Принцип и методы изучения истории. Функции исторического знания.

Принцип и методы изучения истории. Функции исторического знания.

История (рассказ о прошедшем) – система наук, изуч. Прошлое природы и общества. Обобщение и обработка накопл человеч опыта – важнейш задача истории.

Принципы изучения истории:

Пр-п историзма – всякое историч явление следует изучать а развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, итог

Пр-п объективности – предполагает опору на факты в их содержании. Рассм каждое историч явление в его многогранности и противоречивости. Главное – личность историка, его взгляды, культура

Пр-п соц подхода – рассм историко-экономич процессов с учетом соц интересов различных слоев населения

Пр-п альтернативности – опред степень вероятности осуществления того или иного историч события

Методы изучения истории:

Метод – способ изучения историч закономерностей через их конкретн проявления – исторические факты, способ извлеч из фактов новых знаний.

Общенаучные

Собственно исторические

Хронологический

Метод периодизации

Ретроспективный и др.

Ф-ции исторического знания:

Познавательная – выявл закономерностей историч развития

Прогностический – предвидение будущего

Практически-рекомендательная – обработка курса

Ф-ция соц памяти – усвоение опыта прошлого, возможная связь прошлого с настоящим

Воспитательная – восп нравств кач-ва

Периодизация истории человечества.

Первобытно-общинный строй (3-5 млн лет назад)

Каменный век (от возникновения человека до 3-го тыс до н э)

Бронзовый век (с конца 4 до начала 1 тыс до н э)

Железный век (с 1-го тыс до н э)

Различаются степенью владения и изобретения орудиями труда и строительством жилищ.

Каменный век:

Древний (палеолит)

Средний (мезолит)

Новый (неолит)

Энеолит (медно-каменный век)

Первобытн эпоха чел-ва характериз низким уровнем развития производственных сил, коллективным присвоением природных ресурсов, соц-экономич равенство, отсутсвие частн собственности, рабство, классы, гос-ва.

Палеолит:

Овладение огнем у чел-ка

Основа хоз-ва – охота на мамонтов

Копья, дубины

Первые искусственные захоронения покойников

Зарождение родовой организации общ-ва

Матриархат (глава семьи - женщина)

Мезолит:

Потепление климата, растаял ледник, развились растительности, исчезли мамонты и носороги

Созданы лук и стрелы

Одомашнена собака

Собирательство (собирание диких злаков и тд и тп)

Слзданы бревна и плоты

Время расселение человечества с юга на север

Неолит:

Орудия с рукоятками, шлифованные и сверленные

Переход к производящему хоз-ву

Земледелие

Энеолит:

Наивысш расцвет земледелия и хоз-ва

Открытие меди и бронзы

Ускорилась эволюция чел-ка

Растет роль мужчины в производстве

Эпоха патриархата

В 5-4 твс до н э распадается первобытно-общинный строй.

Причины: развитие торговых связей, индивидуализация производства, частная собственность, имущественное неравенство, войны между племенами, рабы, переход к территориальной общине.

Важным этапом была неолитическая революция – первая экономическая революция.

Произошел переход от присвающего хоз-ва к производящему. На смену пришли классовые общ-ва.

2. Древняя (с 4-3 тыс до н э до 5 века н э )

Средневековая (с 5 века н э до конца 17 века н э)

Новая (с конца 17 в до н э до до начала 20 века)

Новейшая (начало 20 века – начало 21 века)

Исламская цивилизация

Исламская цивилизация произошла от сирийской и эллинской. Эту цивилизацию создали арабы, населявшие Аравийский полуостров. Они принадлежали к группе семитских народов, также как ассирийцы, финикийцы, евреи.

К началу VII в. в Аравии, в особенности в Мекке, значительное распространение получил ханифизм духовно-религиозное учение, направленное на поиск нового единого Бога и заимствовавшее некоторые общие идеи христианства и иудаизма. Одним из ханифов-проповедников стал Мухаммед (570-632), торговец из Мекки.

