Культура и этническая структура белорусских земель в составе Речи Посполитой
Контрреформация не смогла полностью уничтожить светскую культуру и науку. Мыслители эпохи Просвещения подняли ряд важных вопросов. Во-первых, были пересмотрены отношения государства и личности. Ж. Ж. Руссо, например, считал законным свержение правительства, не выполнявшего свои обязанности. Во-вторых, темой дискуссий стало место государства в экономике. А. Смит заложил основы современной экономической теории, сформулировал идею объективности экономических законов («невидимая рука рынка»), выступал за невмешательство власти в экономическую сферу и свободное предпринимательство. В-третьих, предназначение человека в новых условиях рассматривалось как миссия покорителя и преобразователя природы (Д. Дефо).
На развитие белорусской культуры в конце XVI - XVIII в. огромное влияние оказывала господствовавшая в Речи Посполитой идеология «сарматизма»- элементы восточной моды в костюме, сочетавшиеся с показной набожностью и простотой нравов, культом воинской славы, «старины», неприятием перемен и заграничных веяний. Реализм Ренессанса сменился схематизмом в изобразительном искусстве, дополнявшимся грубоватой роскошью. Большое распространение получил так называемый «сарматский» портрет, в котором главным была не красота изображаемого, а показ его фамильных черт и атрибутов социального статуса. Большая роль отводилась пышным публичным мероприятиям, подчеркивавшим открытость и щедрость магнатов. В литературе господствовал витиеватый торжественный слог; авторы идеализировали общественно-политической строй Речи Посполитой. Господствующим стилем в искусстве являлось барокко, первым образцом которого стал возведенный в 1584-1593 гг. несвижский костел Божьего Тела.
Лишь к середине XVIII в. традиции Просвещения стали оказывать заметное влияние на белорусское общество. Это было связано с изменением системы образования. В 1740-е гг. по инициативе С. Конарского монашеский орден пиаров реформировал программы своих школ, расширив преподавание языков, точных наук и естествознания. Преобразованиям способствовал роспуск в 1773 г. папой Климентом XIV ордена иезуитов. Контроль над учебными заведениями в Речи Посполитой перешел к Образовательной комиссии, которая создала сеть светских училищ, в том числе 29 - на территории Беларуси. Центрами высшего образования стали преобразованная из иезуитской академии Главная школа ВКЛ и Вильно и Гродненская медицинская академия (1775-1781).
Значительных успехов достигла отечественная наука. Белорусские философы А. Скорульский, С. Шадурский, Б. Добшевич и К. Нарбут в научных трудах и лекциях исходили из теорий Р. Декарта, Д. Локка, Г. Лейбница и склонялись к рационализму. «Отец отечественной физики» Ю. Мицкевич был сторонником ньютоновской механики. Историческая наука стала рассматриваться как комплексное изучение политических, экономических и культурных достижений прежних поколений (А. Нарушевич, Ю. Немцевич). В 1764 г. в Вильно была открыта первая обсерватория. Одним из ее создателей был М. Почобут-Одляницкий выступавший за секуляризацию науки и пытавшийся основать в ВКЛ академию наук. Изучением флоры занимался ректор Гродненской медицинской академии французский ученый Ж. Жилибер, который основал первый в Беларуси ботанический сад.
В общественно-политической сфере просветительские идеи проявились в стремлении части шляхты и магнатов к реформам сословно-представительной монархии (А. Чарторыйский, И. Хрептович, И. Потоцкий, Г. Колонтай). Под влиянием теорий физиократов все чаще высказывалось мнение о необходимости отмены крепостного права (Д. Пильхов-ский, Я. Ясинский).
Существенные изменения произошли в архитектуре Беларуси. С начала XVIII в. стиль барокко под воздействием рококо стал более декоративным и пластичным. Были возведены знаменитые шедевры отечественного зодчества (возрожденные Несвижский замок и Полоцкий Софийский собор, королевский дворец в Гродно). Больших успехов достигла фресковая живопись. Роспись интерьеров храмов и дворцов картинами, зарисовками религиозного и светского характера обрела перспективу и насыщенный колорит (Несвиж, Могилев). Затем феодальные по сути барокко и рококо под влиянием Просвещения стали постепенно уступать место классицизму, для которого характерно использование величественных портиков, колонн и пилястр (дворцы в Святске и Ружанах).