В новой геополитической ситуации
В политический словарь понятие «национальные интересы» вошло в период образования национальных государств в Европе в XVI—XVII вв. Известные европейские мыслители — Н. Макиавелли, Дж. Локк и Т. Гоббс, — в своих трудах писали об «общих интересах нации», «воле государя», «государственном расчете» и других близких по смыслу понятиях. Они выводили национальные интересы из самого существования наций и считали их неотъемлемой принадлежностью последних. Российские ученые о «национальных интересах» начали говорить с эпохи Петра I. В работах славянофилов — И.С. Аксакова, А.С. Хомякова, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева1 — этот термин является ключевым и имеет решающее значение для обоснования философских концепций авторов.
В современной геополитике под национальными интересами принято понимать стратегически важные цели, которые ставит перед собой каждое государство, и средства, с помощью которых оно рассчитывает их достичь. Российские национальные интересы — это наиболее существенные потребности российского общества и государства, удовлетворение которых способно обеспечить их устойчивое развитие. В этом смысле национальные интересы являются важнейшими задачами внутренней и внешней политики.
Приоритетное значение среди национальных интересов имеет обеспечение безопасности российского государства. В недалеком прошлом под безопасностью понимали защиту страны от нападения врагов, шпионажа, покушений на государственный строй.
1 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991; Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М., 1996; Хомяков А.С: О старом и новом М., 1988.
Со второй половины XX в. стали учитывать демографические, техногенные и экологические факторы. В XXI в. большую роль стали играть новые параметры безопасности, которые связаны с экономическим, и финансовым положением стран, научно-технической революцией,' развитием информационных и коммуникационных систем, трансграничной преступностью, международным терроризмом, торговлей наркотиками и оружием, незаконной миграцией, войнами, спровоцированными по заказу тех или иных политических сил.
С развитием процессов глобализации и информационной революции эти новые аспекты безопасности будут играть все возрастающую роль. Однако нельзя забывать и о традиционных составляющих баланса сил и военно-политических отношений между центрами силы. Судя по всему, они сохранят свое значение в качестве каркаса системы международной безопасности, на который будут накладываться и влиять перечисленные выше новые параметры.
Однако на первый план в обеспечении национальной безопасности все более определенно выходит информационный уровень.Дело в том, что современная информационная революция разворачивается на фоне информационных войн, которые своей главной целью как раз и ставят подрыв национальной безопасности государств. Информационная война представляет собой всеобъемлющую, целостную стратегию, призванную отдать должное значимости и ценности hhl формации в вопросах управления и реализации национальной политики. Информационная война нацелена на факторы уязвимости, неизбежно возникающие в условиях возрастающей зависимости от информации. Объектом первоочередного внимания становятся информационные системы, включая соответствующие линии передач, обрабатывающие центры и человеческий фактор в этих системах, а также информационные технологии, используемые в системах вооружений.
Известно, что информационное оружие сыграло решающую роль в победе США над СССР в «холодной войне». С тех пор теория информационной войны непрерывно совершенствуется. Современная теория предполагает следующие узловые моменты.
В административной и экономической областях объектами нападения могут быть системы управления предприятиями, населенными пунктами, городами и регионами. При этом возможны: разрушение этих систем или манипулирование заложенной в них информацией, что способно замедлить темпы развития страны в целом или отдельных отраслей; переориентация развития отраслей в Направлении, вы годном для стороны, применившей информационное оружие; внесение дезинформации в финансовую и банковскую сферы; искажение национальной статистической отчетности, на основе которой принимаются управленческие решения, в том числе и стратегического характера.
Предусматриваются также в научно-технической области: изменение или блокирование отдельных направлений исследований, продолжение которых невыгодно атакующей стороне, нацеливание исследований на бесперспективные области; ввод дезинформации; распространение пропагандистских материалов; формирование общественного мнения с целью оказания нужного влияния на крупнейшие научно-исследовательские центры и отдельных ученых1.
В современной информационной войне широко используются методы секретных служб, в частности анонимное распространение необходимой информации по Интернету, адресная высылка известным журналистам и общественным деятелям электронных изданий, якобы исходящих из респектабельных и независимых источников. Российские военные эксперты считают, что Россия остается одним из основных объектов электронной разведки и специальных операций. Американские системы электронного шпионажа «Эшелон» и «Карнивор» ведут мониторинг киберпространства России. Анализу подвергаются практически все электронные сообщения, выходящие за пределы России.
