Указы Президента РФ как источники права социального обеспечения

В России действует институт президентства. Президент России выполняет особую роль в механизме государственной власти. Президент России является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государства, гарант прав и свобод человека и гражданина, его деятельность призвана обеспечить решение важных государственных задач, с одной стороны, и согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти - с другой.

Полномочия Президента РФ, определяющие содержание издаваемых им актов, установлены в федеральной Конституции (ст. 80, 83, 89). По характеру своих функций Президент РФ не входит непосредственно в «триаду» разделения властей. Вместе с тем в своей деятельности он соприкасается с законодательной, исполнительной и судебной властями. Все это предопределяет содержание и виды актов Президента РФ и их соотношение с другими правовыми актами. Тем не менее, большинство его функций связано непосредственно с реализацией положений норм федеральных конституционных законов и федеральных законов, а значит, и с полномочиями исполнительной власти. Например, Президент РФ наделен конституционными полномочиями назначения федеральных министров и отстранения их от должности, т.е. он участвует в процедуре формирования исполнительной ветви власти.

Причем осуществляет он свои полномочия посредством принятия указов. Президент РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, которые находятся в его подчинении. Президент РФ уполномочен отменять, если сочтет нужным, нормативные акты Правительства РФ и федеральных министерств и отдельных федеральных служб. При этом такая отмена осуществляется также его указами.

Сказанное позволяет относить Президента РФ к особой отдельной ветви государственной власти, стоящей над исполнительной ветвью власти.

Особое значение нормативных правовых актов Президента РФ в правовом регулирования определяется прежде всего тем, что глава государства участвует как в формировании, так и в осуществлении государственной политики. Данное положение закреплено в ч. 3 ст. 80 Конституции РФ, где говорится, что «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства».

При этом цели и задачи государственной власти не могут осуществляться только с помощью федеральных программ, проводимой политической деятельности и освещения ее результатов в СМИ. Сегодня важную роль в претворении в жизнь не только приоритетных национальных проектов, но и других государственных функций и задач играют такие результаты нормотворчества как указы Президента РФ.

Из этого следует, что Президент РФ осуществляет два основных вида правовой политики - нормотворческую, когда происходят конкретизация и детализация актов, принятых федеральными законодателями, и правоприменительную. По своему статусу Президент РФ, в отличие от глав государств в президентских республиках, которые являются единоличными органами исполнительной ветви власти, «де-юре» не относится к исполнительным органам государственной власти.

Правовые акты Президента РФ подразделяются на два вида: а) нормативные акты (принимаются только в форме указов); б) индивидуальные (не нормативные) акты (принимаются в форме указов или распоряжений). Отмеченная специализация форм правовых актов на практике не всегда соблюдается: имеет место принятие в форме распоряжений нормативных актов или сочетание нормативных, и индивидуальных актов.

Правовые акты Президента РФ должны быть эталоном как по содержанию, как и по официально-формальному оформлению. Главное - они не должны противоречить Конституции и законам России.

Указы Президента РФ в системе источников права играют важную роль. Этимологически «указ» (заимствование из польского языка) означает «письменное приказание, повеление государя». С момента появления этот источник российского права оказывал значительное влияние на развитие правовой системы. Указами регулировались важнейшие отношения в российском обществе в разные периоды его истории.

Указ в системе правовых актов России на протяжении её истории занимал неоднозначное место. Как пишет Ю.Г.Арзамасов, указ представляет собой конкретную задачу, выдвигаемую правителем и подлежащую выполнению в рамках закона с учётом накопленного опыта взаимодействия с ним. Но в условиях самодержавного строя народ был лишён какого-либо намёка на справедливое законотворчество [12;С.12].

По своим юридическим свойствам указы и распоряжения Президента подразделяются на нормативные, содержащие в себе нормы общего характера, и индивидуальные акты.

Президент Российской Федерации в рамках пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ может устанавливать дополнительное материальное обеспечение тем гражданам, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, на которых не распространяется действие названного Федерального закона.

Например, распоряжением Президента Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 583-рп Хиже Г.С. установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение к трудовой пенсии по старости в размере 3000 рублей за особые заслуги перед Российской Федерацией в области государственного управления народным хозяйством страны.

Вместе с тем подобные акты Президента Российской Федерации нельзя отнести к формам пенсионного права, поскольку они носят не нормативный, а индивидуальный характер, то есть устанавливают права конкретных лиц.

