Понятие источников права социального обеспечения

В теории права существуют два основных понятия источника права, которые, впрочем, не противоречат, а дополняют друг друга. В первом случае под источником права понимают непосредственно силу или волю, создающую само право. Такой силой является «власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения» [24; С.63].

Источниками права в изложенном понимании могут признавать волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, материальные условия жизни общества, потребности господствующего класса и иных социальных групп. В советский период источником права называли волю правящего класса (в капиталистическом обществе) и волю всего народа (в социалистическом обществе).

Вместе с тем для того, чтобы созданное властью право стало реальностью, приобрело свои обязательные черты (регулирующее воздействие на общественные отношения, обязательность, известность и др.), оно должно приобрести своеобразную внешнюю оболочку или, иначе говоря, иметь соответствующую форму выражения (существования).

Поэтому, во втором случае источником права признают внешнюю форму выражения государственной воли (силы, творящей право), с помощью которой право, приобретая свойство нормативности, становится регулятором общественных отношений в какой-либо сфере.

Понятие «источники права», как и понятие права, связано с множественностью и разноречивостью точек зрения ученых, анализ которых широко представлен в комплексных исследованиях специалистов различных отраслей права.

Русский теоретик права Г.Ф. Шершеневич писал, что под термином «источники права» понимают: а) силы, творящие право, например… волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть; б) материалы, положенные в основу того или другого законодательства…; в) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права; г) средства познания действующего права» [18; С.21] .

Н.М. Коркунов считал источниками права «формы объективирования юридических норм», служащие признаками их обязательности, а также «средства познания права» [24; С.63].

Множественность вариантов толкования и применения термина «источник права» была свойственна правовой науке и в советский период. В советской правовой литературе при рассмотрении и использовании понятия «источники права» говорили либо о силе, которая создает право, и называли ее источником права в материальном смысле, либо о форме, благодаря которой правовая норма приобретает общеобязательный характер, и называли ее источником права в формальном (юридическом) смысле.

В советской правовой литературе велась дискуссия о правильности терминов, обозначающих такие понятия как «источник права» или «форма права».

Марченко М.Н. считает, что в современной российской правовой науке можно считать эти споры преодоленными, поскольку термины «источники права» и «форма права» употребляются в одном и том же значении – внешней формы объективизации, выражении права или нормативной государственной воли. При этом отмечается, что термин «источник права», несмотря на его условность, является удобным в употреблении и традиционным для мировой юриспруденции [22; С.11] .

Оба понятия: «источник права» и «форма права» относятся к одному и тому же явлению и наиболее логичным и целесообразным является их использование как синонимов, как идентичных терминов и понятий. Источник права – это и есть форма, внешнее выражение права. Нормы права воспринимаются в обществе и соблюдаются посредством соответствующим образом оформленных источников права.

В Конституции Российской Федерации п.1 ст.7 сформулировано положение гласящее, что Российская Федерация является социальным государством [1]. Основной элемент социального государства составляет система социальных прав, ключевую роль в которой играет право на социальное обеспечение.

Сущность социального обеспечения как правовой категории лучше всего отражает позиция, согласно которой оно рассматривается как государственная система или система государственных мероприятий по материальному обеспечению граждан в старости, при потере кормильца, нетрудоспособности и в других предусмотренных законом случаях за счет общественных и (или) обобществленных средств. Указанное определение верно отражает форму существования социального обеспечения – государственную форму [23;С.16].

Социальным может быть признано только обеспечение, идущее от государства, то есть закрепленное в юридических нормах, им издаваемых. Как считает Зеленина, нормы права социального обеспечения представляют собой исключительную форму существования социального обеспечения. Данный тезис подтверждается историей становления и развития социального обеспечению в России.

Возникновение правовых норм, регулирующих социально-обеспечительные отношения, представляет собой, с одной стороны, объективный процесс, так как он обусловлен природой человека и социальным назначением государства, однако каким будет содержание данных норм, зависит еще и от воли законодателя – в этом проявляется субъективная сторона процесса возникновения норм права социального обеспечения.

Если в общей теории права, других отраслях проблема источников права достаточно исследована как в прошлом так и в настоящем, то в такой молодой отрасли права, как право социального обеспечения, она не получила еще комплексного освещения.

Исследование понятия «источники права социального обеспечения» показало, что в данной правовой категории в полной мере находят проявления концепции, научные представления, дискуссии, характерные как для общей теории права, так и трудового права. В настоящее время отрасль права социального обеспечения является вполне самостоятельной.