Время от времени в печать просачиваются скандалы о том, что секретная информация из стратегических российских центров перекачивается за рубеж через специальные «электронные закладки» в импортной компьютерной технике. Так, в Институте им. И.В. Курчатова внедренные фирмой-изготовителем «электронные закладки» обеспечивали возможность утечки секретных сведений. На особо секретном объекте Министерства авиационной промышленности в г. Жуковском произошла серьезная авария, которая также была вызвана «электронной закладкой» в ЭВМ2. Подобные случаи свидетельствуют о том, что информационные войны сегодня активно ведутся на российской территории и серьезно подрывают национальную безопасность страны на самых важных — секретных — информационных объектах.
Новый уровень в обеспечении информационной безопасности связан с использованием «сетевых структур». Речь идет о создании «сегментированных, полицентрических, идеологизированных информационных сетей».
1 См.: Абрамова И.О., Пеликанов Д.В.Интернет, трансформация общества и сетевые
войны // Российские стратегические исследования. М., 2002. С. 142.
2 См.: Советская Россия. 2001. 21 апреля.
Например, информационная сеть (The Grid) состоит из трех подсетей: датчиков (сенсоров), узлов, принимающих решения, и исполнительных узлов. Вычислительная мощность таких сетей превосходит Интернет и обладает также ресурсом интеллектуального поиска. В начале 2002 г. в печать поступило сообщение о том, что в России Фонд технологического развития при Министерстве промышленности, науки и технологии выделил средства на создание сети Grid1.
Современная концепция национальной безопасности включает и военную доктрину.Она представляет собой систему официально принятых воззрений на войны, вооруженные конфликты и столкновения, их роль во внешнеполитической стратегии; на пути, формы и средства их предотвращения, на военное строительство, подготовку страны к отражению реальных и потенциальных угроз ее безопасности. Российская военная доктрина была утверждена 2 ноября 1993 г. Указом Президента Российской Федерации. Одной из основных ее задач было предотвращение войны и военных конфликтов и сохранение мира. На первый план Россия выдвигает политические средства предотвращения конфликтов как на международной арене, так и внутри страны, рассматривая все страны, чья политика не наносит ущерба ее интересам и не противоречит Уставу ООН, как партнеров.
Существующая российская военная доктрина справедливо критикуется многими военными экспертами за ее откровенно пацифистский характер в условиях возросших военных угроз в современном мире. Так, генерал А.И. Николаев, председатель Комитета Государственной думы по делам обороны, подчеркивает, что российская военная доктрина не дает ответа на главный вопрос: к какой войне, с каким противником необходимо готовить вооруженные силы государства, какая для этого нужна армия, какой военной техникой она должна быть оснащена2. Россия действительно сегодня против того, чтобы с кем-то воевать, нет у нее и территориальных претензий к окружающим государствам. Но нельзя не заметить, что огромное число государств имеют территориальные претензии к России практически по всему периметру ее границ.
Современная военная доктрина должна освещать и новые — информационные — направления ведения военных действий. Сегодня российские эксперты оперируют в своих докладах определением ин формационно-психологического оружия, информационной войны и другими аналогичными категориями, разработанными американскими военными!
1 Независимая газета. 2002. 16 февраля.
2 См.: Николаев А.И.Военная реформа буксует// Русский мир. 2000. № 3. С. 125.
Российская военная доктрина должна дать ответ на вопрос о том, как Россия относится к информационным войнам и какие цели и средства она ставит перед собой в информационном пространстве. Данное направление в развитии военного искусства положено в основу концепции строительства американских вооруженных сил «Единое видение 2010» (Joint Vision 2010) и связано с трансформацией угроз в новом веке. Необходимо дать адекватный российский ответ на эти угрозы, сформулированный ведущими российскими экспертами в военной области, поскольку в любой науке принципиально важное значение имеет фундаментальная постановка ключевых вопросов и проблем.