Как и любой иной нормативный правовой акт, нормативные указы и распоряжения, заключая в себе общие правила поведения, рассчитаны на неопределенный круг лиц и на многократность применения, в то время как индивидуальные указы и распоряжения, имея в своем содержании лишь отдельные, конкретные правила поведения, обращены к конкретному лицу или лицам, издаются по конкретному случаю и рассчитаны на однократность применения [19;С.41].

Высокий уровень компетенции Президента России среди всех органов государственной власти Российской Федерации обусловливает особое отношение к его указам. Поэтому наблюдается иное, чем для всех других подзаконных актов, нормативное соотношение его указов с федеральными законами.

В современной России возрождение указного права как политико-правового явления связано с введением поста, избранием и деятельностью ее первого Президента РФ Б.Н.Ельцина. Именно в то время, по мнению М.Н. Марченко, своего апогея практика подмены законов указами достигла в начале 90-х гг. и в последующие годы [22;С.56]. Под предлогом ускоренного проведения экономических, политических и социальных «реформ» с помощью указов решались такие жизненно важные для судеб российского общества и государства вопросы, которые могли решаться исключительно только с помощью конституционных и текущих законов.

В учебнике по праву социального обеспечения России под редакцией А.М. Лушникова [20;С.26] отмечается, что на практике первый Президент России не использовал предоставленное ему право законодательной инициативы в области социального обеспечения и издавал нормативные указы, которыми устанавливал соответствующие права граждан в этой области либо изменял права, закрепленные законами.

На примере действия таких «указов-законов» в сфере права социального обеспечения можно сказать, что они принимались для создания правовой основы формирования новых отношений - отношений в интересах безусловного меньшинства (установление указом доплат к пенсиям только государственным служащим - размер этих сумм в несколько превышал «обычные» пенсии).

Проблема, связанная с подменой одних актов другими, ее недопустимостью, в юридической науке и практике по сути своей стояла всегда. И, как правило, любая подмена актов осуждалась, поскольку разрушала устоявшийся в обществе и государстве правопорядок, противоречила требованиям законности и конституционности, вносила диссонанс в систему источников права.

Согласно ч. 1 ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения, обязательные на всей территории Российской Федерации, которые «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Наличие данной юридической формулы и целый ряд других причин социально-экономического и общественного характера дают основание некоторым ученым сомневаться в подзаконности нормативных указов Президента РФ.

Указы Президента РФ по своей правовой природе относятся к числу подзаконных актов. Этот вывод вытекает из ст. 80 (ч. 2) и 90 (ч. 3) Конституции. Первая из названных статей провозглашает, что Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства «в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами». Еще четче решен этот вопрос в ч. 3 ст. 90, где записано, что «указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам».

Подзаконный характер указов Президента закрепляется также в текущем законодательстве. Так, в Гражданском кодексе РФ [2] устанавливается, что в случае противоречия указов Президента, в которых содержатся нормы гражданского права, «настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (ст. 3, п. 5 ГК РФ).

Единственным условием для приведения в действие принципа верховенства закона, закрепленного в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, является то, что федеральные законы сами не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15) и федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ). Они должны быть приняты и опубликованы в установленном Конституцией порядке. Поэтому указ, который не должен противоречить федеральному закону, зависим от закона, бесспорно подчинен ему; его юридическая сила в соотношении с юридической силой закона уступает последнему.

Определенную часть нормативных указов Президента РФ, восполняющих временно законодательное регулирование до принятия соответствующего федерального закона, следует отнести к актам законодательного характера, если такое полномочие по принятию актов, частично восполняющих законодательное регулирование (временно «замещающих» федеральные законы), напрямую закреплено в Конституции или в специальном федеральном законе.

Специалисты делают вывод о том, что нормативный указ Президента России является разновидностью подзаконного нормативного правового акта, занимающего самое высокое положение среди всех подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, за исключением группы нормативных постановлений палат Федерального Собрания.

Принятие нормативных указов в отсутствие федерального закона по вопросам, напрямую закрепленным за Президентом в Конституции РФ, возможно до издания соответствующего федерального закона. Законность указов, принимаемых по названным вопросам до принятия федерального закона, не может быть оспорена.

Президент РФ вправе издавать нормативные указы по любому вопросу, напрямую не закрепленному за ним по Конституции РФ, но входящему в предмет ведения Российской Федерации и предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, после издания соответствующего федерального закона. Такое соотношение федерального закона и нормативного указа Президента РФ по вопросам, напрямую не закрепленным в предметах ведения главы государства, не противоречит российскому варианту принципа разделения властей, а наоборот, служит развитию этого основополагающего конституционного принципа [12;С.20].