Исламская цивилизация наименее открытая для внешних воздействий, что обусловлено прежде всего особенностями религии, охватывающей все стороны жизни, включая экономику и политику. Мусульманский образ жизни не только традиционен, но и самоценен. Для исламской ментальности за пределами мусульманского мира нет ничего достойного для внимания и подражания. Вместе с тем это — традиционалистски активная цивилизация.

Ислам (буквально покорность) вобрал в себя как духовно-религиозную культуру арабов, так и многие постулаты иудаизма и христианства. Однако, это не было эклектическое смешение различных религиозных верований. Это было качественно новое цельное вероучение. Священной книгой приверженцев ислама мусульман (от муслим преданный) стал Коран (Чтение), который, согласно мусульманскому преданию, был передан Аллахом людям через пророка Мухаммеда. Уже после смерти Мухаммеда Коран был собран в единую книгу и разделен на 114 глав (сур).

В основе догматики Корана идея о том, что спасение ждет только тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда. Мусульмане должны полностью вверить себя воле Аллаха. Отсюда фатализм, предопределенность высшей силой человеческой судьбы. В 622 г. Мухаммед с группой последователей был вынужден переселиться в Ятриб, откуда была родом его мать. Там он основал мусульманскую общину. Жителя этого города старые соперники мекканцев встретили нового пророка куда более благожелательно. Они встали на сторону новой религии, а свой город переименовали в честь Мухаммеда в Медину (город пророка). 622 год стал началом нового летоисчисления по мусульманскому календарю.

Именно с Медины начинается победное шествие ислама по арабскому миру. Исламская цивилизация, таким образом, имеет ряд отличительных черт. Прежде всего, она способствовала синтезу западной и восточной культур. Ее уникальность заключалась и в том, что в отличие от предшествующих мировых империй (Римской, империи Александра Македонского), основанных на военном завоевании, появляется империя, поддерживаемая единой религией.

Доминирующим фактором в обществе становится религия ислам, которая определяет не только духовно-религиозную, но политическую, социальную, гражданскую жизнь. Ее воздействие, однако, на развитие цивилизации противоречиво. С одной стороны, ислам выступает как мощная интегрирующая, консолидирующая сила. С другой стороны, ислам, начиная со второй половины IX в., становится все более нетерпимым по отношению к христианам, иудеям, к мусульманским еретикам, а также представителям светской науки и философии.

Образование древнерусского государства. Его политическая и социальная структура.

Для характеристики социально-политического строя Древней Руси можно использовать свод законов «Русская правда», летопись «Повесть временных лет», в которую включены Договоры Олега (907, 911 гг.), Игоря (944 г.), Святослава (971 г.) с Византией, а также свидетельства византийских, арабских и европейских авторов. На основании указанных источников можно дать характеристику населения Древней Руси. «Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей (отсюда: сбор дани с крестьян - общинников - полюдье). «Русская правда», рассматривая людинов, указывает, что они объединились в сельскую общину-вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи. Вторая большая группа населения - смерды. Это, возможно, не свободные или полусвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников. Третья группа населения - рабы. Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь-это раннее название, холопы - более позднее. «Русская правда» показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал. Рабство было 2-х видов - полное и неполное. Источники полного рабства: плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба; поступление на службу к князю тиуном, ключником, ратайным старостой и незаключение договора и т.д. Однако полное рабство было неоднородным. Основная масса рабов выполняла черную работу. Их головы оценивались в 5 гривен. Рабы -надсмотрщики, управляющие, ключники были на другой ступеньке социальной лестницы. Голова княжеского тиуна оценивалась в 80 гривен, он мог уже выступать свидетелем на суде. Неполные рабы-закупы появились в ХП веке. Закуп- это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство и он мог выкупиться, вернув долг. Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь тоже была защищена пятигривенным штрафом. Возможно, это были не пошедшие в холопство тиуны, ключники, старосты, мужья рабынь и т. д. Судя по «Русской правде», они были мелкими административными агентами. Другая небольшая группа - изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т. д. Видимо, изгои пополняли ряды городских ремесленников или княжескую дружину, особенно во время войны. Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К ХП веку в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники иногда производили более 150 видов железных изделий. На внешний рынок шли не только лен, пушнина, мед, воск, но и льняные ткани, оружие, изделия из серебра, пряслица и другие товары. С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Уже в 944 г. русско-византийский договор позволяет утверждать существование самостоятельной купеческой профессии. Следует помнить, что каждый купец в те времена был и воином. И у воинов, и у купцов был один покровитель - бог скота Велес. Через Русь пролегали важные торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали в Византии, в арабских государствах и в Европе. Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники («мужи»). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных походах, в сборе дани. Княжеская дружина- это составная часть аппарата управления. Дружина была неоднородна. Наиболее приближенные дружинники составляли постоянный совет, «думу». Они именовались боярами. С ними князь советовался по важным государственным делам (принятие православия Владимиром; Игорь, получив от Византии предложение взять дань и отказаться от похода, созвал дружину и начал советоваться и т. д.). Старшие дружинники могли иметь и свою дружину. Впоследствии бояре выступали в роли воевод. Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли основу нарождающегося класса феодалов. В источниках прослеживается установление и усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские земли как с помощью насилия, так и согласия. Древлян Олег присоединил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Северяне были присоединены под флагом освобождения от хазар и т. д. Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало народное собрание - вече - в IX - XI вв. (в Новгороде и Пскове значительно дольше). Народные старейшины принимали участие в княжеской думе. Наиболее ранней формой эксплуатации крестьян киевскими князьями являлась дань (продуктами сельского хозяйства, промыслов, деньгами), которой они облагали сельское население. Присоединенные территории начинали рассматриваться верховными правителями как государственная собственность. Право на сбор дани с определенных территорий получали дружинники князя.