Представляют интерес прогнозы российских военных экспертов в области экономического и военного развития страны на 10—15 лет вперед (экономическое и военное развитие тесно взаимосвязаны). Прогностическое исследование, которое велось в последние годы в Институте мировой экономики и международных отношений (ИМЭ-МО РАН), показывает, что в настоящий момент доля США в мировом ВВП составляет примерно 21%, Европейского союза — 21%, Японии — около 8%, Китая — около 7%. Российской Федерации —1,7%. По прогнозу на 2015 г., несмотря на динамичность таких соотношений, положение России в этой иерархии принципиально не изменится. Предполагается, что США вместе с Канадой и Мексикой будут обладать примерно 19% мирового ВВП, Европейский союз — 16%, Китай обгонит Японию, его доля достигнет 10%, доля Японии — примерно 7%. Выйдут на авансцену новые группы государств, такие, как страны АСЕАН, которые, скорее всего, будут иметь 7%, и известные азиатско-тихоокеанские «тигры» — Южная Корея и Тайвань, чья доля в совокупности может составить около 5%.
В рамках этого прогноза максимум, на что может рассчитывать Российская Федерация, — это примерно 2% мирового ВВП, причем при самых благоприятных, оптимистических предположения по поводу экономического развития, т.е. если ежегодно экономический рост будет составлять в среднем 5—6%. Вместе со странами СНГ, при условии, что и там будет такой же экономический рост, можно рассчитывать на 2,5—3%2.
1 См., напр.: Российские стратегические исследования. Ежегодник / Под ред. Л.Л. Фитуни. М., 2002.
2 См.: Арбатов А.Г.Национальная безопасность России в многополярном мире // Вестник РАН. 2000. № 11.
Если Россия будет тратить около 3,5% ВВП на военные цели (в 2000 г, мы тратили 2,8%) и если экономический рост достигнет 5— 6% в год, то она сможет сохранить статус одной из двух ведущих ядерных сверхдержав, т.е. поддерживать свои стратегические силы примерно на уровне договора СНВ-2 (около 3 тыс. ядерных боезарядов). Однако, чтобы не утратить этот статус, России придется выделять до 40—50% военного бюджета только на стратегические ядерные силы и системы их информационного обеспечения, предупреждения и управления. Если же Россия будет выделять достаточно средств на силы общего назначения, то на стратегические ядерные вооружения останется не более 20% военного бюджета, и через 15 лет наши стратегические силы составят максимум 1000—1500 боеголовок. А это означает трехкратное отставание от Соединенных Штатов. Сейчас по военным расходам Россия отстает не только от ведущих государств НАТО, но также от Индии, Японии и Китая1.
Стратегические ядерные силы по-прежнему являются главной опорой обороноспособности России и будут оставаться важнейшим фактором международного влияния нашей страны. Но необходимо учитывать, что в 1990-е гг. темпы распространения ядерного оружия значительно возросли, и вполне возможно, что в ближайшие 10— 15 лет этот процесс получит дальнейшее развитие. Достаточную тревогу вызывают прогнозы специалистов: на фоне предполагаемого сокращения стратегических ядерных сил России (до 1500 боезарядов) и США (до 35GO) силы других ядерных держав возрастают и в совокупности могут быть не только сопоставимы с силами России, но в наихудшем варианте в обозримой перспективе превзойдут их.
Сегодня рассматривается и такой вариант: к ядерному клубу, помимо Англии, Франции, Китая, Индии и Пакистана, присоединятся Иран, Ирак и Тайвань. Если же в число ядерных стран войдет и Япония, то глобальный ядерный баланс изменится полностью2. При этом потенциально ядерные силы третьих стран могут быть направлены на Россию, поскольку все обладающие или могущие обладать ядерным оружием государства расположены гораздо ближе к России, чем к США. Поэтому российская территория сразу оказывается в пределах . досягаемости новых членов ядерного клуба.
Следует подчеркнуть, что серьезно ослабить российский потенциал ядерного сдерживания могут также намерения Соединенных Штатов Америки приступить к развертыванию национальной системы противоракетной обороны, потребность в которой обосновывается необходимостью защиты от третьих ядерных держав.
1 См.: Арбатов А.Г.Указ. соч. С. 985.
2 Там же.
