Общая характеристика развития государств Древнего Востока
С конца 4 тыс. до н э в истории чел-ва начинается этап, связ с появлением первых цивилизаций. История гос-в, возникших на территории от средиземного моря до тихого океана, приближается к 1 тыс н э и наз-ся историей древнего мира.
Хронологич рамки развития гос-в древнего востока:
Древний египет, древние гос-ва месопотамии, древняя индия, древний китай, гос-ва восточного средиземноморья.
Создание иррегационн систем земледелия требовало объед усилий многих общин. Это способств возрастанию гос власти и созд особого типа неограниченной монархии – восточной деспотии. Властитель-деспот, обладавший всей полнотой власти, считался богом.
Для древневосточных деспотий была характерна строгая иерархия общ-ва – все соц слои отличались друг от друга правами, обязанностями и привилегиями.
К самым привилегированным классам отн царь, высш слой знати, чиновники, которые помогали деспоту управлять гос-вом
К отдельн категории относились купцы, воины
Основную часть общ-ва сост крестьяне-общинники, ремесленники.
Сельск община была основной производств единицей, у которой были опред обязанности:
Следить за стостоянием земли
Принимать участие в строительстве
Поставление рекрутов для армии
Платила большую часть налогов
Существовали письменные своды законов. Гос-во стояло на страже интересов высш классов общ-ва.
Классовое нер-во повлияло на устройство соц ячейки – семьи. Закон поддерж патриархат. Все имущество находилось у главы семьи, женщины занимали скромное положение (искл – египет, там женщины обладали частной собственностью).
Общие черты законов:
Оберегали частн собств-ть
Карали за кражу и порчу имущества
Охраняли целостность семьи
Защищали права наследников
Религия занимала ведущее место.
Типы мифов:
Космогонические (о происх мира)
Теогонические (о появл богов)
Антропологические (о возникновении человека)
О культурном герое (персонаж, с кот связаны культурные умения и навыки)
В эпоху древности закл основы медицины, математики. Центром просвещения стали города и храмы, там концентрировались образованные и грамотные люди.
В индии исповедовали буддизм, в китае конфуцианство, в иране зороастризм.
4 Древняя Греции и Древний Рим – античные государства, основные их достижения.
Греки и римляне принадлежали к одной южноевропейской, средиземноморской расе, к одной индоевропейской языковой семье. Их характеризовала историческая близость. Они создали сходные общественные институты, обладали близкими культурными традициями и оставили во многом похожие памятники материальной и духовной культуры. Но, конечно, все это не исключало и различия путей и форм конкретно-исторического развития древних греков и римлян.
Античная цивилизация возникла в Древней Греции, где достигла своего расцвета. Затем достижения Греции продолжил развивать Древний Рим, и с падением Римской империи завершила свое развитие и античная цивилизация. Основным феноменом, отличавшим цивилизацию античного мира от других древних цивилизаций, является возникновение городской гражданской общины как основной социально-экономической, политической и социокультурной структуры.
Античную Грецию характеризует небывало высокое развитие всех сторон существования общества – социальной, экономической, политической и культурной жизни. И эти удивительные достижения античного мира во многом определили ход всей истории человечества
5. Основные методы и правила самостоятельной работы с письменными историческими источниками и исторической литературой.
Название этапа | Виды аналитической деятельности | Методы |
Подготовительная работа | Предварительный общий обзор источника. | Определение типа документа, мыслительная обработка его заголовка с целью подготовки восприятия вероятного содержания. Рассмотрение авторской принадлежности источника (ученый, писатель, обыватель; отечественный или зарубежный и т.п.) Разбор выходных данных документа (при их наличии) для определения его предназначения и времени создания. |
Усвоение содержания источника и обобщение итогов его исследования | 1. Выделение главных опросов документа. 2. Уяснение положений источника. 3. Презентация исследования документа. | Разделение текста на смысловые отрезки, содержащие основные его положения. Отделение второстепенного, менее значимого материала. Группировка отобранного материала. Установление сущности идей, взглядов, изложенных в источнике. Сравнение их с другими известными положениями. Выявление новизны и возможности использования идей документа в дальнейшей исторической и общественной практике. Обобщение материалов анализа в виде конспекта. Определение взаимосвязей между положениями источника и реальной исторической действительностью и выработка конкретных рекомендаций использования документа путем сообщения, научной статьи, реферата. |