношения и поведение детей в процессе игры. Воспитание в игре дружеских взаимоотношении, организаторских умений, ответственности перед товарищами. Споры и конфликты между играющими детьми, их причины, способы предупреждения, устранения. Дидактические игры. Дидактическая игра как средство воспитания и форма обучения, соответствующая возрастным особенностям детей. Значение дидактической игры для сенсорного развития детей, формирования разносторонне развитой, активной личности ребенка. Исследование дидактических игр в педагогике (Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, А.К. Бондаренко и др.). Виды дидактических игр: в зависимости от задач воспитания (сенсорные, развитие движений и др.), от материала: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры. Структура игр. Воспитательное значение каждого структурного элемента игр. Методика организации и проведения дидактических игр. Подбор дидактических игр для детей разных возрастов. Приемы руководства дидактическими играми: создание интереса к задачам и правилам игры, четкое объяснение, контроль за выполнением, использование разнообразного дидактического материала. Воспитание у ребенка в ходе игры интеллектуальных, нравственных качеств, эстетических чувств.

Теоретические основы организации целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

Основные понятия: педагогический процесс, образовательный процесс, режимные моменты, предметно-развивающая среда, управление педагогическим процессом, автодидактизм, планирование (перспективное и текущее), виды и формы планирования, педагогический анализ, учет воспитательно-образовательной работы, формы учета. Сущность целостного педагогического процесса. Педагогический процесс как единство и взаимосвязь обучения и воспитания. Значение целостного подхода к изучению педагогических явлений и процессов, взаимозависимость цели, содержания, форм, методов и средств педагогической работы. Принципы построения педагогического процесса: единство решения воспитательных и образовательных задач, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, комфортность обстановки, построение предметно-развивающей среды, взаимосвязь разных видов деятельности.

Обучение детей дошкольного возраста.

Сущность и особенности обучения дошкольников в отечественной дошкольной педагогике (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддьяков, Л.A. Венгер, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин и др.). Задачи обучения дошкольников: формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира, развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности, формирование познавательных интересов, любознательности и действенного отношения к миру предметов и явлений. Содержание и своеобразный характер знаний детей в раннем и дошкольном детстве. Расширение, углубление и систематизация знаний. Прямое, опосредованное, проблемное обучение дошкольников. Методы обучения: наглядные, словесные, практические, игровые. Сочетание методов, их выбор с учетом возрастных особенностей дошкольников и содержания образования.

Планирование педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

Теоретические основы планирования. Значение плана педагогической работы для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей. Программы - основа планирования педагогической работы. Возможность использования вариативных программ. Виды планирования. Перспектива планирования - отражение основных направлений и последовательности реализации воспитательно-образовательных задач. Календарное планирование, его содержание и нормы. Учет и педагогический анализ работы с детьми. Дневниковые записи.

Ребенок в системе "Детский сад - начальная школа".

Основные понятия: общая готовность к школе, нравственно-волевая, специальная, психологическая, интеллектуальная, физическая готовность к школе, преемственность в работе детского сада и школы, ее содержание. Необходимость согласования программ и методов обучения и воспитания в смежных звеньях непрерывной системы образования. Использование элементов дошкольной дидактики в первых классах начальной школы. Продолжение в школе работы по всестороннему воспитанию детей. Изучение системы требований, предъявляемых школой к выпускнику детского сада и ориентировка на них при подготовке детей к школе. Формирование предпосылок учеб ной деятельности. Формы связи детского сада и школы. Готовность детей к обучению к школе. Прогрессивные идеи Я.А. Коменского. К.Д. Ушинского. Е.И. Тихеевой о подготовке детей к школе. Исследование проблемы готовности к школьному обучению в трудах психологов и педагогов А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Л.А. Венгера, А.М. Леушиной, Р.С. Буре, Л.В. Занкова. Изучение опытно-педагогической работы по подготовке детей к школе В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой и др. Понятие «школьная зрелость». Готовность детей к школе: общая и специальная. Диагностика готовности детей к школе. Комплексная оценка школьной зрелости. Определение соотношения биологического и паспортного возраста. Тестовые задания как одно из средств определения готовности ребенка и обучению в школе. Подготовка детей к школе. Особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми 7-го года жизни. Изменение требований к работоспособности, к содержанию, методам и приемам педагогической работы. Повышение требований к произвольности, самостоятельности, ответственности, целеустремленности, объективной самооценке результатов учебной деятельности. Содержание работы подготовительной к школе группы. Формирование познавательных интересов и мотивов. Ознакомление с жизнью школьников и трудом учителей. Отставание детей в учебной работе: причины, прогнозирование, предупреждение и возможное преодоление. Индивидуальная работа с детьми. Совместная работа семьи, детского сада и других учреждений системы образования по подготовке детей к школе. Формирование новых отношений между детским садом и школой.

Ребенок в системе "Детский - семья".

Основные понятия: функции семьи, педагогический потенциал семьи, педагогическая культура родителей, взаимодействие с семьей, эмоциональный климат семьи. Основные вопросы семейного воспитания. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Особенности и условия воспитания детей в полноценной, неполной, многодетной семье. Проблемы воспитания дошкольника в семье. Воспитание физически здорового ребенка, обогащение его духовного мира: интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие; развитие его интересов и потребностей; формирование начал гражданственности и положительного отношения к труду. Ребенок как член семейного коллектива. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Особенности взаимоотношений детей с различными членами семьи. Типичные трудности и ошибки родителей. Роль примера и авторитета родителей. Семейные традиции в организации досуга ребенка. Формирование родителей как педагогов: разумная и неразумная любовь к детям: осознание собственных ошибок в воспитании, поиск путей их преодоления. Пропаганда педагогических знаний среди родителей. Задачи и условия работы до школьного учреждения с семьей. Необходимость повышения педагогической культуры родителей. Коллективные и индивидуальные формы работы детского сала с семьей. Формирование новых отношений между детским садом и семьей. Организация родительской общественности. Изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания. Содержание педагогической пропаганды: воспитание детей раннего и дошкольного возраста в семье, посещающих и не посещающих детское учреждение, проблемы всестороннего развития личности ребенка, воспитание его культуры, полоролевое воспитания ребенка. Разнообразие форм и методов педагогического взаимодействия с родителями: патронаж на дому; консультативные центры, наглядные средства.

Наши рекомендации