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси произошла от культур местных восточнославянских племён. В тоже время, не смотря на ее славянскую направленность, русскаякультура активно развивала контакты с зарубежными культурами, в первую очередь с Византией, Болгарией, странами Центральной ЕвропыСкандинавией, Хазарским каганатом и арабским Востоком. Культура Древней Руси развивалась настолько стремительно, что уже к XI в. достигла довольно высокого уровня. В своем развитии она всё больше подчинялась феодальным порядкам, которые все больше преобладали в обществе. бльшую роль в её формировании сыграло христианство, задавшее модель русской культуры, и определи перспективу её развития на многие века.Веками крестьяне приспосабливали жилище к своему образу жизни. В «Повести временных лет» много слов, имеющих отношение к русскому народномужилищу XII В. – «изба», «печь», «полати», «клеть», «сени». «Красный» и другие углы.«Баня без пара, что щи без навара»«Хлеб – всему голова»«Щи да каша – пища наша»«В семье и каша гуще»«Не выбирай невесту, выбери сваху»«Кого люблю, того и бью»нг 1мар 1сен п1-1ян+ел..писм:кирил,глаг перв летописи повесть врем лет.Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви икона Божией Матери..деерво -языч..камень –христ.

12.) Феодальная раздробленность – стадия в политическом развитии средневекового общества, когда единое государство ранней стадии Средневековья дробится на ряд независимых государств (на Руси – княжеств и земель). При этом великокняжеская власть сохраняется, но имеет лишь номинальное значение. Местные князья вполне самостоятельны и нередко воевали с великими князьями. Причины феодальной раздробленности: 1. экономические – рост производительных сил в ремесле и сельском хозяйстве на местах. В конце XI-XII в. везде стали распространятся двуполье и трехполье. Росло число городов (в X в. – 60, к началу XIII в. – 230). В то же время рост производительных сил происходил в условиях господства натурального хозяйства, отсутствия экономических связей между русскими землями; 2. социальные – определялись развитием феодальных отношений на местах. В IX-X вв. между Киевом и его окраинами существовали довольно заметные различия в уровне развития общества. «Повесть временных лет», сравнивая полян и древлян, отмечала, что поляне «имеют нрав кроток и тих», а древляне «живут скотски, звериным обычаем, едят все нечисто, имеют срамословие перед женами», а также обычай умыкания невесты. Это свидетельствовало об отсталости древлян и слабом распространении у них христианства, так как они не знали постов. В конце XI-начале XII в. окраины уже не отставали от Киева по уровню социального развития. Везде началось социальное расслоение. В таких условиях местная знать стала стремиться к тому, чтобы иметь у себя аппарат власти, способный справиться с социальными столкновениями; 3. политические – определялись заинтересованностью местной знати в закреплении за своими феодальными центрами собственных княжеских династий. Пребывание князей на местных княжеских столах при лествичном порядке восхождения к власти было временным. Поэтому на местные дела они не обращали особого внимания. Такое положение устраивало местную знать. Вместе с тем уже в Киевский период стала складываться традиция, по которой в отдельных феодальных центрах стали закрепляться определенные династии. Так, Чернигов, Тмутаракань и Рязань стали числиться за потомками Святослава Ярославича; Переславль на Днепре, Ростов и Суздаль – за потомками Всеволода и Владимира Мономаха и т.д. 4. идеологические – связаны с распространением традиций сюзеренитета – вассалитета и идеи самостоятельности каждого князя в своей вотчине.