Сегодня в силу бюджетных ограничений Российская Федерация располагает гораздо меньшими средствами для развертывания системы противоракетной обороны на своей территории, чем США. Помимо этого ситуация осложняется еще и тем; что классическая схема взаимного сдерживания, сложившаяся между Россией и США в годы «холодной войны», может не сработать в отношениях с третьими ядерными странами, во главе которых могут стоять авантюристские, фундаменталистские лидеры. Для них угроза потери значительной части своего населения в случае ответного удара России не явится достаточным сдерживающим моментом.
Весьма спорным является вопрос о сокращении вооруженных сил общего назначения. В 1990-е гг. российская армия сократилась примерно на 30%. Сейчас наша страна — третье в мире государство по численности вооруженных сил после Китая и США. Но экономические трудности, скорее всего, не позволят нам в течение 10—15 лет поддерживать армию той же численности (примерно 1,2 млн человек). Сторонники сокращения вооруженных сил подчеркивают, что в случае, если армия не будет сокращена, это приведет к полной деградации ее технического оснащения, потому что около 70% средств расходуется на содержание военнослужащих, а.на НИОКР, закупку вооружений и военной техники, капитальное строительство остается менее 30%. Уже сейчас в российских вооруженных силах доля современного оружия и техники составляет менее 20%. Если военные расходы сохранятся на том же уровне, через пять лет эта доля может сократиться до 5%. В передовых в военном отношении государствах доля современных вооружений достигает 50—60%!.
Точка зрения А.Г. Арбатова, заместителя председателя Комитета Госдумы по обороне, состоит в том, что Россия может избежать деградации вооруженных сил и военно-промышленного комплекса путем значительного, сокращения численности военнослужащих — на 30 или 50%, т.е. до 800 или 600 тыс. человек. Тогда можно будет направлять больше средств на НИОКР, закупку вооружений и повышение, прочих качественных параметров военной мощи.
Альтернативную точку зрения по этому вопросу высказывают генерал-майор А.И. Владимиров, вице-президент коллегии военных экспертов России, и генерал А.И. Николаев, председатель Комитета Госдумы по делам обороны. Суть ее состоит в том, что Россия — огромная страна и она не нуждается в «потешных войсках».
1 См.: Арбатов А.Г. Указ. соч. С. 986.
Задача наших вооруженных сил — защитить страну от реальных военных угроз и с западного, и с южного, и с восточного стратегических направлений. Именно исходя из этих задач должен определяться размер вооруженных сил. К тому же в минувшее десятилетие армия уже была сокращена наполовину, но свободных денег на ее техническое оснащение так и не появилось1.
Вопрос о развитии военной реформы будет решен в ближайшем будущем. Однако необходимо подчеркнуть, что уже сейчас государства НАТО в Европе превосходят Россию по силам общего назначения в три-четыре раза, а на южных границах вооруженные силы Турции составляют примерно 50% от вооруженных сил России. При этом наша армия рассредоточена по всей территории страны, включая азиатскую ее часть. Военные эксперты считают, что вместе с Ираном Турция располагает примерно равными с Россией вооруженными силами, а с учетом военной мощи Пакистана — полуторным превосходством. На Дальнем Востоке Китай, располагая ныне примерно вдвое большим военным бюджетом, чем Россия, через 10—15 лет, даже сократив свою армию, но улучшив ее технические и качественные характеристики, сможет иметь примерно двукратное превосходство над нашими вооруженными силами. А если учитывать только ту их часть, которая расположена на Дальнем Востоке, то КНР будет иметь десятикратное превосходство. Япония уже сейчас в полтора раза превосходит российские силы общего назначения на Дальнем Востоке2.
Вполне понятны и обоснованы предостережения, высказанные А.И. Владимировым: развал армии неизбежно повлечет за собой гибель нашей государственности, поэтому проблемы военного строительства являются делом высшего государственного уровня, а их конструктивное решение должно стать не только одним из высших государственных приоритетов в рамках военной реформы, но и в новой философии государственного строительства России3.
Необходимо остановиться также на анализе новой концепции национальной безопасности России, которая была утверждена 10 января 2000 г. Указом Президента России. В целом концепция нацелена на сотрудничество и интеграцию России в мировую политическую, экономическую и финансовую системы, хотя при этом подчеркивается необходимость противостоять многообразным формам внешнего давления.
1 См.: Николаев А.И. Военная реформа буксует // Русский мир. 2000. № 3. С. 125.
