Общественно-политическое развитие БССР в 1920-1930 гг. Политические репрессии

В 20-30-е гг. сложились основные черты советской общественно- политической системы. Ее основу составляли советы всех уровней, что было законодательно закреплено в Конституциях СССР и БССР. Веду­щая роль отводилась Коммунистической партии, ее резервом и помощ­ником провозглашался Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ЛКСМБ - в Беларуси, к 1940 г. насчитывал около 164 тыс. человек).

Советскую политическую систему дополняли различные обществен­ные организацииони выполняли одну функцию - воспита­ние масс в духе коммунистической идеологии. Такая система обеспечи­вала устойчивость политического режима.

В 20-е гг. в Белоруссии, как и в СССР, в результате политической борь­бы были ликвидированы оппозиционные партии. В марте 1921 г. распа­лась Еврейская коммунистическая партия. Со второй половины 20-х гг. усилились директивные методы руко­водства всеми сферами жизни общества, выросла роль партийно-го­сударственного аппарата, сформировалась тоталитарная система. Это проявлялось в дальнейшем снижении роли демократических, предста­вительных органов, полном подчинении их партийному аппарату. Ком­мунистическая партия, получив монопольную власть, стала стержнем государства: партийные мероприятия финансировались из государст­венного бюджета, партийные постановления ставились выше решений законодательных органов и были обязательными для всех государствен­ных учреждений. Коммунистическая идеология стала официальной.

В 1927 г. была принята Конституция БССР, которая зафиксировала существование диктатуры пролетариата. Избирательного права были лишены все неработающие группы (священники, торговцы, предприни­матели, нанимавшие рабочих), бывшие чиновники, полицейские, и те, кто в 1917-1921 гг. сражался против советской власти.

К концу 30-х гг. в БССР, как и в СССР, было создано общество с жест­кой административно-командной системой управления и культом лич­ности И. Сталина. Экономическую основу режима составляли государ­ственная и кооперативно-колхозная формы собственности. Решающая роль во всех сферах принадлежала партийно-государственному аппарату.

В стране развернулись политические репрессии - необоснованное привлечение к уголовной ответственности судебными или внесудебны­ми органами за так называемые контрреволюционные преступления, а также ссылка, спецпоселение по политическим, социальным, нацио­нальным, религиозным и другим мотивам.

Был сформирован репрессивный механизм, который включал зако­нодательную базу, систему судебных и внесудебных органов («двоек», «троек» и т. д.) и Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Политику репрессий непосредственно осуществляли в разные годы органы ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем), ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление), НКВД (Народный комиссариат внутренних дел), НКГБ (Народный комиссариат государственной безопасности), МГБ (Министерство государственной безопасности), КГБ (Комитет го­сударственной безопасности).

В конце 20-х гг. развернулись политические преследования по обви­нениям в национал-демократизме, которые вылились в расправу с пред­ставителями белорусской науки, литературы, искусства. Из 826 человек, которые проходили по списку участников национального движения, были репрессированы все, кто остался проживать в СССР. Более поло­вины своего состава в результате репрессий лишился Союз писателей Белоруссии. Почти полностью была разгромлена Белорусская академия наук, репрессированы 26 академиков и 6 членов-корреспондентов ака­демии. В 1930 г. были репрессированы 108 представителей белорусской интеллигенции - члены так называемого «Союза освобождения Белару­си»; в 1933 г. органами ОГПУ был раскрыт якобы существовавший «Бе­лорусский национальный центр»; все его участники арестованы.

Всего с 1917 г. до начала 50-х гг. жертвами политических репрессий стали 600 тыс. граждан республики. Из них более 240 тыс. были осужде­ны, около 250 тыс. крестьян раскулачены, более 100 тыс. человек высланы. С ноября 1917 по апрель 1953 г. к высшей мере наказания за «контрре­волюционные преступления» было приговорено более 35 тыс. человек. Наибольший размах политические репрессии получили в 1937-1938 гг.

После смерти И. Сталина, а затем в 90-х гг. проходила реабилитация необоснованно осужденных, в результате было реабилитировано толь­ко в БССР более 200 тыс. жертв политических репрессий.

Наши рекомендации