Источники права социального обеспечения – это внешняя форма правотворческой деятельности государства в сфере регулирования социально-обеспечительных отношений, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения [14;С.126]. Результатом правотворческой деятельности государства являются нормативные правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения. Такие нормы, объективированные только в определенной форме, становятся общеобязательными, правовыми, реализация которых обеспечивается средствами государственного воздействия.

Главную, ведущую роль в системе источников российского права, в том числе и права социального обеспечения, играют нормативные правовые акты.

Теория права понимает под нормативным актом официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы [29;С.51].

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления от 20 января 2003 г. № 2 [10] определил нормативный правовой акт как изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Их большой удельный вес по сравнению с другими источниками связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Давая характеристику нормативному правовому акту и его отличию от других источников, ученые отмечают, что нормативные правовые акты как источники права имеют организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права [29; С.51] .

Во-первых, в том, что у издающих их государственных органов гораздо больше координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов, для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов.

Во-вторых, в том, что благодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержания нормативно-правового акта он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм.

В-третьих, в том, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок в «обращении», чем другие формы. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить в него коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

Таким образом, источники права социального обеспечения воплощают в себе решения правотворческих органов о создании, изменении, отмене норм права социального обеспечения. Создание источника права социального – неотъемлемая часть правотворчества, без которой нормы права социального обеспечения не могут возникнуть, а решение компетентного органа не может получить значение государственной воли, нормы права социального обеспечения.

Источники права социального обеспечения являются той формой, в которой нормы права выступают в реальной жизни, из которой черпаются знания о действующем праве и к которой обращаются при решении конкретных правовых ситуаций [14;С.127].

Основными признаками источника права являются: нормативный характер предписаний; обязательность для исполнения; сила государственного принуждения.

Нормативный правовой акт содержит, как известно, общеобязательные правила, действие которых распространяется на неограниченный круг субъектов. Этот признак отличает его от индивидуального правового акта (правоприменительного акта, принятого исполнительным органом или должностным лицом исполнительной власти и местного самоуправления либо судом), который имеет своим адресатом конкретного субъекта (субъектов) и направлен на реализацию соответствующего субъективного права либо возложение юридической обязанности [28;С.52].

Индивидуальный правовой акт, таким образом, сам не закрепляет никаких прав и обязанностей, а служит средством их осуществления, в связи с чем в качестве источника права не рассматривается.

Нормативные акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли российского права.

Нормативный правовой акт как источник права социального обеспечения характеризуется следующими основными чертами: он издается в пределах компетенции соответствующего государственного органа; должен соответствовать актам вышестоящих органов; приобретает обязательную силу после его обнародования или иного предусмотренного нормами права доведения до сведения исполнителей.

Наряду с общими признаками, источники права социального обеспечения обладают особенностями, которые обусловлены предметом и методом отрасли права социального обеспечения. Носящая в своей основе объективный характер, отрасль права во многом определяет систему законодательства, служит для законодателя ориентиром в его правотворческой деятельности.

Субъектом, от которого исходят нормы права социального обеспечения, является только государство. Даже в том случае, когда фактически юридическая норма принимается негосударственным органом (органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами), ее все равно следует признавать исходящей от государства [26;С.27].

Решение вопросов социального обеспечения не должны приниматься институтами гражданского общества, частными структурами. только государство. Т.к. только государство, в отличие от них, являясь всеобъемлющей организацией, обладает всеми необходимыми механизмами для решения этих вопросов.

По своей сути, право социального обеспечения является материально-процедурной отраслью. Практически любая материальная норма права (за исключением запрещающих) требует реализации, при этом она не может быть осуществлена автоматически: необходим определенный механизм. Данный механизм, то есть порядок совершения действий в целях реализации материальной нормы, и закрепляют процедурные нормы права [18;С.23].

В праве социального обеспечения процедурные нормы способствуют реализации норм материальных, устанавливающих право на социальное обеспечение, посредством регламентации деятельности нуждающихся лиц по обоснованию своего правопритязания, а также правоприменительной деятельности органов социального обеспечения.

Содержанием нормы права социального обеспечения, как и любой другой правовой нормы, является общеобязательное правило (модель) поведения. Однако общеобязательность норм права социального обеспечения, можно сказать, носит односторонне-направленный характер: данные нормы, как правило, являются обязательными только для государства в лице конкретных органов, организаций или должностных лиц, а также иных уполномоченных государством субъектов (муниципальных образований, работодателей) [20;С.19].

