Формирование геополитической традиции на Востоке: сакральность духовных символов
Весьма интересные геополитические идеи о формах контроля над пространством и методах противоборства между государствами были высказаны в древнем Китае. Китайские стратагемы — секретное достояние нации, длительное время их тщательно скрывали от иностранцев. Стратагемность мышления и действия были серьезным оружием китайских дипломатов, политиков и военных.
Китайские стратагемы — это совокупность скрытых тактических приемов и уловок, которые необходимо творчески использовать в зависимости от исторической ситуации. Особенно эффективно они могут быть применены в ситуации геополитического противоборства: «Стратагемы подобны невидимым ножам, которые спрятаны в человеческом мозгу и сверкают, только когда их вздумаешь применить... Тот, кто умеет применять стратагемы, может мгновенно превратить в хаос упорядоченный мир или упорядочить хаотический мир»1.
Наиболее известные китайские стратагемы:" «Объединиться с дальним врагом, чтобы победить ближнего», «Превратить роль гостя в роль хозяина», «Наблюдать за огнем с противоположного берега», «Заманить на крышу и убрать лестницу», «Ловить рыбу в мутной воде», «На востоке поднимать шум, на западе нападать», «Скрывать за улыбкой кинжал», «Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао», «Грабить во время пожара», «Сманить тигра с горы на равнину», «Тайно подкладывать хворост под костер другого», «Убить чужим ножом», «Обмануть императора, чтобы он переплыл море» и др.
В древнем Китае была детально разработана методика применения той или иной стратагемы с учетом различных обстоятельств и ситуаций. Основная идея стратагемного мышления — не вступать в прямое противоборство, что способно быстро истощить силы и нанести невосполнимый урон, с помощью тайных уловок постараться «задушить в объятиях» врага и сохранить силы и богатства: «Каждый человек стоит на линии фронта. Краткий миг рассеянности — и вот уже что-то, принадлежащее одному человеку, досталось в добычу другому. Но тот, кто умеет применять стратагемы, всегда удержит инициативу в своих руках».
1 Зенгер X. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. М., 1995. С. 21.
21
Таким образом, в рамках стратагемного мышления идеальное нападение — это не силовое подавление противника, это не штурм до победного конца. Задача состоит в том, чтобы противник уничтожил себя собственными руками. Точно так же идеальная защита не должна представлять собой прямого отражения наступления врага: необходимо использовать атаку противника против него самого. Стратагемность мышления не предполагает сокрытия своих планов от врага, напротив — демонстрируемая открытость также является оружием борьбы.
Китайские стратагемы высоко оценили не только современные геополитики, но и политтехнологи, которые широко используют стратагемы во время избирательных кампаний. Известно, например, что новейшие геополитические технологии контроля над пространством с помощью «бархатных революций» и конфликтов низкой интенсивности во многом основаны на стратагемности мышления.
В Средние века геополитические идеи развивались на арабском Востоке, где существовал большой интерес к изучению античных геополитических воззрений. Именно благодаря арабским мыслителям античное геополитическое наследие было сохранено и приумножено: мусульманская культура явилась важным связующим звеном между Античностью и эпохой Возрождения.
Наибольшую известность среди арабских ученых получило геополитическое наследие Ибн Хальдуна (1332—1406). Он построил свою концепцию мировой истории, исходя из античной идеи о климатических зонах, играющих стратегическое значение. Вслед за Аристотелем Ибн Хальдун был убежден в преимуществах умеренного климата -для развития государств, но оригинальным дополнением этой теории является созданная им концепция исторических циклов.Во многом идея цикличности понадобилась арабским мыслителям, чтобы обосновать движущую силу политической истории в активности кочевых народов, которые обладают физическим и моральным превосходством над оседлым населением. Следуя логике военных побед, исторические циклы начинаются с того, что кочевники захватывают страны с оседлыми жителями, образуя обширные империи. Затем начинается цикл оседлости, и в течение нескольких поколений правящие династии осваивают завоеванные пространства, постепенно утрачивая свои стратегические качества. В результате правление в империях ослабевает, и тогда начинается новый цикл: из степей при ходят очередные волны кочевников, которые осуществляют завоевание, и история возобновляет свое поступательное движение.