Таким образом, основанием для издания нормативного указа Президента РФ может служить конституционно закрепленное полномочие по определенно сформулированному вопросу, либо такое положение федерального закона, которое может быть развито или конкретизировано в указе Президента РФ.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, продолжает оставаться весьма широкой. Но по мере развития правовой государственности, начал конституционализма она сузится, а нормотворчеству Президента РФ придет на смену активная законодательная деятельность Федерального Собрания.

Конституция РФ 1993 г. не употребляет прилагательного «подзаконные» в сочетании со словами «нормативные правовые акты», но анализ ее статей показывает, что понятие «подзаконные» применимо по-прежнему для обозначения всех остальных, кроме собственно законов, ступеней иерархической структуры законодательства [18;С.36].

Говоря о подзаконном характере указов Президента, следует отметить разные суждения ученых. Так, некоторые авторы считают, что «было бы ошибкой квалифицировать акты Президента как обычные подзаконные акты», поскольку они обладают «явно более высокой юридической силой, чем постановления и распоряжения Правительства, которые издаются на основе и во исполнение федеральных законов и нормативных указов Президента», что «президентская власть не тождественна исполнительной власти, не сливается с нею» [28;С.39].

Безусловно, постановления и распоряжения Правительства обладают менее высокой юридической силой, чем указы Президента. Однако это свидетельствует только о том, что среди подзаконных актов существует своя иерархия, в которой указы Президента стоят выше, чем акты Правительства.

В некоторых ежегодных Посланиях Президента России Федеральному Собранию настоятельно проводилась мысль о «неочевидности» подзаконного характера указов Президента; о том, что Президент в силу своего положения как главы государства «должен выпускать указы по тем ключевым вопросам, которые не урегулированы действующим законодательством» [31;С.5].

Указ президента - это определенная форма нормативного акта, где содержатся нормы права, принятые главой государства. Указы должны развивать нормы Конституции РФ, нормы Федеральных конституционных законов и федеральных конституционных законов и не противоречить им. Как и другие нормативные акты, они направлены на регулирование общественных отношений, а в некоторых случаях и на восполнение пробелов в праве [30;С.57].

При этом, являясь современным источником и одновременно формой права, т.е. формой закрепления норм права, нормативные указы способствуют реализации компетенции Президента РФ. Как мы видим, указы Президента незаменимы в случае быстрого, т.е. оперативного, реагирования на общественные отношения, так как принимаются они гораздо быстрее, чем федеральные законы.

В научной литературе нет единого мнения по вопросу о характере и юридической силе указов и распоряжений Президента. Некоторые правоведы придерживаются мнения относительно того, что «распоряжения Президента не должны быть нормативными», хотя «на практике отдельные распоряжения Президента все-таки имеют нормативный характер», что среди актов Президента «нормативными должны быть только указы», которые обладают «большей юридической силой, чем его распоряжения» и которые «могут вносить изменения и дополнения в его распоряжения, но не наоборот».

Представляется, что данная позиция наиболее полно отражает сложившуюся законодательную практику и не вызывает возражений. Как отмечается в литературе, «75% всех изданных Президентом указов являются нормативными».

Также следует отметить, что в последние годы практика «указного» нормотворчества заметно сократилась. Сейчас нет резкого противостояния властей, наметилась тенденция поиска их оптимального взаимодействия. Такая тенденция должна получить законодательную основу.

С формально-юридической точки зрения акты Президента РФ обладают такими важными признаками, как [16;С.65]:

- высокое место в правовой системе - после Конституции и законов;

- прямое действие, общеобязательность, одинаковая юридическая сила на всей территории России; широта регулируемых общественных отношений в силу масштабности его функций и полномочий; единоличный порядок издания, сочетаемый с использованием консультативно-совещательных процедур их подготовки и предварительного рассмотрения;

- соответствие и непротиворечие Конституции РФ и федеральным законам;

- многообразие содержания ввиду сочетания в них общенормативных, конкретно-регулирующих и оперативных мер.

Непосредственно в системе источников права социального обеспечения указы Президента занимают значительное место. Они конкретизируют, дополняют, определяют порядок назначения и выплаты различных видов социального обеспечения, а в некоторых случаях до принятия соответствующего закона оперативно решают проблему в сфере материального обеспечения.

Например, указы Президента о выплате различных видов пособий участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, обеспечение жильем, транспортными средствами некоторых категорий лиц, компенсациями и др.

Наши рекомендации