Последствия раздробленности: 1. после смерти сына Владимира Мономаха, Мстислава Великого, Русь в 1132 г. распалась примерно на 20 княжеств и земель разной величины. В дальнейшем дробление продолжалось. Наряду с подъемом хозяйства и культуры в этом процессе имелись и отрицательные последствия: междоусобицы и ослабление обороны страны. Это было чувствительно для Руси, находившейся на границе со степью; 2. усилились половецкий натиск. Русское население вынуждено было покинуть Белую Вежу на Дону, Тмутаракань, оставить земли в Нижнем Поднепровье; 3. постепенно стала складываться система обороны, при которой каждый князь отвечал за свой участок границы Руси. Поэтому поражение князя Игоря Святославовича Новгород - Северского и его брата Буй-Тур Всеволода Курского в 1185 г., описанное в «Слове о полку Игореве», имело для Руси тяжелые последствия, образовав в русской обороне брешь, в которую вторглись половцы ханов Боняка и Кончака. С большим трудом удалось отбросить их в степь. Автор «Слова» призвал князей к объединению военных сил для обороны Руси. Накануне нашествия монголов этот призыв был очень актуален, но князья в целом так и не сумели преодолеть местные интересы, возвыситься до понимания общерусских задач. Тем не менее, можно отметить социальные явления положительного порядка. Например, в удельных обособившихся княжествах успешнее, чем раньше, развивались ремесла, города, множились вотчины, ставшие в то время наиболее прогрессивной формой организации крупного хозяйства на земле. Формировались новые центры летописания, строились замечательные архитектурные сооружения, расцветала древнерусская литература, публицистика, богаче и разнообразнее становилась культура.

Образование Русского централизованного государства

С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению. Создание Русского централизованного государства было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.

Отправным пунктом в развитии феодальной экономики послужил прогресс сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пашенной системы, которая становится в центральных районах страны преобладающим способом обработки земли. Пашенная система заметно вытесняет подсечную, распространенную преимущественно в северных лесных местностях, и перелог, господствующий еще на юге.

Пашенная система требует постоянной обработки земли. Поскольку здесь крестьянин всегда имеет дело с одним участком, который отдыхает от посева лишь через год (двухпольная система) или два (трехполье), то возникает необходимость в удобрении полей. Все это требует более совершенных орудий производства. Но подъем сельского хозяйства был обусловлен не только и не столько развитием орудий производства, сколько систематическим расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону.

Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимость развития ремесла. В результате процесс отделения ремесла от сельского хозяйства идет все глубже. Количество ремесленников, переставших заниматься земледелием, возрастает.

Отделение ремесла от сельского хозяйства влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, т. е. между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе такого обмена создаются местные рынки. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установлению внутренних экономических связей способствовало и развитие внешней торговли.

Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, т. е. создания централизованного государства. В этом были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, купцы и ремесленники.

Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства.

Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Подобная политика вызывает естественное сопротивление крестьянства, приобретающее разнообразные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только светских, но и духовных феодалов - монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы принимает и бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли.

В таких условиях перед классом феодалов встала задача удержать в узде крестьянство и довести до конца его закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнить главную функцию эксплуататорского государства- подавление сопротивления эксплуатируемых масс.

Указанные две причины играли ведущую роль в деле объединения Руси. Без них процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV - XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государства.