Впоследствии идея геополитического преимущества кочевников в мировой истории получила достаточно широкое распространение в российских геополитических исследованиях. Особенно активно эта концепция развивалась евразийцами П.Н. Савицким, Г.В. Вернадским, а также Л.Н. Гумилевым.
Оригинальные геополитические идеи формировались в эпоху Средневековья в Древней Руси. Главной особенностью русской геополитической традиции является то, что она складывается не под влиянием естественных наук, как это было на Западе, а в русле отечественной гуманитарной традиции. Особое влияние на нее оказала философия истории: корни русской школы геополитики уходят в глубь веков, к сказаниям старца Филофея о Третьем Риме. Именно старец Филофей сформулировал главный архетип русской геополитической школы: «Яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Перед нами образ России — «странствующего царства». Третий Рим не заменяет, не повторяет предшественников — это новое царство взамен двух падших. Не ставится задача сохранения и продолжения традиции — традиция рвется и создается заново. Отсюда расколы и катастрофические перерывы в российской политической истории, в освоении русского пространства.
Образ России — «странствующего царства» — рождает соблазн геополитических отречений и отрицаний. С самого начала повелось в русской истории: не успев принять и усвоить византийскую традицию, русская власть от нее отказывается. Отречение «от греков» произошло в самый решительный момент национального самоопределения. Это был кризис политический, национально-государственный, связанный с ростом Москвы и с пробуждением национального самосознания, с потребностью в церковно-политической независимости от Константинополя, когда Иван Грозный скажет со всей определенностью: «Наша вера христианская, а не греческая».
Можно предположить, что именно этот болезненный разрыв национальной традиции на этапе становления определил форму геополитического кода: он сложился как двузначный, амбивалентный. В нем борются два начала: национальное, языческое, и привнесенное, заимствованное, христианско-византийское.
Разновременные, несоизмеримые импульсы — бурная лава древнерусского язычества («ночная культура») и строгая духовная традиция византийского православного христианства («дневная культура») таинственным образом срослись, соединились, но не дали культурного синтеза.
Национальный геополитический код так и остался подвижным, двойственным, способным к перевоплощениям на разных этапах истории.
Роковая двойственность национального геополитического кода наложила отпечаток на все этапы русской политической истории. Стало определенной традицией на Руси «отрекаться от старого мира» на каждом новом этапе развития, опустошать национальные пантеоны, пересматривать и перекраивать границы. Каждый новый властитель начинает с кампании «политических разоблачений» своего предшественника и щедрой рукой способен «отменить» все его поражения и победы: можно продать Аляску, разрушить Берлинскую стену и даже «перекроить» границы.
Несомненно, в русский нигилизм вложен страстный духовный поиск — «поиск абсолютного, хотя абсолют здесь равен нулю» (С. Л. Франк). Поэтому так драматична наша политическая история, так непредсказуема не только в своем будущем, но и в своем прошлом, особенно — в границах русских земель.
Архетип «странствующего царства» объясняет «мистическое непостоянство» российских геополитиков, их «всемирную отзывчивость» — повышенную восприимчивость к инокультурным влияниям. Россия периодически попадает в орбиты иноземных политических влияний, «странствует» по чужим политическим временам и пространствам, адаптирует чужой политический опыт. В этих переливах политических впечатлений и переживаний теряется самое главное — национальная традиция. Российские геополитики плохо помнят родство — свои национальные корни. Отсюда эти вечные вопросы русской власти: в чем национальная идея? Где границы русских национальных, интересов?
Одновременно в образе «странствующего царства» заложена нешуточная геополитическая претензия на имперскую традицию всемирной власти: Москва — Третий Рим. Каждый крупный государственный деятель в России использовал образ Третьего Рима для обоснования своих имперских политических амбиций. И каждый из них всегда забывал о главном: отнюдь не панегирический смысл вкладывал в эту формулу старец Филофей. В своем послании к великому князю он предостерегает и даже грозит: «Твое христианское царство иным не останется». С «великим опасением» и «великим смирением» подобает блюсти и хранить чистоту веры и национальной традиции. Но как раз об этом меньше всего думали великие князья и государственные мужи.
Отвергая высокие нравственные принципы национальной культурной традиции, российские геополитики обычно уповают на прагматизм.
