Общая характеристика развития государств Древнего Востока

С конца 4 тыс. до н э в истории чел-ва начинается этап, связ с появлением первых цивилизаций. История гос-в, возникших на территории от средиземного моря до тихого океана, приближается к 1 тыс н э и наз-ся историей древнего мира.

Хронологич рамки развития гос-в древнего востока:

Древний египет, древние гос-ва месопотамии, древняя индия, древний китай, гос-ва восточного средиземноморья.

Создание иррегационн систем земледелия требовало объед усилий многих общин. Это способств возрастанию гос власти и созд особого типа неограниченной монархии – восточной деспотии. Властитель-деспот, обладавший всей полнотой власти, считался богом.

Для древневосточных деспотий была характерна строгая иерархия общ-ва – все соц слои отличались друг от друга правами, обязанностями и привилегиями.

К самым привилегированным классам отн царь, высш слой знати, чиновники, которые помогали деспоту управлять гос-вом

К отдельн категории относились купцы, воины

Основную часть общ-ва сост крестьяне-общинники, ремесленники.

Сельск община была основной производств единицей, у которой были опред обязанности:

Следить за стостоянием земли

Принимать участие в строительстве

Поставление рекрутов для армии

Платила большую часть налогов

Существовали письменные своды законов. Гос-во стояло на страже интересов высш классов общ-ва.

Классовое нер-во повлияло на устройство соц ячейки – семьи. Закон поддерж патриархат. Все имущество находилось у главы семьи, женщины занимали скромное положение (искл – египет, там женщины обладали частной собственностью).

Общие черты законов:

Оберегали частн собств-ть

Карали за кражу и порчу имущества

Охраняли целостность семьи

Защищали права наследников

Религия занимала ведущее место.

Типы мифов:

Космогонические (о происх мира)

Теогонические (о появл богов)

Антропологические (о возникновении человека)

О культурном герое (персонаж, с кот связаны культурные умения и навыки)

В эпоху древности закл основы медицины, математики. Центром просвещения стали города и храмы, там концентрировались образованные и грамотные люди.

В индии исповедовали буддизм, в китае конфуцианство, в иране зороастризм.

4 Древняя Греции и Древний Рим – античные государства, основные их достижения.

Греки и римляне принадлежали к одной южноевропейской, средиземноморской расе, к одной индоевропейской языковой семье. Их характеризовала историческая близость. Они создали сходные общественные институты, обладали близкими культурными традициями и оставили во многом похожие памятники материальной и духовной культуры. Но, конечно, все это не исключало и различия путей и форм конкретно-исторического развития древних греков и римлян.

Античная цивилизация возникла в Древней Греции, где достигла своего расцвета. Затем достижения Греции продолжил развивать Древний Рим, и с падением Римской империи завершила свое развитие и античная цивилизация. Основным феноменом, отличавшим цивилизацию античного мира от других древних цивилизаций, является возникновение городской гражданской общины как основной социально-экономической, политической и социокультурной структуры.

Античную Грецию характеризует небывало высокое развитие всех сторон существования общества – социальной, экономической, политической и культурной жизни. И эти удивительные достижения античного мира во многом определили ход всей истории человечества

5. Основные методы и правила самостоятельной работы с письменными историческими источниками и исторической литературой.

Название этапа Виды аналитической деятельности Методы
Подготовительная работа Предварительный общий обзор источника. Определение типа документа, мыслительная обработка его заголовка с целью подготовки восприятия вероятного содержания. Рассмотрение авторской принадлежности источника (ученый, писатель, обыватель; отечественный или зарубежный и т.п.) Разбор выходных данных документа (при их наличии) для определения его предназначения и времени создания.  
Усвоение содержания источника и обобщение итогов его исследования 1. Выделение главных опросов документа. 2. Уяснение положений источника. 3. Презентация исследования документа. Разделение текста на смысловые отрезки, содержащие основные его положения. Отделение второстепенного, менее значимого материала. Группировка отобранного материала. Установление сущности идей, взглядов, изложенных в источнике. Сравнение их с другими известными положениями. Выявление новизны и возможности использования идей документа в дальнейшей исторической и общественной практике. Обобщение материалов анализа в виде конспекта. Определение взаимосвязей между положениями источника и реальной исторической действительностью и выработка конкретных рекомендаций использования документа путем сообщения, научной статьи, реферата.


Наши рекомендации