Хотя экономические связи в данный период и достигли существенного развития, они все же не были достаточно широки, глубоки и сильны, чтобы связать воедино всю страну. В этом состоит одно из отличий образования Русского централизованного государства от аналогичных процессов в Западной Европе. Там централизованные государства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси же в XIV - XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении капитализма, буржуазных отношений.

То же следует сказать и о развитии классовых отношений, классовой борьбы. Как ни велик был ее размах в данный период, все же эта борьба не приобрела таких форм, какие она имела уже на Западе или в более позднее время в России (крестьянские войны под руководством Болотникова, Разина в XVII в.). Даже для начала XVI в. характерно преимущественно внешне незаметное, подспудное накопление классовых противоречий.

Фактором, ускорившим централизацию Русского государства, явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачиваться русские земли перед лицом общего врага. Характерно, что когда началось образование Русского централизованного государства, стал возможен разгром монголо-татаров на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их против врага, татарское иго было свергнуто окончательно.

Известно, что только мощное централизованное государство может справиться с внешним врагом. Поэтому в его образовании были заинтересованы и достаточно широкие народные массы.

Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которой было суждено со временем стать столицей великой державы. Такая роль Москвы, сравнительно молодого города, была обусловлена прежде всего ее экономическим и географическим положением. Москва возникла в тогдашнем центре русских земель, в силу чего была лучше, чем другие княжества, прикрыта от внешних врагов. Она стояла на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.

Возникнув как город в XII в., Москва первоначально не была центром особого княжества. Лишь время от времени она давалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских князей. Только с конца XIII в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым таким князем был сын известного героя земли русской Александра Невского - Даниил. При нем в конце XIII - начале XIV вв. началось объединение русских земель, успешно продолженное его преемниками. Проводя линию на объединение русских княжеств, московские князья скупали земли соседних княжеств, захватывали их при удобном случае вооруженной силой, нередко используя для этого Золотую Орду, присоединяли дипломатическим путем, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, делая их своими вассалами. Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья.

Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила - Иване Калите (1325-1340). При нем продолжалось собирание русских земель. Иван Калита сумел получить у татар ярлык на великое княжение, приобрел право собирать дань для татар со всех или почти всех русских княжеств, сохранивших самостоятельность. Такое положение было использовано московскими князьями в целях постепенного подчинения этих княжеств. Благодаря гибкой внешней политике московских князей удалось на несколько десятилетий обеспечить мир на Руси. Москва стала и центром православной церкви, в 1326 г. в нее была перенесена из Владимира митрополичья кафедра. Расширяя территорию Московского государства, великие князья превращали уделы в простые вотчины. Удельные князья переставали быть государями в своих уделах и приравнивались к боярам, т. е. становились подданными великого московского князя. Они уже не могли теперь вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

К концу XIV в. Московское княжество настолько окрепло, что смогло начать борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Орде были нанесены первые сокрушительные удары, наиболее значительным из которых явилась победа русских войск под командованием князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. При Иване III объединение русских земель вступило в завершающую фазу. К Москве были присоединены важнейшие земли - Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли по Десне. В 1480 г. после известного «стояния на Угре» Русь окончательно освободилась от татарского ига. Процесс объединения русских земель был завершен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, освободил Смоленск от литовского господства.

Вместе с объединением русских земель росла и власть великих князей над ними. Московское княжество перестало быть совокупностью более или менее самостоятельных государств. Деление на уделы было заменено делением на административно-территориальные единицы, возглавляемые наместниками и волостелями.

Наряду с объединением русских земель происходило присоединение и некоторых соседних народов. Вместе с Новгородской, Нижегородской, Пермской и другими землями в состав Московского государства вошли и небольшие нерусские народы, их населявшие: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и др. Некоторые из них ассимилировались, растворялись в составе великорусской народности, но большинство сохранили свою самобытность. Русское государство подобно Киевскому становилось многонациональным.

Буржуазно-демократические революции в Европе. Образование национальных государств.