Они надеются на экономические расчеты и баланс сил значительно больше, чем на человека и его культуру. Но парадокс прагматизма в геополитике как раз связан с тем, что сами прагматики, стремясь к максимальной эффективности, подрывают эффективность власти тем, что игнорируют ее духовную составляющую. Если заинтересованность и воодушевление людей падают, любая геополитическая система начинает давать сбои: политические границы нуждаются в активной творческой защите заинтересованных политических акторов. Поэтому наиболее эффективная модель геополитического господства — отнюдь не инструментально-прагматическая, а нравственно-этическая, способная мобилизовать духовные ресурсы общества посредством опоры на веру и мораль.
Речь здесь вовсе не идет о фундаменталистских проявлениях веры, связанных с религиозным фанатизмом. Геополитик национального масштаба никогда не состоится без веры в долговременную перспективу социокультурного развития своего народа, в незыблемость его нравственных устоев. Имперская традиция политической власти может длительно существовать только как нравственно-этическая, опирающаяся на моральные устои национальной традиции.
В архетипе «странствующего царства» тема сакральности власти над пространством тесно связана с темой апокалиптики политического времени. Русское политическое время неизменно испытывает напряжение «надвигающегося конца истории», оно предельно сжато, историческая перспектива укорочена. Такое время требует предельной ответственности, собранности: именно от Третьего Рима — от Москвы — зависит судьба истории. Поэтому в русском геополитическом сознании неразрывно связаны судьбы России и судьбы мира — русская душа «болеет» мировыми проблемами. Уже в XVI в. выдвигается учение о святой Руси, об универсальном, всемирном значении России. В.В. Зеньковский справедливо отмечает, что именно отсюда, и только отсюда, следует выводить все поздние политические концепции, обосновывающие «всечеловеческое призвание России»1.
Так формируется феномен «целостности» восприятия политического пространства, который получил особое значение в русской культуре. Христианство по самой своей сути обращено ко всему человечеству, хочет просветить и освятить всю его душу. Этот мотив, несомненно, играет важную роль и в западном христианстве, но в православии тема целостности доводится до абсолюта, приобретая оттенок радикализма. Антитеза «все или ничего», не сдержанная житейским благоразумием, не контролируемая вниманием к практическим результатам, оставляет русскую душу чуждой житейской трезвости.
1Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1.4. 1. Л., 1991. С. 47.
В геополитической сфере это привело к формированию трагического архетипа политического радикализма, который красной нитью проходит через всю русскую историю: он учит бояться всякой «серединности» и умеренности, всякой «теплохладности». Сама «политическая поэма» о Москве — Третьем Риме — выросла на основе геополитического радикализма — из страстной жажды приблизиться к воплощению Царства Божьего на земле.
Позднее, в XVIII в., историософское осмысление русского пространства соединяется с его естественно-научным изучением, и на смену мистическим аспектам в геополитических воззрениях все более определенно приходит рациональное обоснование.
Неразрывная взаимосвязь почвы и крови, пространства и власти, географии и политики была отмечена уже великим русским ученым М.В. Ломоносовым. Он глубоко верил в творческие силы русского народа, в его способности осваивать необъятные пространства, на которых привольно чувствует себя свободолюбивая русская душа. Однако широкое распространение идей географического детерминизма начинается в России только в XIX в. Л.И. Мечников, В.П. Семенов-Тян-Шанский, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, А.П. Щапов в своих трудах разрабатывают идеи взаимосвязи географических и природных факторов, рассматривают их влияние на политическую историю славян.
Важное значение для становления русской школы геополитики имело то, что русские исследователи с самого начала критиковали установки вульгарного географического детерминизма, утверждавшего прямую зависимость политики от географии. Они рассматривали географию- в"качестве одного из существенных факторов политической истории. Это позволило Ключевскому вывести формулу: «...человеческая личность, людское общество и природа страны — вот те три основные исторические силы, которые строят людское общежитие. Каждая из этих сил вносит в состав общежития свой запас элементов и связей, в которых проявляется ее деятельность и которыми завязываются и держатся людские союзы»1.