В отношении же второго субъекта нормы права социального обеспечения носят преимущественно предоставительный характер, закрепляют за ним права. Государство, закрепляя свою обязанность по социальному обеспечению граждан, ограничивает ее определенным пределом: в нормах права социального обеспечения закрепляется объем (размер) социальнообеспечительных предоставлений.

В праве социального обеспечения нет процессуальных норм. А.Ю.Зеленина считает, что в случае нарушения права на социальное обеспечение возникает охранительное правоотношение, основным содержанием которого выступает охранительное правомочие на защиту; регулируется это отношение нормами отраслей права, которые предусматривают механизмы защиты нарушенных прав (гражданским процессуальным и административным правом), но не нормами права социального обеспечения (в социально-обеспечительном законодательстве нет специального механизма, в отличие, например, от трудового законодательства) [14;С.127].

Еще одна особенность норм права социального обеспечения заключается в том, что указанные нормы предусматривают принудительные меры в качестве неблагоприятных последствий их нарушения, как правило, только в отношении одной стороны правоотношения – субъекта-получателя, при этом число таких мер невелико, и они носят специфический характер, обусловленный особым статусом этих субъектов.

В праве социального обеспечения присутствует сочетание нескольких уровней правового регулирования, а именно, централизованного с региональным, муниципальным и локальным, что является одной из основных черт метода права социального обеспечения.

Распределительный характер отношений по социальному обеспечению, как главная черта этой отрасли, обусловливает целесообразность для государства одновременного сочетания различных уровней правового регулирования. Для федерального законодателя очевидно, что расходы по социальному обеспечению непосильны только для федеральной собственности, поэтому обеспечение социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов [17;С.16].

Государство предоставило возможность (право) каждому собственнику средств (региону, муниципалитету, работодателю и т.д.) распорядиться частью своей собственности на социальное обеспечение населения, а в некоторых случаях обязало собственника к такому распределению.

В одних случаях нормы права социального обеспечения разрешают субъектам соответствующего уровня правового регулирования установить за свой счет предоставление какого-либо блага по социальному обеспечению (принять нормативный правовой акт об увеличении пенсии, пособия, компенсации на данной территории, в данной организации и т.д.), а в других случаях обязывают их самостоятельно создать правовую норму, как правило, конкретизирующую норму вышестоящего акта (например, в сфере социального обслуживания, медицинской помощи гражданам, социальной защиты ветеранов и т.д.).

Это своего рода обязанность нормотворчества выгодно государству, т.к. чем ниже уровень правового регулирования, тем ближе законодатель к получателям благ по социальному обеспечению, тем эффективнее он регулирует некоторые общественные отношения, тем лучше он учтет уровневые особенности причин нуждаемости и иные факторы, тем в конечном итоге действенней будут использованы (может быть даже сэкономлены) средства, направляемые на эти цели [18;С.29].

Множественность уровней правового регулирования объясняется и тем, что в праве социального обеспечения возможна и необходима дифференциация условий и норм социального обеспечения, в том числе и в связи с особенностями конкретной территории, отрасли экономики, организации.

Эти особенности могут быть климатическими, экологическими и т.д. Адекватное и полное отражение этих особенностей в праве социального обеспечения невозможно на каком-либо одном уровне власти, в связи с чем необходимо участие в их разрешении и иных социально-ответственных перед обществом субъектов.

Следующая особенность источников права социального обеспечения вытекает из статьи 39 Конституции РФ, предусматривающей, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законами». Анализируя литературу, можно сделать вывод, что формирование системы социального обеспечения в РФ, в первую очередь связано с принятием нормативных правовых актов в виде законов по пенсионному обеспечению, по обеспечению пособиями, социальному обслуживанию (законодательство советского периода в данной сфере ограничивалось, как правило, уровнем подзаконных нормативных актов).

При этом необходимо подчеркнуть, что в федеральных законах закрепляется минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких обстоятельствах другими субъектами, поскольку гарантируется финансовыми источниками на уровне федерации.

Особенностями содержания источников права социального обеспечения является тот факт, что почти все они носят правоустановительный характер. Граждане наделяются определенными правами на получение тех или иных видов социального обеспечения [26;С.18] .

Таким образом, можно сказать, что источниками права социального обеспечения являются нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

Наши рекомендации