Испанская революция.В 1820 г, вспыхнула революция в Испании. Восстановленный решением Венского конгресса на испанском престоле Фердинанд VIIигнорировал конституцию 1812 г., вновь ввел в стране абсолютистские порядки, вернул монастырям земельную собственность, возродил инквизицию. В тюрьмах оказались десятки тысяч людей, обвиненных в политических преступлениях. В ответ на действия монарха усилилась деятельность тайных оппозиционных обществ, зрели заговоры, начались волнения. В Кадисе вспыхнул мятеж войска, которое должно было быть направлено в Латинскую Америку для расправы с борцами за освобождение от испанского ига. Хотя Фердинанд VII вскоре присягнул конституции, но восставшие не прекратили борьбу. Введенные по решению Веронского конгресса Священного союза французские войска подавили революцию, продолжавшуюся два года.Испанская революция способствовала подъему революционных выступлений в соседней Португалии. В Лиссабоне и других городах в 1820 г. произошло восстание. Было сформировано временное правительство, созваны кортесы (парламент), которые разработали конституцию страны, признанную королем Иоанном VI. Однако после его смерти провозгласивший себя королем Мигел (1802-1866) жестоко расправился со сторонниками конституции, разогнал кортесы и восстановил абсолютизм в стране.

Греческое восстание. В 1821 г. греки восстали против вассальной зависимости от Турции. Восстание возглавил АлександрИпсиланти – участник Отечественной войны 1812 г., генерал-майор русской армии. Александр I не решился оказать помощь грекам. Восстание на севере Греции вскоре было подавлено. Однако на юге Греции, островах архипелага, вспыхнуло более грозное восстание. В январе 1822 г. было создано Национальное собрание, которое утвердило независимость Греции и республиканское правление. Турция при поддержке египетского паши учинила кровавую расправу над греками, что вызвало сочувствие передовых людей Европы к борющимся грекам. Англия и Франции предложили Николаю I послать русский флот к берегам Греции. В Наваринской бухте соединенный англо-франко-русский флот в 1827 г. нанес поражение турецко-египетскому флоту. В этих условиях Турция, которая считала Россию своим основным противником, объявила ей войну, завершившуюся Адрианопольским миром (1829). Была признана независимость Греции с республиканским строем. В 1832 г. республиканская форма правления была заменена конституционно-монархическим строем.В 1820 г. произошла революция в Неаполитанском королевстве, в 1821 г. – в Пьемонте.

В середине XIX в. выступления рабочего класса, крестьянства, борьба промышленной буржуазии за власть потрясали Европу. Следует отметить важную черту революционного движения этого периода – одновременность революций в ряде европейских государств.

Февральскаяреволюция во Франции. Во Франции многие феодальные порядки были уничтожены в ходе революции 1789-1794гг. Установившийся режим июльской монархии (1830-1848) отвечал интересам лишь финансовой буржуазии, вызывал ненависть широких масс крестьянства и рабочих, недовольство промышленной, торговой буржуазии. Общее недовольство политикой правительства Луи-Филиппа (1773-1850) усугублялось неурожайными годами 40-х гг., кризисом перепроизводства 1847 г. Все это вызвало новую революцию во Франции, получившую название Февральской (1848). Не находя возможности разрешить кризис в стране, прекратить баррикадные бои на улицах Парижа, Луи-Филипп вынужден был отречься от престола. Франция была провозглашена Республикой, создано временное правительство, введено всеобщее избирательное право для мужчин, сокращен рабочий день для рабочих до 10-11 часов, увеличены налоги на земельных собственников. Однако временное правительство оказалось не в состоянии выполнить другие требования рабочих и городской бедноты. Действия временного правительства и избранного Национального собрания, по сути явившиеся движением назад, привели в июне 1848 г. к широкому антиправительственному восстанию рабочих Парижа, которое было жестоко подавлено войсками. Власть была передана президенту Луи Наполеону, который 2 декабря 1851 г. приказал арестовать и бросить в тюрьмы опасных для него политических деятелей, а войскам занять правительственные учреждения. Это был государственный переворот. В ответ в ряде городов тысячи сторонников Республики вышли на баррикады, однако войска быстро подавили восстание. Революция потерпела поражение. В 1852 г. Луи Наполеон провозгласил себя Наполеоном III, императором Франции. В стране установилась Вторая империя (1852-1870).