2 См.: Арбатов А.Г. Указ. соч. С. 986.
3 См.: Владимиров А.И. Военная реформа в России. М., 2000. С. 190.
Определенный акцент сделан на «возросшем уровне и масштабах угроз в военной сфере», связанных с изменением военной стратегии НАТО и отставанием России от ведущих стран мира в области высоких технологий. Следует подчеркнуть, что впервые в постсоветский период в официальном государственном документе политика стран Запада открыто названа «потенциальной угрозой российской безопасности» и применение ядерного оружия считается правомерным не только в ответ на его использование агрессором, но и в случае «широкомасштабной агрессии с применением обычного оружия в критических ситуациях для национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников»1.
Такие формулировки появились в концепции национальной безопасности России в ответ на экспансионистскую политику Запада, расширяющего границы НАТО на Восток. Одновременно российское руководство серьезно беспокоят конфликты на границах государства. На юге у России складываются очень тяжелые взаимоотношения с мусульманскими странами: Россия вовлечена в военные конфликты в Закавказье, на Северном Кавказе и в Центральной Азии. Причем наблюдается объединение мусульманского мира против России. Талибы уже воюют на Северном Кавказе, а чеченские боевики обучают талибов на своих секретных базах в горах. На Дальнем Востоке территориальный спор с Японией мешает нормальному развитию экономических и политических связей с этой крупнейшей восточной державой.
Союзниками России сегодня являются такие государства, как Китай, Иран, Индия. Вместе с тем прогнозы специалистов свидетельствуют о том, что через 10—15 лет отношения с КНР могут обостриться, потому что возникнут споры вокруг сырьевых запасов Дальнего Востока и Сибири, а также в связи с демографической экспансией Китая на Дальний Восток. В повестку дня практической политики могут быть возвращены карты, по которым Приморье принадлежит Китаю, как и ряд других районов этого региона.
В новых условиях российские военные эксперты считают бессмысленным сравнивать силы противников по количеству дивизий, танков и артиллерии, поскольку появилось новое поколение сверхточных вооружений. Сегодня важно сравнивать возможности применения оружия, которыми обладают войска. Критерием здесь являются разведка и информация2. Но информационный уровень обеспечения национальной безопасности России в новой концепции безопасности разработан не был, что, возможно, является главным свидетельством «отставания» России на ведущем стратегическом направлении.
1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимое
военное обозрение. 2000. 14 января.
2 См.: Николаев А. И.Военная реформа буксует // Русский мир. 2000. № 3. С. 127.
В эпоху перехода к информационному обществу концепция национальной безопасности должна быть выдержана в информационной парадигме— это стратегически важная постановка вопроса о безопасности, не овладев которой нельзя решить и все другие проблемы в данной области.
Еще один важный уровень защиты национальных интересов лежит в области морали, нравственности и культуры. Концепция национальной безопасности должна выполнять функцию консолидации общества вокругбазовых ценностей,которые бы разделяло большинство граждан, несмотря на имеющиеся между ними социальные, идейные и конфессиональные различия. Было бы серьезной ошибкой считать, что национальные интересы страны должны защищать только профессионалы. Концепция национальной безопасности должна быть обращена к каждому гражданину страны — 'ведь речь идет о безопасности нации.
К сожалению, сегодня российское общество расколото и в экономическом, и в идеологическом направлениях. Для того чтобы его консолидировать, в основу национальной безопасности должны быть положены идеи возрождения национальных традиций, исторических и духовных ценностей России, созданных плодами труда всех предшествующих поколений. В информационном обществе решить эту задачу могут только государственные средства массовой информации. Именно они должны говорить о достижениях русской культуры, пропагандировать русское искусство и уважение к национальным традициям. Прежде чем добиться уважения мирового сообщества, мы должны уважать самих себя, собственную историю и культуру. Это тоже информационный аспект концепции национальной безопасности, который необходимо активизировать в массовом сознании. Концепция национальной безопасности должна быть органично связана с национальной идеей, только тогда она может быть по-настоящему эффективной.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.В чем основные приоритеты национальной безопасности России?
2.Какие угрозы национальной безопасности являются наиболее важными?
3.Какие новые приоритеты национальной безопасности диктует информационная революция?
4.Каковы основные российские национальные интересы?
ГЛАВА 5