В концепции Ключевского особое значение имеет тот факт, что внешняя природа никогда и нигде не действует на все человечество одинаково, всей совокупностью своих средств и влияний. Ее влияние подчинено многообразным географическим изменениям: разным частям человечества по его размещению на земном шаре она отпускает неодинаковое количество света, тепла, воды, болезней — даров и бедствий, а от этого и зависит степень влияния природных факторов и местные особенности нравов людей.
1 Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. М., 1993. С. 10.
Таким образом, географические и антропологические факторы слиты здесь воедино.
Особое значение Ключевский придавал роли народного темперамента и его влиянию на ход политической истории, в особенности с точки зрения территориальной политики государств. Он подчеркивал, что для территориальной экспансии необходим сильный народный темперамент, могучая сила духа и способность к государственному строительству. Поэтому только в государстве народ становится исторической личностью с ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения. Так в концепции человеческого народный характер и государственное творчество признаются определяющими и доминирующими в геополитике, а география и природа занимают важное, но все-таки подчиненное место.
Большой интерес представляют идеи Б.Н. Чичерина о решающей роли народного характера в развитии политической истории государств. Он неизменно подчеркивал, что природа России, громадность ее территории, постоянная угроза внешних нападений обусловили ключевое значение волевых, духовных качеств народа в ходе государственного строительства. Это позволило Чичерину сделать вывод о том, что не благодаря природе, а во многом вопреки ей русский человек выходит на арену мировой истории.
Известный русский философ С.М. Соловьев также внес важный вклад в исследование русского характера, в вопросы становления народного духа и народной идеи, создавших русское государство. Он обратил внимание на то, что скупая на дары природа северных русских земель приучила жителей к упорству и твердости, не обещая скорой награды за вложенный труд. Соловьеву принадлежит известное образное сопоставление русской природы «с мачехой, а не матерью» по сравнению с благоприятной средой Западной Европы. Действительно, русскому народу пришлось вести жестокую борьбу за выживание и в полном смысле слова отвоевывать жизненное пространство у природы1.
Все эти факторы послужили одной из важных причин, препятствующих увлечению русских авторов географическим детерминизмом, что оказало решающее влияние на особенности русской геополитической школы: русский человек упорными, иногда нечеловеческими усилиями создавал и укреплял свою территорию, и ему трудно было поверить вслед за Монтескье в то, что власть климата — есть «первейшая власть на земле».
1 См.: Соловьев С.М. История России. Кн. 1. М., 1959. С. 76—77.
Об этом очень образно сказал И.Л. Солоневич: «История России есть история преодоления географии России». Для него русская свобода и русское богатство были ограничены русской географией, точнее — географической обездоленностью России. Если безопасность США и Великобритании гарантирована океанами и проливами, то безопасность России гарантирована исключительно воинской обязанностью1. И поскольку пространство России созидал и удерживал человек, то в этом смысле оно — скорее экзистенциальная, чем географическая категория.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что на формирование геополитических идей в России решающее влияние оказывали установки гуманитарной, экзистенциальной географии, тогда как на Западе доминировало влияние общей и экономической географии. Важная особенность экзистенциальной географии состоит в том, что она ставит во главу угла изучение ценностей и целей людей, осваивающих пространство. При этом ключевое значение приобретают понятия освоенного жизненного пространства, самоидентификации с территорией, с национальной или государственной идеей. Дух здесь определяет пространство как с точки зрения психологического восприятия территории, так и с точки зрения ее физического освоения людьми: ведь человеком движет определенный духовный проект, который он и воплощает в пространстве. Эти различия и определили впоследствии наиболее важные теоретико-методологические расхождения западной и российской геополитических традиций.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.В чем основное различие между западной и восточной традициями формирования геополитических идей и представлений?
2.Каково эвристическое значение античных геополитических идей?
3.Каковы особенности геополитических идей эпохи Просвещения?
4.Каков вклад в развитие геополитической традиции Г. Гегеля?
5.Каково значение термина «иконография пространства»?
6.Каковы особенности стратогемного геополитического мышления?
7.Как расшифровать геополитический архетип «Москва — Третий Рим»?
8.Каковы особенности русских геополитических представлений в древности?
9.Какое влияние на русские геополитические представления оказали установки экзистенциальной географии?
1 См.: Солоневич И.Л. Народная империя. М., 1991. С. 48, 69.
ГЛАВА 2