Революциив Австрии, Германии, Италии. Вслед за Францией революции произошли в Австрии, Германии, Италии. В середине XIX в. Австрийская империя была многонациональным государством, в котором более половины населения составляли славяне. Уничтожение национального и феодального гнета, завоевание независимости угнетенными народами, свержение монархии Габсбургов были важнейшими задачами буржуазной революции 1848-1849 гг. в Австрии. Революционные выступления вспыхнули одновременно в Вене, Богемии, Венгрии, Ломбардо-Венецианском королевстве. Чтобы остановить революцию, Фердинанд I отстранил от власти канцлераА. Меттерниха (1773-1859), олицетворявшего реакцию. Был принят закон о введении всеобщего избирательного права для мужчин; крестьяне добились отмены крепостного права. В Венгрии в революционном движении, помимо венгров, активное участие приняли славянские народы. Но в начале 1849 г. с введением на территорию Венгрии 80-тысячного русского войска под командованием генерала И. Паскевича (1782-1856) революция была подавлена.

С падением наполеоновской империи в 1815 г. Прусское государство было самым сильным государством раздробленной Германии. Более быстро развивалась промышленность в западных областях Пруссии (Вестфалии, Рейнской провинции, Саксонском королевстве и Силезии). Сохранившиеся введенные Наполеоном буржуазные законы обеспечивали интенсивное развитие капитализма в рейнской провинции, где развивалась текстильная промышленность; в Руре увеличилась добыча угля, росло число металлургических и оружейных заводов. С 40-х гг. в Германии набирало темпы железнодорожное строительство. В Берлине возникли паровозостроительные заводы. Однако в целом в развитии промышленности Германия значительно отставала от Англии и Франции.В Германии лично свободные крестьяне выплачивали помещикам большие денежные повинности. Разрешением на выкуп повинностей смогли воспользоваться за 30 лет (с 1815 г.) лишь 1/4 всех крестьян. Прусские помещики, которым принадлежало более половины земель, развивали крупные капиталистические хозяйства, основанные на применении труда батраков.

Дальнейшее развитие капитализма затрудняли политическая раздробленность, абсолютные монархии в большинстве немецких государств, внутренние таможенные пошлины, произвол чиновников и помещиков. Все это послужило причинами революции 1848-1849 гг. в Германии. Главная задача революции – уничтожение феодальной раздробленности и политическое объединение страны.

Революция в Германии началась в марте 1848 г. массовыми выступлениями в Бадене, Гессен-Дармштадте, Баварии, Вюртемберге. В Берлине рабочие вели баррикадные бои с войсками и полицией, которые завершились победой повстанцев. Было сформировано либеральное правительство. Победа берлинских рабочих и ремесленников вызвала подъем рабочего и крестьянского движения. В мае 1848 г. открылось избранное Прусское Национальное собрание. Между тем восстание в Бадене, поднятое мелкобуржуазными демократами в апреле 1846 г., было подавлено. Немецкая буржуазия начала переходить в лагерь контрреволюции. Прусский король в ноябре сформировал новое правительство из крупных феодалов и высшей бюрократии, которое ничего не сделало для освобождения крестьян от феодальных повинностей и облегчения положения рабочих.В мае 1849 г. начались восстания в Саксонии, Рейнской провинции, Бадене и других областях Германии в защиту конституции, принятой в марте 1849 г. Франкфуртским Национальным собранием и отклоненной правительством Пруссии и некоторых других германских государств. Революционные восстания были подавлены. Это означало поражение революции в Германии. В начале 50-х гг. XIX в. в Пруссии утвердился реакционный режим.Национальноеобъединение Италии. Политическая раздробленность Италии, произвол чиновников, полиции, монополия дворянства на власть, феодальная зависимость крестьян от помещиков служили тормозом дальнейшего развития капитализма и вызывали общее недовольствие буржуазии, широких народных масс и толкали их на революционную борьбу. Главным вопросом революционного движения 1848-1849 гг. были освобождение страны от австрийского гнета и политическое объединение мелких государств в единое централизованное государство. В начале 18

Наши рекомендации